Эксперты поделились видением проблемы и ее решением
Представитель Всемирного банка Катарина Гасснер на заседании парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию высказала «совет» в адрес властей республики о необходимости увеличения тарифов на электроэнергию. Мотивом для такого шага, по мнению эксперта ВБ, является то, что каждый произведенный киловатт-час из-за низкой стоимости не покрывает расходов.
«Долг энергосектора составляет 20 процентов от ВВП. Состояние сектора неудовлетворительное. Инфраструктура изношена, что приводит к частым авариям. А коммерческие тарифы не обеспечивают возмещение затрат», - уверена Гасснер.
Примечательно, что предложения о поднятии стоимости тарифов на электроэнергию в республике поднимаются с регулярно. Это уже не первая подобная рекомендация экспертов Всемирного банка. Еще в 2013 году с точно таким же заявлением выступил представитель ВБ Александр Кремер. Он тогда заявил, что «в рамках проводимого сейчас анализа государственных расходов в энергетическом секторе Всемирный банк пытается прояснить положение дел в отрасли».
«Подытожив предварительные результаты нашего исследования, можно с уверенностью сказать следующее: на выработку одного киловатт-часа электроэнергии затрачивалось 1,2 сома, в плане сборов же на каждый киловатт-час поступало 0,6 сома от каждого потребителя. Это при том, что средневзвешенный тариф в республике сейчас составляет 0,88 сома. С каждым годом этот разрыв будет увеличиваться», - отмечал ранее Кремер.
В итоге вопрос поднятия тарифов решился в пользу «консультантов» -доноров. Тем более, что и Госагентство по ТЭК и власти КР также неоднократно подчеркивали подобную необходимость.
«Тарифы на электроэнергию в Кыргызстане изменяются каждые три года. В следствие финансового кризиса в 2015-2016 годах не было резкого повышения цены на электричество. Однако повышение тарифов на электроэнергию в Кыргызстане произойдет в 2018-2020 годах», - заявил год назад заместитель руководителя аппарата ЖК Тажимамат Шаболотов.
Но стоит отметить, что при средней зарплате по стране в 14 тысяч сомов, а бюджетников и вовсе в 10, даже незначительное увеличение стоимости электроэнергии может привести не только к снижению покупательской способности, но и к резкому социальному напряжению. Особенно в высокогорных районах, которые из-за слишком высокой цены на уголь вынуждены прибегать к использованию электричества в отопительных целях. Более того, подобная мера уже фигурировала, как одна из причин революции 2010 года.
Но это лишь одна сторона проблемы. Напомним, что ранее эксперт по ТЭК Зульфия Марат отмечала в интервью «Регион.kg», что неприятие увеличение стоимости тарификации энергосектора населением лежит в непрозрачности расчетов цен свет.
- В декабре 2014 года, под предлогом импортирования дорогой казахской электроэнергии, необоснованно был повышен в три раза тариф - 2,16 сома при потреблении свыше 700 кВт/ч, который так и остался действующим. По этим незаконно повышенным тарифам госэнергокомпании недополучают всю «прибыль», часть остается в руках частных посреднических компаний- «прокладок», которые до сих пор не ликвидированы в энергетике, хотя причин для изъятия у них лицензий более чем достаточно. Более того, создан еще один новый орган госуправления, вдобавок уже к ранее действующим, - Нацэнергохолдинг, содержание которого обходится намного дороже, чем в сущности им замененные советы директоров госэнергокомпаний. При этом, коррупция все также остается в энергетике на критически высоком уровне. До сих пор обществу не предоставлены сведения о каких-либо результатах требуемой переоценки активов, основных фондов, средств энергоотрасли. Но это необходимо сделать прежде, чем говорить о тарифной политике. А значит, повышать тарифы нельзя, пока государство не доказало, что оно справилось с коррупцией, - считает Зульфия Марат.
В свою очередь, эксперт по энергетике Николай Кравцов объяснил «заботу» представителей ВБ о нашем энергосекторе сугубо личными интересами. По его словам, их «советам» ни один десяток лет.
- Все дело в том, что Всемирный банк влил за годы независимости в нашу энергоотрасль примерно один миллиард долларов. И насколько я помню, начинает подходить срок по выплате указанных денег. Поэтому, они беспокоятся не столько о состоянии кыргызстанского энергосектора, сколько о том, как республика будет возвращать эти средства, понимая, что при нынешнем состоянии госбюджета, реализовать это будет тяжело. При этом, насколько непосильным окажется увеличение тарифов для населения КР, ВБ мало волнует. Они хлопочут в данном случае за себя. Вот и поднимают с регулярной периодичностью эту проблему под одним и тем же «соусом» - неразвитости инфраструктуры, - подчеркнул «Регион.kg» Кравцов.
Эксперт напомнил, что «фолиантов» с такими расчетами от ВБ за почти 30 лет независимости накопилось столько, что можно выложить дорогу до Вашингтона.
- Но самое главное, что лежит в корне проблемы тарификации электричества для населения – лукавство. Ведь, когда в расчетах на электроэнергию появляется хоть минимальная непрозрачность, это оставляет место именно для него. У нас этой непрозрачности хоть отбавляй. Но доказать в данном случае что-либо крайне трудно. Приведу пример Армении. Когда в 2015 году в этой стране приняли решение о поднятии тарифов на свет на 16 процентов, вспыхнуло серьезное социальное недовольство. Тогда глава государства дал прокуратуре указания провести проверку по рациональности такого повышения, и в случае выявления каких-либо фактов, указ об увеличении упразднить, а виновных – наказать. Однако все попытки «накопать» что-либо оказались безрезультатны. Это касается и нашей страны, - пояснил Кравцов.
Эксперт уверен, что вопрос повышения тарифов на свет упирается еще и в проблему наличия аргументов.
- И, хотя правительство дает команду, серьезных расчетов по тому, для чего это делается и куда пойдут деньги в дальнейшем, никто из чиновников представить не может. А все потому, что несмотря на необходимость методологии вычисления тарифов, она так и не была внедрена. То есть, существуют методы, а методологии – нет. К тому же, оценка объектов энергосектора не проводилась с 1992 года. А это о многом говорит. Ведь, никто не знает, сколько они на самом деле стоят. В итоге это порождает пресловутое желание слукавить, завысить и присвоить. Более того, я скептически отношусь к будущему энергоотрасли еще и потому, что в Новой стратегии устойчивого развития «НСУР -2040», внедряемой государством, ей посвящено меньше страницы. А основной посыл и вовсе размыт – увеличить за 20 лет прибыль от отрасли в два раза. Но вот откуда и за счет чего, совершенно неясно. А стена, состоящая лишь из кирпичиков без фундамента построена быть не может, - отметил эксперт.
В заключение он добавил, что на сегодняшний день энергосектор страны настолько малопривлекателен для бизнеса, в том числе и за счет низких тарифов, что рассчитывать на приход инвесторов достаточно утопично.
Вопрос тарификации электроэнергии в Кыргызстане достаточно проблематичен. И упирается он не только в отсутствие средств у населения страны, но и в рациональность их использования. А это само по себе уже ставит под сомнение необходимость увеличение стоимости электричества. И пока все эти вопросы государством не будут решены, подобные предложения будут вызывать лишь критику.
Анастасия Борисова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320