За последнее десятилетие Китай в значительной мере нарастил свое экономическое присутствие в мире – в Австралии, Африке, Северной и Южной Америке, Европе, России и в странах Центральной Азии. В должниках у Пекина числятся десятки стран с разными уровнями экономики, и на первом месте в этом списке находятся США
По данным министерства финансов Соединенных Штатов, КНР является крупнейшим держателем американского долга, что, по факту, дает Пекину рычаги влияния на американскую экономику. На что, собственно говоря, власти Поднебесной уже не раз намекали.
Естественно, рост авторитета Китая на геоэкономической арене, что в итоге ведет и к усилению роли Пекина в геополитических вопросах, не может устраивать Вашингтон, чья цель – мировая гегемония во всех сферах. Осознав несколько лет назад, что США потихоньку начинают уступать лидерство Китаю, американские власти тут же включили его в список противников Америки, наносящих ущерб интересам США и стремящихся бросить вызов американскому влиянию, ценностям и богатству, а также разработали стратегию противостояния его экономическим амбициям.
В рамках доктрины по противодействию Китаю, как и России, ключевая роль была отведена не столько санкциям и другим экономическим инструментам, сколько гибридным, или проще говоря, информационным войнам.
Так, с подачи Вашингтона по миру распространились слухи о жестком притеснении мусульман в Китае, целью которых было не столько вызвать порицание со стороны мировой общественности, сколько подготовить почву для организации акций протеста против КНР в ряде стран, где преобладает мусульманское население, в том числе в центрально-азиатских государствах, которые играют не последнюю роль в реализации экономических амбиций Пекина. И это сработало. В 2019 году по Центральной Азии прокатилась волна антикитайских митингов.
Следующая информационная волна затрагивала уже непосредственно всех тех, кто стоит в списке должников Китая. В сообщениях мировых масс-медиа сообщалось о том, что в качестве расплаты по кредитам КНР экспроприирует у должников земли, месторождения, инфраструктурные объекты и т.д.
Естественно, такие сообщения вызвали неподдельный испуг у населения ряда стран с развивающейся экономикой. К таким странам относится и Кыргызстан.
Напомним, на сегодняшний день долг КР перед Китаем составляет порядка 1,7 миллиардов долларов или свыше 40 процентов от общей суммы внешнего госдолга республики. По сравнению с 2009 годом объем китайских кредитов вырос в 170 раз. Основная часть заимствований пришлась на период президентства Алмазбека Атамбаева.
Ряд аналитиков заявляют, что такой большой долг ставит Кыргызстан в финансово уязвимое положение перед Китаем. При этом призрачная перспектива расплачиваться ко китайским кредитам территориями и залежами полезных ископаемых напугала не только население, но и отдельных представителей правящих политических элит, которые тут же выступили с инициативой организовать специальный фонд по добровольному сбору средств с населения для погашения китайских кредитов.
Данная инициатива населением была не просто отвергнута, но и вызвала крайне негативную реакцию, как по отношению к властям республики, так и по отношению к самому Китаю. Несмотря на заверения правительства о том, что Кыргызстан изыскивает возможности обсуживать госдолг, в чем убеждены и власти КНР, антикитайские настроения в стране не спадают.
Примечательно, что внешнее влияние заокеанской пропаганды настолько велико, что население Кыргызстана в своем большинстве мыслит исключительно под влиянием навязанных эмоций.
Сегодня с подачи отдельных геополитических игроков, незаинтересованных в укреплении отношений между КР и КНР, кыргызстанцы не обращают внимания на здравый смысл, который сводится к тому, что Пекину выгодно иметь в соседях развитые государства, нежели неблагополучные – с проблемами в экономике и безопасности, учитывая, что малейшая территориальная агрессия способна вызвать коллапс в самом Китае, население которого насчитывает это 56 различных национальностей. Все китайские военные трактаты говорят о том, что война — это вынужденное зло, которого следует всячески избегать.
Между этим очевидно, что, Кыргызстан не должен, поддавшись страху призрачной «китайской экспансии», упустить возможность улучшить свою экономическую ситуацию за счет сотрудничества со своим стратегическим партнером, имеющим вторую по величине экономику в мире. Обладая огромными финансово-инвестиционными возможностями и передовыми технологиями, КНР может стать ключевым инвестором в экономику республики.
Уже сейчас, по словам президента КР Сооронбая Жээнбекова, КНР возглавляет список инвесторов в экономику Кыргызстана и оказывает республике ощутимую помощь.
В 2019 года экспорт из Кыргызстана в Китай увеличился на 25 процентов. Кроме того, в рамках визита в КР китайского лидера Си Цзиньпина стороны подписали соглашения о сотрудничестве на 7 миллиардов долларов.
Как сообщила чрезвычайный и полномочный посол Китая в Кыргызстане Ду Дэвэнь, в ходе своего госвизита в КР председатель КНР Си Цзиньпин от имени китайского правительства обещал новые займы кыргызскому правительству. В настоящее время стороны проводят консультации по их использованию.
Перспектива увеличения госдолга перед Китаем вновь вызвала волну негодования среди населения. Однако, эксперты убеждены, что при взвешенном подходе, новые заимствования могут принести пользу.
По мнению, сопредседателя клуба региональных экспертов «Пикир», политолога Игоря Шестакова, проблема кроется не в самих кредитах и грантах, получаемых Кыргызстаном от Китая, а в эффективности их использования властями республики.
– Китайские кредиты предоставляются на достаточно льготных условиях, но раньше они носили инфраструктурный характер. Как известно, в Кыргызстане к середине 2000-х годов заканчивала свою жизнь инфраструктура, которая была создана в советское время. Прежде всего, речь идёт об энергосекторе, куда привлекалось много заёмных средств. Также кредиты шли на постройку автодорог: Кыргызстан прежде всего горная страна, и у нас основная логистика осуществляется наземным автотранспортом. Вложения в первую очередь требовались именно в эти две сферы. Логично, что китайские займы привлекались на эти цели, - отметил эксперт в интервью «Регион.kg».
При этом он подчеркнул, что не всегда они использовались рационально. По словам Игоря Шестакова, тот же кредит на модернизацию бишкекской ТЭЦ стал инструментом для реализации коррупционных схем.
- Кредиты от Китая должны быть инструментом для развития страны, а не поводом для возбуждения уголовных дел. Это говорит о том, что в обществе сложилось достаточно негативное отношение не к самим кредитам, а к условиям, под которые их берут и используют. Корень проблемы лежит в этом, - добавил собеседник «Регион.kg».
Следует обратить внимание, что с первых лет провозглашения независимости Кыргызстана и установления дипломатических отношений с Китаем, китайская сторона всегда стремилась укреплять дружбу между странами и развивать взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество, уважительно относясь к суверенитету республики, и не вмешиваясь в ее внутренние дела.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320