10 января кыргызыстанцы изберут нового главу государства. Особенность нынешних выборов в том, что большинство кандидатов избираются не от партий, что говорит об новом общественном запросе.
Политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков, в интервью РИВ «ВЗГЛЯД» рассказал об особенностях внеочередных президентских выборах и главных фаворитов.
- Игорь Альбертович, нынешняя власть в Кыргызстане испытывает проблемы с легитимность после октябрьских событий. Выборы в январе решат эту проблему или опять начнутся протесты?
- Для этого нужно дождаться итогов выборов, за это время может многое произойти. Что касается легитимности действующего и.о. президента, то я не раз говорил о том, что единственная легитимная вещь, которая была в районе Белого дома, это – забор. И даже забор, взяли и снесли. Поэтому, действующего легитимного президента на сегодняшний день в Кыргызстане нет.
Даже, сам Жогорку Кенеш, судя по реакции общества, взять хотя бы реакцию в социальных сетях, то, люди этот парламент уже несколько лет не считает легитимным. Потому, что в 2018 году произошел фактический развал фракции СДПК, которая была образующей политической силой. В таких условиях о каком признании президентства и спикерства Мамытова может идти речь?
Внешние игроки, тоже, смотрят, насколько легитимны действующие должностные лица в КР, смотрят на реакцию населения. Этот парламент, после провала в подготовке ко второй волны коронавируса должен был самораспуститься, других вариантов нет. Такая вот у нас сложная ситуация с легитимной властью, поэтому, необходимо дождаться итогов выборов.
- Большинство экспертов называют Садыра Жапарова главным фаворитом президентских выборов, другие кандидаты смогут составить ему конкуренцию, чтобы довести до второго тура?
- С одной стороны, кандидатов достаточно много, на предыдущих выборах в 2017 году их было тринадцать человек. При этом, двое из них в последний момент сняли свои кандидатуры и их осталось одиннадцать. Сейчас 18 человек будут бороться за президентский пост, и когда закончилась регистрация, то, еще тогда стали звучать мнения, что может быть два тура. Все-таки у 18 кандидатов в любом случае есть свой электорат.
Как показывает предвыборная компания, суперактивность команды Садыра Жапарова оказалась наиболее подготовленной и с наиболее крепкой финансовой базой. Даже, есть смотреть по официальным расходам, он в сорок раз опережает траты других кандидатов, у которых бюджет всего 1-2 миллиона.
Поэтому, нельзя сказать, что у нас нет накала борьбы, который был на прошлых выборах. Тогда были достаточно крупные финансовые вложения со стороны партии СДПК, которую представлял Сооронбай Жээнбеков, и со стороны партии «Республика», которую представлял Омурбек Бабанов.
Сейчас, масштабы компании недалеки от тех размахов, которые были три года назад. На мой взгляд, мы вряд ли увидим второй тур выборов. Но, я бы отметил особенности этих выборов, которых ранее не было. На фоне профессиональных политиков, таких так Исаев, Мадумаров, Жапаров, сейчас мы видим не просто новые лица среди кандидатов, которые являются дебютантами на политической сцене, мы видим, что на выборы пошли люди, которые не были связаны прежде с политической жизни.
Это и Курсан Асанов, ранее он был замминистром внутренних дел и больше ассоциировался с системой правопорядка, чем с политикой. Это и Аймен Касенов, менеджер из системы «Газпрома». Эти люди не представлены никакими политическими партиями, которые обычно стоят за кандидатами в президенты. Таких ещё можно насчитать несколько, среди которых есть экономисты, бывший руководитель ГКНБ и даже небезызвестный Арстан Алай.
Думаю, что для Кыргызстана это новый тренд. Как ни крути, мы парламентская республика и уже привыкли (в том числе по прошлым выборам), что большинство кандидатов представлены политическими партиями. Сейчас, мы видим по сути дела обратную ситуацию. Понятно, что у Жапарова одним из основных конкурентов будет Мадумаров, но на мой взгляд, в обществе сейчас есть запрос именно на личность, которая никоим образом не связана с какой-либо партией. И предстоящие выборы это четко демонстрируют.
Политическое будущее как раз за кандидатами, которые являются независимой личностью, а не партийные выдвиженцы.
- Большинство кандидатов в президенты обвиняют в том, что они участвуют в выборах, чтобы просто пропиариться перед парламентскими. Вы согласны с этим?
- Полагаю, чтобы заявить о себе и презентовать себя в качестве политика, такой компонент безусловно присутствует. Опять же, если посмотреть на смету расходов на предвыборную компанию, у большинства траты минимальные. Естественно, даже если посмотрим по агиткомпании и даже по поездкам кандидатов по регионам, то активность у многих почти отсутствует. Даже Мадумаров весьма ограничено ездит по стране.
В отличии от прошлых выборов, большинство кандидатов мы просто не видим, исходя из этого можно сделать вывод, что выборы в большей степени для них являются политическими инвестициями в раскрутку себя. Чтобы заявить о себе и потом пойти на парламентские выборы. Такой сценарий тоже прописан.
Опять же, возникает вопрос, в каком формате будут проходить парламентские выборы, если на референдуме большинство проголосует за президентскую форму правления. После возможных изменений в конституцию кандидаты могут пойти избираться уже не вместе с партиями, а по одномандатным округам.
http://ru.vzglyadriv.kg/kyrgyzstan/33856-prezidentskie-vybory-v-kyrgyzstane-budet-li-vtoroy-tur.html?fbclid=IwAR1pkPZXPO6i2zDKeHhbsiJsxZblZeXod1Qc2GsEg6ixFHuvUyyueO8YV2M
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320