Общество
12.04.2018

Постправда формирует общественное сознание

В Бишкеке обсудили феномен постправды в социальных сетях интернета, а также степень ее влияния на общественное сознание.

Дискуссия, в которой приняли государственные служащие, независимые эксперты и представители масс-медиа, была организована Фондом «Евразийцы – новая волна» и Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Понятие постправды появилось в 2010-м году, а уже в 2016-м прочно вошло в широкий обиход, когда его официально признал оксфордский словарь, дав ему четкое определение. «Постправда – обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям». По сути, это гибридная правда, которая через повторение одной и той же аргументации и упорное игнорирование объективных фактов, апеллируя при этом к эмоциональному восприятию, по сути, формирует дискурс, и прежде всего, в социальных сетях.

- Жить вне информационного поля сегодня практически невозможно.  Социальные сети набирают все большую популярность среди граждан ЕАЭС, в том числе и Кыргызстана.  СМИ часто в погоне за посещаемостью, цитируемостью, ради привлечения внимания  осознанно или неосознанно  вбрасывают в информационное поле фейковые новости.   Они и составляют основу феномена постправды – термина, ставшего популярным в последние 2-3 года, - отметила модератор встречи, координатор Клуба региональных экспертов «Пикир» Эльмира Иманалиева.

При этом она добавила, что мифы, домыслы и прямые фальсификации   не должны превалировать в нашем информационном поле, подчеркнув, ключевую роль в вопросе противодействия постправде должны играть государственные органы.

Заместитель директора Фонда «Евразийцы – новая волна» в КР, политолог Денис Бердаков проанализировал феномен постправды в социальных сетях Кыргызстана на примере ключевых мифов, касающихся вхождения республики в Таможенный союз и ЕАЭС.

- В 2010 году СМИ Кыргызстана и социальные сети буквально бурлили в обсуждениях «плюсов» и «минусов» вступления республики в Таможенный союз. Отмечая крайне низкую аргументацию противников вхождения в союз и, по сути, проваленное информационно-аналитическое сопровождение этого процесса со стороны государства – можно было отметить целый ряд тезисов, которые стали основой ожесточенного противостояния в социальных сетях. В частности, говорилось о том, что вхождение в ТС уничтожит сельское хозяйство, а также приведет к росту цен на товары из третьих стран на внутреннем рынке республики, - сообщил докладчик.

По его словам, в преддверии вступления в Евразийский экономический союз «страшилок» в интернете стало еще больше.

- Пользователей соцсетей убеждали, что интеграция усугубит положение трудовых мигрантов, а швейная отрасль страны придет к упадку в силу роста цен на сырье и фурнитуру для текстильной промышленности. Гарантировали людям и спад производства, и уменьшение доходов от реализации товаров и услуг, а также то, что Кыргызстан не сможет профинансировать свою индустриализацию и погрязнет в долгах перед партнерами по ЕАЭС. Однако анализ текущей экономической ситуации в стране показывает, что все вышеперечисленные прогнозы к действительности не имеют никакого отношения. Наоборот, экономика Кыргызстана по итогам 2017 года выросла на 4,5 %. И среди стран ЕАЭС мы занимаем второе место по этому показателю, - отметил эксперт.

По его словам, сегодня в интернете формируется иная реальность, далекая от объективной картины мира, учитывая, что интернет предоставляет практически неограниченные возможности для существования постправды..

- Непроверенная информация из сети и некоторых традиционных СМИ попадает на улицы и ретранслируется гражданами по принципу «из уст в уста», зачастую обрастая все новыми подробностями. Как показывает практика, наиболее скандальные и провокационные сообщения их авторы удаляют со своих страниц, однако запущенный слух продолжает циркулировать в обществе, деструктивно воздействуя на социальный климат и общественно-политическую ситуацию в целом, - подчеркнул Денис Бердаков.

Он также сообщил, что по заказу Фонда «Евразийцы – новая волна» было проведено серьезное исследование о ситуации, складывающейся в виртуальном пространстве Кирнета. Результаты данной работы позволяют лучше понять, как и где происходит процесс создания мифов и возникновения постправды, в том числе, на примере ЕАЭС.

- Согласно исследованию, 74% процента публикаций о евразийском союзе в соцсетях Кыргызстана, а это 365 постов, были негативными и 126 публикаций или 26 процентов - позитивными. Такие данные говорят нам, что на сегодняшний день формируется иная, виртуальная реальность, далекая от объективной картины мира, - подвел итог эксперт.

В свою очередь заведующая кафедрой Востоковедения и гуманитарных наук Международного университета Кыргызстана, кандидат политических наук Алина Молдокеева остановилась на роли интернета в процессе радикализации молодежи страны.

- Глобальная сеть сегодня является одним из источников распространения деструктивных идей, идеологий, средством связи экстремистских и террористических организаций и групп. Сейчас известно два способа совершения экстремистских преступлений с использованием компьютерных сетей. Они включают в себя две основные группы. Во-первых, это изготовление и распространение посредством интернета информационной продукции, запрещённой законодательством и противоречащей интересам национальной безопасности государства. Это делается для того, чтобы оказать информационно-психологическое воздействие на массовые аудитории граждан. Во-вторых, использование компьютерной техники и информационных технологий в целях организации и последующего руководства деятельностью экстремистских групп и сообществ, а также создания условий для совершения преступлений экстремистской направленности, - отметила политолог.

При этом, по ее мнению, террористические организации используют интернет-технологии гораздо эффективнее, чем их оппоненты.

- Террористы уделяют большое внимание новым медиаплатформам, они быстро учатся. К примеру, «Аль-Каида» постоянно использует интернет и новые медиа для распространения своих сообщений, особенно в молодежной аудитории. По мнению специалистов, пока экстремистам удаётся гораздо эффективнее использовать новые технологии, чем это делают контртеррористические организации. За последние 5 лет экстремистские организации начали активно использовать для вербовки новых членов социальные сети. Вербовка в основном идет в группы МТО, воюющие в Сирии, Ираке, Афганистане. Также члены террористических и экстремистских организаций чаще стали использовать месенджеры, как для общения и координации своих действий, так и в целях вербовки, - подчеркнула Алина Молдокеева.

Глава аналитического центра «Стратегия Восток - Запад» Дмитрий Орлов уделил внимание особенностям создания фейковых новостей в сети.

- Успешными такого рода сообщения делают 4 элемента. Первый из них - это эмоциональная привлекательность. Далее следует обращение к авторитетам. То есть, здесь имеется некая история. Она ссылается на данные, якобы полученные в результате утечки информации, или на якобы произошедшие события. Следующий элемент – это эффективная интеграция в онлайн-пространство. И последний – использование сети для распространения информации. Тут в ход идут успешные социальные сети.

Главное здесь, постараться понять, какой из этих четырёх элементов является у вашего противника «слабым звеном» и начать с него. Какова бы ни была стратегическая цель конкретного распространителя фейков, а в более широком смысле - солдата информационной войны, тактическая цель преследуется им всегда одна и та же - затруднить доступ людей к достоверной информации.

Цель распространения фейковых новостей не в том, чтобы люди им верили. Она в том, чтобы запутать аудиторию, - обратил внимание политолог.

Заместитель министра здравоохранения Кыргызстана по цифровому развитию Эркин Чечейбаев призвал государственные органы КР вплотную заняться вопросом информационной безопасности.

- Интернет  играет огромную  роль в  пропаганде «приемлемого» для нашего общества.  Молодежь сейчас не читает газеты и почти не смотрит телевизор, она «сидит» в интернете, где и усваивает  нормы поведения.  И на это делают упор различные  организации, ставящие своею целью пропаганду  определенных ценностей, идей  или поведения.  В качестве примера  можно привести рекламные ролики. Если их проанализировать, то возможно заметить, что производители алкогольных и табачных изделий вкладывают огромные средства на рекламу своей продукции в рамках спортивных состязаний: футбол,  гонки,   баскетбол. Таким образом, они создают  подсознательные  связи между спортом и табаком или алкоголем, - считает эксперт.

В этой связи, он подчеркнул, что государству необходимо запретить подобную практику.  По его словам, необходима государственная политика в  области информационной безопасности  в сфере  здравоохранения нации.

Политолог Марс Сариев отметил, что в общественность Кыргызстана на ментальном уровне склона больше верить слухам и непроверенной вирусной информации, нежели официальным источникам. Свою теорию эксперт обосновал на примере политического события – мирной передачи власти одним президентом другому.

- Произошла смена президентов, и соцсети тут же заполнили фейки. Непроверенная информация, вбросы создают нервозную обстановку. Я думаю, есть в этом системный подход, чтобы посеять раздор. Ведь фейковая информация быстро распространяется, часто быстрее официальных новостей. Она используется для зомбирования населения. Это глобальный процесс, но используются подобные технологии и на местных уровнях. К примеру, такие вбросы раскачивают ситуацию в стране, и если до информационной эпохи реальность формировала виртуальное пространство, то сейчас все происходит в точности наоборот – подчеркнул эксперт.

Пресс-секретарь Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Юрий Копытин отметил, что реальную угрозу в наше время представляют также и мессенджеры.

- Тема  многих суицидальных  игр, как «Синий Кит», пришла из мессенджеров. В итоге это превратилось в  массовую  истерию, которая во многом усилилась благодаря СМИ. Наши чиновники не раз пытались ввести системы контроля над СМИ и социальными сетями.  Но это результата не принесет. Нужно развивать критическое  мышление у людей. Сегодня детей  на уроках информатики  необходимо учить  безопасности в интернете. Нужно говорить   молодым гражданам о том, какие данные у них  могут выкрасть мошенники в сети, как они могут завладеть анонимной информацией с их же страниц в социальной сети, - отметил Юрий Копытин.

Между тем, редактор Центрально-Азиатского представительства «Российской газеты» Данияр Каримов уверен, что Кыргызстан «не может бороться с  постправдой».

- Это явление глобального порядка, а наша страна не является глобальным игроком. Постправда - это инструмент  мировой информационной борьбы.   И она, как минимум уже два раза, приводила  к горячим конфликтам. Это Югославия и Ирак.  В Югославии  нам говорили, что  злые сербы убивают всех подряд. Когда там все разбомбили, выяснилось, что все было далеко не так.  В случае с Ираком - это была  пробирка с сибирской язвой  Колина Пауэлла.

Что такое постправда? В качестве ответа на вопрос я хочу  рассказать о  доктрине  Герасимова.   О ней в мировых СМИ говорили 3-4 года. И только в марте 2018 года  британский политолог Марк  Галиотти  признался, что это  его выдумка. В своем труде он  пытался проанализировать  реакцию России на то, что происходит  в мире. И чтобы на его работу обратили  внимание, британец назвал ее доктриной Герасимова. Однако все было уже давно подхвачено. С привязкой к доктрине Герасимова были введены санкции против России по украинскому вопросу.  Вмешательство РФ в выборы в США так же  укладывалось в логику вымышленной доктрины Герасимова. Это яркий пример  постправды.  Социальные сети, которыми мы пользуемся в Кыргызстане - это, прежде всего,  глобальные соцсети, где политики и активисты напрямую создают  информационную  повестку дня, ее трактовку, - подытожил медиа-эксперт.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320