Знавал Кыргызстан времена, когда инвесторы стояли в очередь, чтобы вложить свои капиталы во всевозможные экономические проекты в нашей стране.
Еще каких-то десять лет назад зарубежных владельцев «свободных» денег интересовала добывающая отрасль, туризм, производство, сельское хозяйство, строительство дорог и мусороперерабатывающих заводов. Проектов на всех инвесторов не хватало. Сейчас же инвестиций заметно поубавилось. Разговоров о них – много, желающих вкладывать деньги в нашу страну – мало, реальных вложений – еще меньше.
Теперь к нам инвестора и калачом не заманишь. Мировой кризис, да две наши революции – это веские, но не основные причины теперешней ситуации. Климат у нас такой сложился – резко не инвестиционный. У потенциальных инвесторов наблюдается устойчивое отсутствие веры в нашу страну, в наши законы и в безопасность своих капиталов, а то и в безопасность самих инвесторов.
Добывающая промышленность – это одна из приоритетных сфер для инвестирования во всем мире. Так было и у нас, когда-то. Теперь же в трех из пяти, объявляемых правительством тендеров на разработку или разведку тех или иных месторождений, никто не изъявляет желания участвовать. Странно! Но это только на первый взгляд. На самом деле все закономерно. Бардак, который у нас творится в этой сфере, все объясняет.
Даже если не лезть в дебри, а взять для примера пару «громких» имен «Кумтор и Джеруй», становится очевидным, что именно НЕ привлекает к нам инвесторов. Отсутствие гарантий для инвесторов со стороны нашего государства – это раз. Политические игрища, в которые втягиваются инвесторы против своей воли – это два. Категорическое нежелание государства, хотя бы с позиции закона, защищать интересы инвестора и содействовать ему в реализации проекта – это три.
Как бы мы не убеждали мировое сообщество в том, что наша страна – это инвестиционный рай, грубые по большей части политические манипуляции в отношении того же «Кумтора» явно идут в разрез с нашими заявлениями. И, voila! Инвестиций нет!
Отпугивает зарубежных владельцев капиталов и отсутствие реальных законов в нашей стране. А если быть точнее, то их зыбкость и поразительная «динамичность»...куда повернул, туда и вышло! Закон о государственно-частном партнерстве, закон о защите собственности, закон о защите инвестиций – по сути, ни один из них не работает, и ничего инвестору не гарантирует. Неустойчивость и очевидная «зависимость» судебной власти тоже не добавляет Кыргызстану инвестиционной привлекательности.
И самая главная проблема для инвесторов – большая и непреодолимая проблема – это наши чиновники. Прежде всего, это банальное мздоимство. Государственные мужи и пальцем не пошевелят, если в кармане не зашуршит. «Откаты» - это наше все, во всех сферах и на всех уровнях. Порой доходит до того, что благотворительные организации не могут оказать помощь страждущим, если не «отстегнут», где нужно. Хочешь творить добро – подкорми для начала чиновника! А что говорить о бизнесе?! Коль решил в нашу страну свои капиталы вкладывать – «давай на лапу»! Стоит ли говорить, что уже на этапе предварительных переговоров отсеивается восемьдесят процентов потенциальных инвесторов?
На втором месте после взятничества стоит чиновничья леность. Трудиться во благо родины государственным служащим, тем, кто стоит на более высоких ступенях бюрократической иерархии, – лень и скучно! Деловито носить портфель, важно восседать в государственном кресле, томно вглядываться в представленные для изучения или ознакомления «бумаги» и периодически ставить подпись своим «паркером», словом имитировать бурную деятельность – это всегда, пожалуйста.
А вот реально работать – это не про них! Отсюда и вытекает проблема – годами в дальнем ящике могут лежать проекты, которые могли бы приносить пользу государству еще вчера. Но государственные интересы – это, видимо, очень незначительная мотивация для государственных мужей. Вот что интересно – наш истеблишмент выбрал такую манеру ведения дел намеренно, или они просто по наивности полагают, что именно так и должно вести себя чиновнику? Они просто безответственные «пожиратели» бюджета, или у них в должностных инструкциях так предписано?
Очевидное отсутствие заинтересованности со стороны чиновников, их нежелание что бы то ни было делать свыше банальной имитации, их безынициативность и инфантильность отсеивают еще значительную часть инвесторов. Не каждый готов «стучаться» в закрытые двери.
О пассивности и инфантильности чиновников, о коррупции во властных структурах и о необходимости ее искоренения сегодня говорят повсеместно. Даже президент наш, Алмазбек Атамбаев, был вынужден признать, что проблемы эти имеют место быть. Признание – это первый шаг, вторым же шагом должно стать принятие мер для их решения.
В итоге мы имеем то, что имеем. Кыргызстан заработал репутацию страны с крайне неблагоприятным инвестиционным климатом. Добросовестные инвесторы перспективы в нашем государстве не усматривают и деньги вкладывать не желают. А те, кто все же готовы инвестировать, должны пройти все круги нашего бюрократического ада. Убедить чиновника делать его работу, дать ему взятку, подготовить проект, выиграть тендер и рискуя всем, приступить к работе, где его могут ждать еще множество разных «сюрпризов», как то социальные протесты, бесконечные проверки или пересмотр договора по инициативе кыргызской стороны...
Ну а пока ситуация остается такой, какая она есть, пока ленивые и недальновидные чиновники просиживают свои кресла, пока законы у нас не работают, а политической воли в стране не хватает, не придут к нам «добрые и порядочные» инвесторы, сколько не сули им индивидуальных преференций.
Чтобы инвесторы вновь захотели вкладывать свои капиталы в нашу страну – надо создать им необходимые условия. И если чиновничья братья с этим не справляется, выход один – находить альтернативные пути решения проблемы.
Вариантов, как спасти ситуацию, предостаточно. Необходимо лишь проявить политическую волю и понять, на что обречен Кыргызстан и как стремительно он приближается к пропасти с каждым неадекватным шагом.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320