В ходе прошедшей в Бишкеке международной конференции «Современные перспективы политической и экономической интеграции стран Центральной Азии», экспертами из стран региона были озвучены основные межгосударственные проблемы и предложены пути их решения.
С момента обретения независимости стран Центральной Азии, Ферганская долина, в которой располагаются территории Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, считается зоной потенциальных конфликтов. Основная причина – неразделенные границы. Паритетная комиссия по делимитации и демаркации границ уже давно зашла в тупик, хотя официально власти стран заявляют, что она активно работает в этом направлении.
К примеру, за 2012 год между Баткенской областью Киргизии и Согдийской областью Таджикистана не было определено ни одного метра границы. Главной проблемой при делимитации является то, что страны используют карты разных годов, которые кардинально отличаются друг от друга. Приграничные населенные пункты стран, входящих в Ферганскую долину, так тесно уже срослись, что провести четкую границу очень сложно. Административные границы при советской власти проводили без учета ряда ключевых факторов, например, этнического. Вследствие, сегодня в Ферганской долине образовались анклавы, вокруг которых зачастую и возникают конфликты.
Подтверждением этому является недавний конфликт вокруг анклава Сох. Сам Сохский район относится к Ферганской области Узбекистана, но полностью изолирован от остального Узбекистана территорией Киргизии. При этом 99 процентов населения Соха составляют таджики, многие из которых имеют родственников и друзей в Согдийской области. Любопытный факт: на карте Таджикистана Сохский район и прилегающие к нему киргизские населенные пункты отмечены как таджикская территория. Хотя официальный Таджикистан к этим территориям претензий не предъявляет.
Благодаря транзитной дороге через Сох, жители кыргызских селений быстро добирались до областного центра Баткенской области. Сейчас они вынуждены ездить объездной дорогой, которая почти в три раза длиннее. Соответственно, транспортные расходы у местного населения увеличились в разы. В сложной ситуации остаются жители самого Сохского района.
На территории Баткенской области Кыргызстана есть еще три анклава, в том числе один таджикистанский - Ворух. Несмотря на эмиграцию части жителей Воруха в райцентр Исфару, численность населения этого анклава за период с 1870 по 1990 год возросла в 20 раз и продолжает увеличиваться. Нехватка земли и воды становится главной причиной конфликтов. Между жителями Воруха и кыргызского села Танги столкновения имели место в 1982 году. В 1988 году конфликт произошел между жителями Ходжа-Ало Исфары и кыргызского Актатыра. В 1989 году в целом обострились отношения между жителями Исфаринского района Таджикистана и Баткенского района Киргизии. В последние годы периодически происходят мелкие конфликты, правда, иногда с трагическими последствиями. По словам местных экспертов, конфликты на бытовом уровне в этой местности происходят чуть ли не каждый день, зачастую приобретая этническую окраску.
За годы независимости стран Центральной Азии, в регионе Ферганской долины были реализованы сотни проектов со стороны общественных и международных организаций. Все они были направлены на интеграцию, смягчение приграничных конфликтов и решение социальных проблем. При этом существенно изменить ситуацию в Ферганской долине это не помогло. Как отмечают руководители некоторых подобных проектов, приграничные конфликты будут происходить до того момента, пока между странами не будет четкой линии границ.
Приграничная торговля
Немаловажную роль в интеграции народов Ферганской долины играют приграничные рынки. Однако закрытие границ серьезно осложнило приграничную торговлю. В начале 2012 года приграничные области Кыргызстана и Таджикистана в очередной раз решили активизировать сотрудничество в сфере приграничной торговли. Для этого была создана специальная двусторонняя комиссия, в которую вошли представители Баткенской области Киргизии и Согдийской области Таджикистана. Правда, инициатором этого выступили международные организации, которые готовы выделить средства на строительство приграничных рынков. Проблема опять же в спорных территориях на границе двух стран, что препятствует реализации таких проектов.
Коррупция на пропускных пунктах создает условия для появления множества нелегальных мест пересечения границ. К примеру, по словам заместителя полномочного представителя Баткенской области Кыргызстана Саидджона Эратова, с проблемой взяточничества на кыргызском КПП он сталкивался лично. Одновременно жители приграничных кыргызских селений систематически сталкиваются с вымогательством со стороны таджикских пограничников, когда возвращаются с покупками с рынков Согдийской области. Все это создает предпосылки для появления нелегальных путей пересечения границ. Граждане стали вынуждено нарушать установленное законодательство с перспективой быть привлеченным к административной или уголовной ответственности. Такие обходные пути существуют во всех приграничных населенных пунктах. В основном они расположены вблизи дорог и в густонаселенных пунктах недалеко от официальных КПП. К примеру, только между Баткенской областью Киргизии и Согдийской областью Таджикистана существует более 50 нелегальных путей для пересечения границы.
Нелегальные пути перехода границы активно используются и для переброски контрабандных товаров. В 2012 году Таможенной службой Таджикистана зарегистрировано 397 фактов незаконного перемещения ГСМ из Киргизии. Из оборота было изъято более 58 миллионов литров ГСМ. Правоохранительные структуры Таджикистана признаются, что перекрыть контрабанду ГСМ практически невозможно, так как многие участки границы просто не охраняются опять же вследствие отсутствия четкой линии границы. Этими путями активно пользуются и торговцы наркотиками, так как одним из главных путей наркотрафика из Афганистана считается именно регион Ферганской долины. Если в 2012 году в Согдийской области Таджикистана из незаконного оборота было изъято свыше 575 кг наркотиков, то только за январь текущего года объем изъятых наркотиков составил 230 кг.
Экстремисты
Открытые границы Ферганской долины представляют прямую угрозу всему региону вследствие активной деятельности радикальных экстремистских группировок. Приграничные конфликты, коррупция, нищета и малограмотность основной части населения региона могут стать основным фактором их присоединения к радикальным группировкам. В последние годы наблюдается спад деятельности запрещенной организации «Хизб-ут-Тахрир».
Одновременно активизировали свою деятельность Исламское движение Узбекистана и «Джамаат Таблиг». Примером является задержание, и ликвидация шести активистов ИДУ в начале года в Согдийской области Таджикистана. Только в Исфаринском районе Таджикистана в розыске находятся десятки людей, которые подозреваются в связях с радикальными группировками. В силу популяризации Ислама среди населения Ферганской долины, и отсутствия профессиональных религиозных учебных заведений, многие отправляют своих детей учиться в арабские страны. При этом зачастую это далеко не университеты, а простые медресе, где учеников обеспечивают бесплатным жильем и питанием. Известны случаи, когда детей в раннем возрасте отправили в одну из арабских стран на учебу, а по возвращению он даже не знал родного языка. По данным правоохранительных органов Таджикистана, именно в таких сомнительных исламских учебных заведениях и происходит вербовка молодых людей в ряды радикальных организаций. Пример, нашумевшая история гражданина Таджикистана Шерали Азизова, который уехал учиться Исламу в Иран, пропал, а через несколько лет был задержан в Узбекистане и был осужден за попытку совершения теракта.
В конце 2012 года внимание всех СМИ и экспертов Центральной Азии было обращено к докладу полковника Военного колледжа армии США Теда Донелли. Он утверждает, что после ухода американских военных из Афганистана именно Ферганская долина может стать оплотом терроризма. В докладе отмечается, что будущая Ферганская долина будет представлять собой значительную по величине неуправляемую территорию, которая станет служить прибежищем, инкубатором и плацдармом для вооруженных экстремистских группировок и боевиков. Американский полковник утверждает, что ИДУ, и другие экстремистские вооруженные группировки станут использовать Ферганскую долину, а также свои новые тыловые районы в Афганистане для наращивания давления со стороны исламистских мятежников на светские правительства стран Центральной Азии.
Слова американского полковника еще раз подтверждает тот факт, что Ферганская долина представляет особый интерес не только для радикальных группировок, но и мировых держав. А с учетом сегодняшних реалий в регионе Ферганской долины, высказываниях Теда Донелли есть рациональное зерно. Властям Узбекистана, Таджикистана и Киргизии необходимо своевременно сделать реальные шаги по смягчению ситуации в Ферганской долины, и начинать это необходимо именно с делимитации и демаркации границ.
Хайрулло Мирсаидов,
политический обозреватель, Душанбе
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320