Политика
26.04.2023

Пока новый лидер не нужен

В Узбекистане референдум. Он пройдет 30 апреля, и речь идет о новой Конституции страны. В бюллетенях только один пункт: «Принимаете ли вы Конституционный закон Республики Узбекистан?». Соответственно, граждане могут ответить или «да», или «нет». А вот в самом Основном законе изменений куда больше.

Одно из главных изменений – продление срока пребывания у власти президента страны. Сейчас глава государства руководит страной пять лет. Согласно новому основному закону, а первая Конституция независимого Узбекистана была принята еще в 1992 году, его полномочия могут быть продлены до семи лет. Он также получит новые полномочия, например, право создавать и возглавлять Совет безопасности.

Если говорить о данном моменте в относительно краткосрочной перспективе, то вопрос правления президента становится актуальным.

По большому счету, лидера равного по силе, опыту и таланту руководителя в Узбекистане нет. Судите сами, Шавкат Мирзиёев был назначен премьер-министром в 2003 году и оставался на этом посту вплоть до того, как стал президентом в 2016 году. С таким политическим и экономическим тяжеловесом трудно соревноваться в борьбе за власть.

Но главное, что делает Мирзиёева бесспорным лидером, так это то, что он сделал на посту главы государства за эти годы.

Рывка в экономике и политике не было. Но все новшества и изменения происходили постепенно, без резких движений, которые в таких ситуациях могут привести к хаосу.

По сравнению с прежним президентом Исламом Каримовым, Мирзиёев взял курс на либерализацию общества, но, повторимся, без резких, кардинальных изменений, что зачастую приводит к дестабилизации общества, к массовым акциям протеста.

Не секрет, что первый президент Узбекистана Ислам Каримов создал, жесткое авторитарное государство с контролируемым обществом. У него было достаточно сторонников, которые хотели, чтобы после его смерти новый лидер продолжил его курс. Мирзиёев как новый лидер их не устраивал. Поэтому ему пришлось вначале укротить старую гвардию, которая не была готова к переменам. Особенно в силовых структурах.

Если говорить об экономике, то одним из главных направлений стало привлечение иностранных инвестиций. К примеру, только в автомобильной промышленности произошел резкий рывок за короткий срок. Мирзиёеву и его команде удалось привлечь в страну сотни миллионов долларов. Достаточно сказать, что до 2016 года в стране был всего один иностранный автозавод – корейский ДЭУ. Теперь это предприятие выпускает и американские автомобили «Шевроле», построен завод КАМАЗ, завод немецких тяжелых грузовиков MAN, японский завод «Исузу», выпускаются собственные автомобили под маркой «Равон», в планах строительство завода китайских электромобилей Exeed. Большинство производства сконцентрировано в Самарканде, но есть заводы и в Ташкенте, и в Андижане.

И, чтобы оценить насколько успешно работают эти заводы, достаточно сказать, что Узбекистан, согласно информации российского сайта motor.ru, за последний год выпустил автомобилей больше, чем Россия. Понятно, что это все на фоне ухода иностранных автопроизводителей, но сам по себе факт существенный.

Однако кроме автопромышленности есть и другие отрасли, куда правительству Мирзиёева удалось привлечь мощные инвестиции. Это атомная промышленность, легкая промышленность, сельское хозяйство, в планах, например, возрождение Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова, где выпускались, в том числе, Ил-76, Ту-114 и другие самолеты.

В иных сферах тоже произошли знаковые изменения. Например, были проведена «реформа госкомпаний, в том числе поддержка или перепрофилирование неэффективных предприятий и производственных мощностей, приватизация нестратегических предприятий с большой государственной долей через фондовый рынок, приватизация стратегических компаний с оставлением «золотой акции», упрощение условий для ведения бизнеса, стимулирование экспорта для предприятий. Отменена монополия на экспорт плодоовощной продукции».

Гражданское общество тоже не осталось без внимания Мирзиёева. Например, в сфере прав человека. Были приняты решения об «искоренение детского труда в любых формах, конкретные шаги в направлении ликвидации принудительного труда, освобождении лиц, ранее заключённых под стражу в связи с политической и правозащитной деятельностью, исключении граждан из «чёрного списка» членов экстремистских организаций». Также были приняты меры по ослаблению контроля госорганов в сфере свободы слова и СМИ, были упрощенна регистрация институтов гражданского общества.

Стоит также отметить, что Мирзиёву удалось наладить отношения с другими странами, особенно с соседями по региону и сохранить мир в своей стране, тогда как в соседних Кыргызстане, Таджикистане и Казахстане то и дело вспыхивают внутренние и пограничные конфликты.

Узбекистану, идущему к созданию экономически сильного государства со свободным демократическим обществом, Мирзиёев как лидер очень нужен.

Сергей Кривощапов

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320