В Бишкеке обсудили феномен постправды в социальных сетях интернета, а также степень ее влияния на общественное сознание.
Дискуссия, в которой приняли государственные служащие, независимые эксперты и представители масс-медиа, была организована Фондом «Евразийцы – новая волна» и Клубом региональных экспертов КР «Пикир».
Понятие постправды появилось в 2010-м году, а уже в 2016-м прочно вошло в широкий обиход, когда его официально признал оксфордский словарь, дав ему четкое определение. «Постправда – обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям». По сути, это гибридная правда, которая через повторение одной и той же аргументации и упорное игнорирование объективных фактов, апеллируя при этом к эмоциональному восприятию, по сути, формирует дискурс, и прежде всего, в социальных сетях.
- Жить вне информационного поля сегодня практически невозможно. Социальные сети набирают все большую популярность среди граждан ЕАЭС, в том числе и Кыргызстана. СМИ часто в погоне за посещаемостью, цитируемостью, ради привлечения внимания осознанно или неосознанно вбрасывают в информационное поле фейковые новости. Они и составляют основу феномена постправды – термина, ставшего популярным в последние 2-3 года, - отметила модератор встречи, координатор Клуба региональных экспертов «Пикир» Эльмира Иманалиева.
При этом она добавила, что мифы, домыслы и прямые фальсификации не должны превалировать в нашем информационном поле, подчеркнув, ключевую роль в вопросе противодействия постправде должны играть государственные органы.
Заместитель директора Фонда «Евразийцы – новая волна» в КР, политолог Денис Бердаков проанализировал феномен постправды в социальных сетях Кыргызстана на примере ключевых мифов, касающихся вхождения республики в Таможенный союз и ЕАЭС.
- В 2010 году СМИ Кыргызстана и социальные сети буквально бурлили в обсуждениях «плюсов» и «минусов» вступления республики в Таможенный союз. Отмечая крайне низкую аргументацию противников вхождения в союз и, по сути, проваленное информационно-аналитическое сопровождение этого процесса со стороны государства – можно было отметить целый ряд тезисов, которые стали основой ожесточенного противостояния в социальных сетях. В частности, говорилось о том, что вхождение в ТС уничтожит сельское хозяйство, а также приведет к росту цен на товары из третьих стран на внутреннем рынке республики, - сообщил докладчик.
По его словам, в преддверии вступления в Евразийский экономический союз «страшилок» в интернете стало еще больше.
- Пользователей соцсетей убеждали, что интеграция усугубит положение трудовых мигрантов, а швейная отрасль страны придет к упадку в силу роста цен на сырье и фурнитуру для текстильной промышленности. Гарантировали людям и спад производства, и уменьшение доходов от реализации товаров и услуг, а также то, что Кыргызстан не сможет профинансировать свою индустриализацию и погрязнет в долгах перед партнерами по ЕАЭС. Однако анализ текущей экономической ситуации в стране показывает, что все вышеперечисленные прогнозы к действительности не имеют никакого отношения. Наоборот, экономика Кыргызстана по итогам 2017 года выросла на 4,5 %. И среди стран ЕАЭС мы занимаем второе место по этому показателю, - отметил эксперт.
По его словам, сегодня в интернете формируется иная реальность, далекая от объективной картины мира, учитывая, что интернет предоставляет практически неограниченные возможности для существования постправды..
- Непроверенная информация из сети и некоторых традиционных СМИ попадает на улицы и ретранслируется гражданами по принципу «из уст в уста», зачастую обрастая все новыми подробностями. Как показывает практика, наиболее скандальные и провокационные сообщения их авторы удаляют со своих страниц, однако запущенный слух продолжает циркулировать в обществе, деструктивно воздействуя на социальный климат и общественно-политическую ситуацию в целом, - подчеркнул Денис Бердаков.
Он также сообщил, что по заказу Фонда «Евразийцы – новая волна» было проведено серьезное исследование о ситуации, складывающейся в виртуальном пространстве Кирнета. Результаты данной работы позволяют лучше понять, как и где происходит процесс создания мифов и возникновения постправды, в том числе, на примере ЕАЭС.
- Согласно исследованию, 74% процента публикаций о евразийском союзе в соцсетях Кыргызстана, а это 365 постов, были негативными и 126 публикаций или 26 процентов - позитивными. Такие данные говорят нам, что на сегодняшний день формируется иная, виртуальная реальность, далекая от объективной картины мира, - подвел итог эксперт.
В свою очередь заведующая кафедрой Востоковедения и гуманитарных наук Международного университета Кыргызстана, кандидат политических наук Алина Молдокеева остановилась на роли интернета в процессе радикализации молодежи страны.
- Глобальная сеть сегодня является одним из источников распространения деструктивных идей, идеологий, средством связи экстремистских и террористических организаций и групп. Сейчас известно два способа совершения экстремистских преступлений с использованием компьютерных сетей. Они включают в себя две основные группы. Во-первых, это изготовление и распространение посредством интернета информационной продукции, запрещённой законодательством и противоречащей интересам национальной безопасности государства. Это делается для того, чтобы оказать информационно-психологическое воздействие на массовые аудитории граждан. Во-вторых, использование компьютерной техники и информационных технологий в целях организации и последующего руководства деятельностью экстремистских групп и сообществ, а также создания условий для совершения преступлений экстремистской направленности, - отметила политолог.
При этом, по ее мнению, террористические организации используют интернет-технологии гораздо эффективнее, чем их оппоненты.
- Террористы уделяют большое внимание новым медиаплатформам, они быстро учатся. К примеру, «Аль-Каида» постоянно использует интернет и новые медиа для распространения своих сообщений, особенно в молодежной аудитории. По мнению специалистов, пока экстремистам удаётся гораздо эффективнее использовать новые технологии, чем это делают контртеррористические организации. За последние 5 лет экстремистские организации начали активно использовать для вербовки новых членов социальные сети. Вербовка в основном идет в группы МТО, воюющие в Сирии, Ираке, Афганистане. Также члены террористических и экстремистских организаций чаще стали использовать месенджеры, как для общения и координации своих действий, так и в целях вербовки, - подчеркнула Алина Молдокеева.
Глава аналитического центра «Стратегия Восток - Запад» Дмитрий Орлов уделил внимание особенностям создания фейковых новостей в сети.
- Успешными такого рода сообщения делают 4 элемента. Первый из них - это эмоциональная привлекательность. Далее следует обращение к авторитетам. То есть, здесь имеется некая история. Она ссылается на данные, якобы полученные в результате утечки информации, или на якобы произошедшие события. Следующий элемент – это эффективная интеграция в онлайн-пространство. И последний – использование сети для распространения информации. Тут в ход идут успешные социальные сети.
Главное здесь, постараться понять, какой из этих четырёх элементов является у вашего противника «слабым звеном» и начать с него. Какова бы ни была стратегическая цель конкретного распространителя фейков, а в более широком смысле - солдата информационной войны, тактическая цель преследуется им всегда одна и та же - затруднить доступ людей к достоверной информации.
Цель распространения фейковых новостей не в том, чтобы люди им верили. Она в том, чтобы запутать аудиторию, - обратил внимание политолог.
Заместитель министра здравоохранения Кыргызстана по цифровому развитию Эркин Чечейбаев призвал государственные органы КР вплотную заняться вопросом информационной безопасности.
- Интернет играет огромную роль в пропаганде «приемлемого» для нашего общества. Молодежь сейчас не читает газеты и почти не смотрит телевизор, она «сидит» в интернете, где и усваивает нормы поведения. И на это делают упор различные организации, ставящие своею целью пропаганду определенных ценностей, идей или поведения. В качестве примера можно привести рекламные ролики. Если их проанализировать, то возможно заметить, что производители алкогольных и табачных изделий вкладывают огромные средства на рекламу своей продукции в рамках спортивных состязаний: футбол, гонки, баскетбол. Таким образом, они создают подсознательные связи между спортом и табаком или алкоголем, - считает эксперт.
В этой связи, он подчеркнул, что государству необходимо запретить подобную практику. По его словам, необходима государственная политика в области информационной безопасности в сфере здравоохранения нации.
Политолог Марс Сариев отметил, что в общественность Кыргызстана на ментальном уровне склона больше верить слухам и непроверенной вирусной информации, нежели официальным источникам. Свою теорию эксперт обосновал на примере политического события – мирной передачи власти одним президентом другому.
- Произошла смена президентов, и соцсети тут же заполнили фейки. Непроверенная информация, вбросы создают нервозную обстановку. Я думаю, есть в этом системный подход, чтобы посеять раздор. Ведь фейковая информация быстро распространяется, часто быстрее официальных новостей. Она используется для зомбирования населения. Это глобальный процесс, но используются подобные технологии и на местных уровнях. К примеру, такие вбросы раскачивают ситуацию в стране, и если до информационной эпохи реальность формировала виртуальное пространство, то сейчас все происходит в точности наоборот – подчеркнул эксперт.
Пресс-секретарь Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Юрий Копытин отметил, что реальную угрозу в наше время представляют также и мессенджеры.
- Тема многих суицидальных игр, как «Синий Кит», пришла из мессенджеров. В итоге это превратилось в массовую истерию, которая во многом усилилась благодаря СМИ. Наши чиновники не раз пытались ввести системы контроля над СМИ и социальными сетями. Но это результата не принесет. Нужно развивать критическое мышление у людей. Сегодня детей на уроках информатики необходимо учить безопасности в интернете. Нужно говорить молодым гражданам о том, какие данные у них могут выкрасть мошенники в сети, как они могут завладеть анонимной информацией с их же страниц в социальной сети, - отметил Юрий Копытин.
Между тем, редактор Центрально-Азиатского представительства «Российской газеты» Данияр Каримов уверен, что Кыргызстан «не может бороться с постправдой».
- Это явление глобального порядка, а наша страна не является глобальным игроком. Постправда - это инструмент мировой информационной борьбы. И она, как минимум уже два раза, приводила к горячим конфликтам. Это Югославия и Ирак. В Югославии нам говорили, что злые сербы убивают всех подряд. Когда там все разбомбили, выяснилось, что все было далеко не так. В случае с Ираком - это была пробирка с сибирской язвой Колина Пауэлла.
Что такое постправда? В качестве ответа на вопрос я хочу рассказать о доктрине Герасимова. О ней в мировых СМИ говорили 3-4 года. И только в марте 2018 года британский политолог Марк Галиотти признался, что это его выдумка. В своем труде он пытался проанализировать реакцию России на то, что происходит в мире. И чтобы на его работу обратили внимание, британец назвал ее доктриной Герасимова. Однако все было уже давно подхвачено. С привязкой к доктрине Герасимова были введены санкции против России по украинскому вопросу. Вмешательство РФ в выборы в США так же укладывалось в логику вымышленной доктрины Герасимова. Это яркий пример постправды. Социальные сети, которыми мы пользуемся в Кыргызстане - это, прежде всего, глобальные соцсети, где политики и активисты напрямую создают информационную повестку дня, ее трактовку, - подытожил медиа-эксперт.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320