В конце 2014 года из Афганистана будет выведен основной контингент Международных сил содействия безопасности, в связи с чем в находящихся поблизости от афганских границ странах Центральной Азии все чаще начинают говорить о «факторе 2014 года», о рисках в обеспечении безопасности, возникающих для Центральной Азии.
Председатель Государственной пограничной службы КР Курманакун МАТЕНОВ рассказал «Интерфаксу» о том, с какими проблемами может столкнуться регион Центральной Азии после вывода коалиционных сил из Афганистана и о мерах, принимаемых республикой для обеспечения безопасности своих границ.
- Курманакун Убанкожоевич, почему «фактор 2014 года» вызывает столько опасений и с чем они связаны?
- В конце августа на берегу озера Иссык-Куль прошла встреча глав пограничных ведомств стран Центральной Азии и Афганистана, где обсудили меры, принимаемые пограничными ведомствами по сохранению стабильности на границе в контексте так называемого «фактора 2014 года» в связи с выводом Международных сил содействия безопасности из Афганистана. Присутствовавший на встрече наш коллега из Афганистана подробно доложил о ситуации в стране, как она будет складываться в будущем. Есть серьезные опасения, тем более в этом году ожидаются президентские выборы в этой стране. Основное опасение связано с тем, что сейчас движение "Талибан" укрепляет свои позиции, активизируется. И, откровенно говоря, мы опасаемся, что, возможно, при поддержке некоторых стран, не исключен приход этого движения к власти в Афганистане.
- Какие проблемы в обеспечении безопасности, в частности, пограничной безопасности, могут возникнуть для стран региона на фоне 2014 года? Что нужно сделать, чтобы обеспечить южным границам СНГ стабильность?
- Все угрозы для Центральной Азии, связанные с терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком, исходят из Афганистана. Эксперты говорят о том, что они могут усилиться после вывода Международных сил содействия безопасности, и наше мнение тоже с ними совпадает. Поэтому в рамках Организации Договора о коллективной безопасности было принято решение усилить таджико-афганскую границу. Недавно прошло заседание специальной группы по этому вопросу, они съездили на границу, изучили, какая необходима поддержка со стороны государств ОДКБ. Опасения о развитии ситуации после 2014 года есть, этого скрывать не нужно.
- Что делает Киргизия для укрепления своих границ, чтобы противостоять возможным угрозам на фоне вывода коалиционных войск из Афганистана в 2014 году?
- Мы меняем методы и способы охраны госграницы. Государственная пограничная служба (ГПС) уже не может ссылаться на нехватку средств, выделяемых для этого, и решили, что необходимо переходить на новые способы охраны границы, в частности ее южных рубежей: будем создавать так называемые блок-посты, наблюдательные пункты, оборудовать блиндажи на возвышенности, чтобы на линии госграницы организовать систему наблюдения. Сейчас проводим необходимые расчеты, сколько составит наша потребность, чтобы повысить эффективность охраны госграницы.
- Какие из существующих в центральноазиатском регионе террористических движений представляют наибольшую угрозу для безопасности Киргизии и других стран Центральной Азии?
- Исламское движение Узбекистана; несмотря на смену его лидеров, цели и задачи этого движения и его идеи сохранились. Мы видим самую силу в них. И талибы в Афганистане. Именно эти два движения, где-то связанные между собой, представляют наибольшую угрозу. Интерес террористических групп к региону не ослабевает. Если к власти придут талибы, то они, установив свою власть, дальше могут двигаться на север в страны Центральной Азии.
- Можно ли противостоять этому и что нужно сделать, чтобы не допустить вторжения террористических групп?
- Охранять границу как можно лучше, организовывать взаимодействие, обмениваться информацией между странами региона. Для нас охранять лучше границу означает, что, во-первых, необходимо навести твердых уставной порядок, укрепить дисциплину, организовать охрану границы должным образом.
Во-вторых, сейчас в Государственной пограничной службе прорабатывается идея о введении в приграничных населенных пунктах, в населенных пунктах на горных приграничных участках должности пограничных уполномоченных. Это будут гражданские лица из местного населения. На каждый метр границы пограничника не поставишь, но в приграничных населенных пунктах живут наши люди. Мы вводим оперативный способ охраны границы через них. Пограничные уполномоченные будут набираться в штат ведомства, как служащие, с начислением зарплаты. Сейчас проводятся соответствующие расчеты, и в конце текущего года планируем уже ввести эти должности, чтобы к середине следующего года система заработала.
- Как вы можете охарактеризовать текущую ситуацию на киргизско-узбекской и киргизско-таджикской линиях госграницы, где с начала года произошло несколько пограничных инцидентов?
- Граница – это тема, вокруг которой много споров, а в этом году произошло много пограничных инцидентов. Все эти проблемы будут пока процесс правового оформления линии границы с соседними странами (Узбекистан, Таджикистан - ИФ) завершится. Причина инцидентов кроется в вопросах водоземлепользования, контрабанде и наличия спорных моментов. В отдельных приграничных районах на юге Киргизии не только власти, но даже простое население не могут определить, где проходит граница, и вот на этой почве возникает много инцидентов. Государственная пограничная служба будет охранять госграницу, как она есть. Границей мы для себя считаем ту линию административно-территориального деления с Таджикистаном и Узбекистаном, которая была на момент развала СССР, вот эту линию мы будем охранять.
- Когда речь заходит об охране границы, то тут же возникает вопрос о финансировании. Будет ли увеличен бюджет ГПС в следующем году, о чем Вы просили киргизское правительство и на какую помощь стран-партнеров рассчитываете?
- Национальная безопасность начинается с безопасности пограничной. Мы настаивали на том, чтобы финансирование Государственной пограничной службы было увеличено, и в 2014 году нам дополнительно выделяют 129 млн сомов ($1/ 48,7с). Но этого мало, дополнительно требуется еще 441 млн. В последние два-три года не выделялись средства на капстроительство, теперь начали выделяться. И за счет республиканского бюджета мы строим шесть пограничных застав, что также позволит улучшить систему охраны границы, так как раньше все наши заставы располагались в зданиях, не приспособленных для этого, в детских садах, в образовательных учреждениях, расположенных внутри населенных пунктов, вдали от линии границы. Чтобы построить их ближе, нам не хватало средств. Мы надеемся на понимание правительства.
- Какая международная помощь оказывается Государственной пограничной службе Киргизии?
- Что касается помощи от стран-партнеров, то в 2012-2013 годах мы получили от России по линии Пограничной службы ФСБ России материально-техническую помощь почти на полмиллиарда рублей. Это, в частности, автотехника, средства охраны границы и другое. Кроме того, в Киргизии с 1999 года находится оперативная группа российских пограничников, оказывающих советническую помощь, а это дорогого стоит.
Помимо этого, по линии Центкома США и американской программы Экспортный контроль и безопасность границ, на юге Киргизии строится 11 пограничных застав, которые будут полностью оборудованы. Оказывают помощь и другие страны, но ее нельзя сравнивать с тем объемом помощи, которую предоставляют Россия и США.
«Интерфакс»
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320