Политика
09.03.2017

Предложения о роспуске парламента и громкие аресты: Кыргызстан готовится к выборам президента

Политическая активность в Кыргызстане набирает стремительные обороты

Стартовала президентская предвыборная гонка, в которой уже определились фавориты, состоялся громкий арест оппозиционного лидера, а крупнейшую партию страны - СДПК – ожидают реформы. В интервью корреспонденту ИАЦ политолог, сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков поделился своим видением политических процессов в Кыргызстане.

Игорь Альбертович, недавно в СМИ появились публикации о том, что президент Атамбаев, недовольный работой депутатов от СДПК, намерен провести масштабную ротацию и сменить 2/3 состава самой многочисленной фракции в Жогорку Кенеше. Есть ли какие-то основания для «чистки» в рядах президентской партии социал-демократов или это только слухи?

- Ротация во фракции СДПК в Жогорку Кенеше обсуждается в экспертном сообществе последние месяцев пять, так что какой-либо политической сенсации я в этом не вижу. Партия такого высокого уровня, как СДПК, должна отвечать общественно-политическим требованиям сегодняшнего дня. Если проанализировать работу парламентской фракции СДПК, то, как мне кажется, депутаты социал-демократы действовали достаточно разрознено, не было, что называется, партийного единства в ряде резонансных для республики вопросов.

Во многом это связано с тем, что руководитель фракции, Иса Омуркулов, видимо, не совсем справляется со своими лидерскими полномочиями. Складывается впечатление, что СДПК состоит из отдельных политических групп. Именно поэтому для усиления партийной координации в состав фракции был делегирован вице-премьер Аалы Карашев, известный, как опытный орговик. Понятно, что его основная задача структурировать деятельность главной фракции парламента. Переход Фарида Ниязова на должность советника главы государства с поста руководителя аппарата президента тоже, видимо, связан с партийной работой. Но говорить о некоем закате эры СДПК на политарене Кыргызстана, конечно, преждевременно.

СДПК ждет серьезная партийная реформа, что для политорганизаций в преддверии президентских выборов вполне логично и закономерно. Напомню, что на днях Атамбаев заявил, что остается в политике. Поэтому стоит ждать не только процесса кадрового переформатирования СДПК, но и создания в будущем на ее базе абсолютно новой партии. Я не исключаю, что Атамбаев вернется в политику именно в качестве лидера партии, которая попадет в состав нового Жогорку Кенеша.

Логично задать вопрос: чью кандидатуру выдвинет СДПК на президентских выборах? Окажет ли Алмазбек Атамбаев неформальную поддержку представителю социал-демократов?

- На мой взгляд, пока преждевременно говорить о том, что именно СДПК выдвинет главного кандидата от власти. Его ведь сразу посчитают преемником президента, а Алмазбек Атамбаев еще в декабре прошлого года, на брифинге, заявил, что Кыргызстану преемники не нужны. Поэтому кандидат может быть выдвинут и от партии «Кыргызстан», и даже от «Бир Бол». Важна не персоналия, а договоренность политических элит, которые поддержат единого кандидата. Он получит и внешнеполитическую поддержку от основных стран-партнеров Кыргызстана. Такой сценарий был и в 2011 году, когда уверенно победил Атамбаев, полагаю, что он повторится и в ноябре 2017 года.

Крах режимов Акаева и Бакиева как раз-таки заключался в том, что было заранее известно, кого посредством административного ресурса усадят в президентское кресло. Сейчас Кыргызстану удалось войти в режим нормальной политической конкуренции, что продемонстрировали последние парламентские выборы. Это, кстати, можно назвать ключевой «прививкой» от попыток «цветных революций». Что касается поддержки Атамбаева, то она будет выражаться в виде преемственности политического курса, который осуществлялся главой государства последние пять лет.

Как известно, Алмазбек Атамбаев поддержал инициативу Бакыта Торобаева о роспуске парламента и проведении досрочных выборов. Следует ли ожидать парламентских выборов в 2017 году? Что побуждает президента и Торобаева к роспуску Жогорку Кенеша?

- Заявление Бакыта Торобаева следует рассматривать, прежде всего, как начало его предвыборной кампании в президенты. Вряд ли однопартийцы Торобаева из фракции «Онугуу-Прогресс» поддержат такую инициативу. Ведь для того, чтобы попасть в Жогорку Кенеш, партия затратила огромное количество финансовых средств. Скорее, члены фракции «Онугуу-Прогресс» переизберут своего лидера, чем пойдут на роспуск главного законодательного органа страны.

Что касается реакции президента, то, на мой взгляд, он нес определенный посыл парламентариям. И я надеюсь, они его услышали. Незаметно, чтобы парламентские фракции, избранные в Жогорку Кенеш, спешили выполнять свои предвыборные обещания. Работа парламентариев вызывает все больше критики, особенно в популярных социальных сетях. Этому во многом поспособствовали абсурдные инициативы отдельных депутатов из фракции Бакыта Торобаева, которые то предлагали закрыть в республике школы с изучением русского языка, то хотели объявить пятницу выходным днем для совершения намаза. Кыргызстанцы ждут от депутатов решения острых социально-экономических проблем, а не политического популизма. Наверняка президент учитывал и это, говоря о роспуске Жогорку Кенеша. Но роспуск парламента вряд ли произойдет до президентских выборов и вообще в 2017 году. Сейчас все свои силы и средства политики бросят на президентскую компанию.

Но даже если парламент распустят, то на новых выборах мы вновь увидим партии, которые сегодня заседают в парламенте. Именно эти политические силы располагают необходимыми финансовыми средствами и кадровыми ресурсами для проведения успешной избирательной кампании. В 2010 году Омурбек Текебаев создал парламентскую систему, в которой возможно стала политическая конкуренция, но в то же время Жогорку Кенеш все больше напоминает ЗАО «Жогорку Кенеш», где партии ведут борьбу за установление контроля за стратегическими ресурсами страны. Именно поэтому каждый год происходит отставка правительства.

Нужно изменить систему формирования главного законодательного органа страны – 50 процентов парламента должны составлять депутаты, избираемые по одномандатным округам.

Что стоит за арестом лидера «Ата Мекена»? Каковы «тюремные» перспективы Омурбека Текебаева? Располагают ли сторонники оппозиционного политика ресурсами для организации масштабных акций протеста по всей стране, как это было при аресте Ташиева?

- С сентября прошлого года в Кыргызстане была развязана война компроматов, а, как известно, громкие уголовные дело – это ее неотъемлемая часть. Было очевидно, что противостояние перейдет в плоскость уголовных дел. И, как это бывает обычно, спрашивать начинают, прежде всего, с тех, кто начал войну. Обвинения, предъявляемые Омурбеку Текебаеву, это не сегодняшние дела, они тянутся на протяжении последних пяти-шести лет. Скандал вокруг сотового оператора «Мегаком» был одним из самых резонансных событий 2010-2011 годов, в отношении менеджмента ведущей сотовой компании КР были возбуждены уголовные дела, проводились аресты и громкие отставки. Имел ли лидер партии «Ата Мекен» отношение к этому скандалу и какова степень его вины? На этот вопрос ответят следствие и суд. Отмечу, что по этому вопросу создана парламентская комиссия.

Омурбек Чиркешович один из наиболее опытных политиков Кыргызстана, сильный юрист. Полагаю, он вполне может за себя постоять и доказать свою непричастность к коррупционным схемам. Немногочисленные митинги в поддержку Текебаева демонстрируют, что силы и ресурсы у сторонников партии «Ата Мекен» пока достаточно скромные.

Вспоминаются митинги против законопроекта Текебаева, в котором предлагалось сносить жилье в центре столицы, построенное до 1996 года. Тогда противников лидера партии «Ата Мекен» было не меньше, чем сегодня его сторонников. Речь даже шла о лишении его депутатского мандата, в связи с чем Текебаев был вынужден отозвать законопроект. Если уголовные дела в отношении известных политиков будут раскручиваться и дальше, то общественность будет только аплодировать Алмазбеку Атамбаеву, потому что люди видят «скромную» жизнь слуг народа. Электорат ждет, что политики отчитаются, каким образом они приобрели свое имущество. Очевидно, что не на государственные зарплаты.

Если президенту удастся забрать с собой, как он обещал, представителей политэлиты из временного правительства, то это однозначно найдет народную поддержку. Вопрос только в том, сдастся ли политэлита без боя?

Как вы считаете, насколько реалистично, что оппозиция выдвинет на президентских выборах единого кандидата? Кто это может быть?

- В Кыргызстане нет системной оппозиции. К примеру, оппозиционер Омурбек Текебаев и в прошлом созыве, и в нынешнем долгое время входил в парламентскую коалицию большинства. Кыргызстанский оппозиционер – это сегодняшний чиновник, министр, депутат, а завтра - «непримиримый» оппонент власти, лишенный доступа к ее рычагам, который «бегает с бревном» и пытается где-то перекрыть дороги, чтобы снова вернутся в кресло. Вот, собственно говоря, портрет кыргызстанского среднестатистического оппозиционера. Как правило, не очень-то он и хочет быть оппозиционером, просто так складываются обстоятельства.

Если обратиться к фактам, то в 2011 году главные оппозиционеры Адахан Мадумаров и Камчыбек Ташиев так не договорились идти на выборы вместе и в итоге проиграли. Сегодня вырисовывается оппозиционная фигура бывшего спикера Жогорку Кенеша Ахматбека Кельдибекова. Но пожертвует ли в его пользу своими президентскими амбициями тот же Бакыт Торобаев? Однозначно могу ответить, что нет. Каждый из более-менее значимых оппозиционеров пытается идти своим путем, и считает политическим лидером только себя.

Назовите несколько кандидатов на президентских выборах, которые могут реально претендовать на победу. Каковы их козыри и преимущества перед оппонентами?

- Кандидатов на выборах у нас обычно столько, что Кыргызстан по этому параметру можно включать в Книгу рекордов Гиннеса. И на этот раз, наверняка, заявятся не менее 100 кандидатов. Но в числе реальных нет даже и пяти политиков. Пока всерьез можно рассматривать только Омурбека Бабанова и с большими оговорками Бакыта Торобаева. Однако Торобаева нельзя пока назвать политиком общереспубликанского масштаба. У Омурбека Бабанова все гораздо лучше: есть и средства, и соответствующая инфраструктура, и самое главное – успешный опыт парламентской борьбы в 2010 и 2015 годах. Но Бабанову надо еще доказать избирателям, что он стремится к развитию Кыргызстана, а не своего бизнеса.

Определенно будет кандидат прозападного толка, который станет позиционировать себя противником участия Кыргызстана в ЕАЭС. Вопрос только в том, будут ли западные силы вкладывать средства в кандидата, который станет действовать по принципу: - «Я против Евразийского союза – наполните мой предвыборный кошелек»? Западные специалисты смотрят не на лозунги, а на степень влиятельности кандидата. Сегодня говорить о персонах с наибольшими шансами на победу – еще рано.

Не помешает ли подготовка к выборам сохранить положительную динамику экономического роста республики?

- Если не будет чехарды с очередной отставкой правительства, то предвыборный период должен быть относительно стабильным в социально-экономическом плане. Хотя очевидно, что серьезные инвесторы не придут в Кыргызстан до конца 2017 года и будут ждать итогов выборов.

http://ia-centr.ru/expert/24880/

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320