Бывший первый зампредседателя Пограничной службы КР Кубаныч Сарыбаев прокомментировал «Регион.kg» недавние события в Иссык-Кульской области, где была ликвидирована группа нарушителей границы.
– Позвольте как человеку, большую часть своей жизни посвятившему службе в пограничных войсках, высказать свою точку зрения на события, произошедшие на Иссык-Куле, связанные с уничтожением группы нарушителей госграницы. В СМИ этот инцидент трактуется с разных точек зрения, причем не всегда объективных. Видимо, ошибка заключается в том, что изначально до общественности была доведена некорректная информация, и поэтому складываются различные кривотолки, абы да кабы. А объяснения очень простые, обыденные и лежат на поверхности, безо всяких теорий заговора, сговора и конспирологий.
Итак, в районе обогревательного пункта «Пикертык» охотник А.Барыкин совершенно случайно столкнулся с группой неизвестных лиц, явно не местных, и по виду вообще не из Кыргызстана. В моем классическом понимании, «Пикертык» – это не совсем обогревательный пункт (землянка или отдельное здание с огневыми позициями). В советское время это была нормальная пограничная застава с числом бойцов в 3-4 десятка, с соответствующей техникой, складами, вооружением, казармой и т.д. Обогревательным пунктом он стал от безысходности, потому что столько бойцов, техники и материального обеспечения просто не стало, и содержать эту заставу стало невозможно.
Что делает Барыкин? Абсолютно правильно – сообщает на ближайший пограничный пост «Ак-Шийрак», расположенный почти в 40 км, о том, что увидел неизвестных, и, зная реальное положение вещей, будучи патриотом и настоящим жителем приграничья, берет пару местных ребят и идет с ними задерживать неизвестных. Откуда он мог предположить, что ему могут оказать такое яростное сопротивление, что этих нарушителей не испугает карабин. Возможно, что стрелять в нарушителей охотник стал исключительно защищая свою жизнь, а перед этим еще несколько раз выстрелил в воздух, и стрельба по живым людям ему далась ох как не просто, несмотря на то, что он был опытным охотником. Это кардинально разные вещи – стрелять по дичи или по человеку. А погиб, очевидно, потому что не успел перезарядить оружие.
Пограничники с «Ак-Шийрак», их там всего 7 человек, достаточно быстро преодолели 40 км, учитывая, что двигались по полному бездорожью. Раньше в том же Каракольском пограничном отряде в штате была инженерно-саперная рота с несколькими десятками единиц инженерной, дорожной техники, это подразделение денно и нощно трудилось, поддерживая в рабочем состоянии сооружения, позиции, заграждения, дороги, мосты и т.п. Поэтому хотя пограничные заставы были отдаленными, но не в такой глухой автономии, как сейчас. Эти 7 бойцов прибыли к «обогревательному пункту» и попытались блокировать 11 нарушителей. Здесь диспозиция немного иная: 7 против 11, которые спрятались на территории с несколькими зданиями, есть зверски убитый наш гражданин, нет доподлинной информации о вооружении нарушителей. Но самое главное – нет нормальной связи.
Стационарная станция осталась на посту, мобильные телефоны не берут, переносных радиостанций нет вообще. В итоге пограничники ждут, что кто-то придет им на помощь. Действительно, помощь приходит от соседнего поста «Карасай», еще 10 человек бодро добрались, преодолели 180 км. бездорожья, и это уже послеобеденное время. Туман, скоро стемнеет и очень быстро. Ребята-пограничники прекрасно понимают, что больше к ним до ночи уже никто не успеет добраться. Там летом-то не доедешь, не то что зимой, и это уже тоже давняя проблема, с 1999 года. Резервов нет, голодно, холодно (январь, высота почти 4000 метров над уровнем моря, мороз), нарушители сдаваться не собираются, покидать обогревательный пункт не хотят, а если ночью несколькими группами пойдут на прорыв, то как уже замерзшие бойцы смогут их преследовать в ночное время?
А если, не дай бог, кто-то уйдет, то ведь придется отвечать за то, что упустил нарушителя, в том числе в уголовном порядке. Что делать? Правильно – ликвидировать, если не сдаются. И главное, надо еще сохранить свой личный состав, за него тоже особый спрос, а бойцы уже полдня в снегу на морозе лежат, они скоро так промерзнут, что не до боя будет.
В отношении критики – почему не взяли хотя бы одного нарушителя в плен? Не буду умничать, что горы — это особые условия стрельбы, остановлюсь на более глубинных причинах. Во-первых, в бой с нарушителями вступили обычные бойцы, а не спецназовцы. Во-вторых, надо говорить о серьезных проблемах в отборе и пограничной подготовке. Кануло в лету то время, когда в погранвойска отбирали самых-самых. Из-за того, что Минобороны фактически монополизировало призыв в Вооруженные силы, лучших военкоматы отбирают себе в МО КР. В итоге в пограничные и внутренние войска можно, оказывается, призывать не отличающихся здоровьем и физическими данными ребят. И это в те войска, которые несут ежедневную боевую службу?! Причем это даже не просто прихоть военкомата, а нормативный документ по призыву в армию. Также из-за проблем с финансированием, как правило, с опозданием идет доставка на отдаленные пограничные заставы продуктов питания, угля, дров, обмундирования и т.п. И это в те местности, где лето заканчивается уже в августе! За последние годы трансформировалась не просто система подготовки, а ментальность из пограничной в армейскую, потому что большинство командиров – армейцы, их натаскивают на бой, а не на охрану.
Так что, исходя из реально сложившейся ситуации, пограничники приняли правильное решение по уничтожению группы нарушителей. Могу поделиться случаем, когда в 1989 году на участке моей заставы, также на китайской границе был глубокий прорыв из Китая в СССР одного нарушителя границы. Поиск начался около 23.50, лето, и к рассвету путем наращивания усилий, мой 14 километровый участок госграницы был перекрыт через каждые 100 метров парными пограничными нарядами, всю ночь ставилась световая завеса 7-ю прожекторными. На этом участке поиск вели около 30 тревожных групп, привлекался мотострелковый полк для блокирования, резервы округа, милиции. Кроме этого, с тыла в сторону границы шел встречный поиск силами 20 групп ДНД (каждая не менее 20 человек), с рассветом над районом поиска уже висело звено вертолетов с бойцами на борту. Вот в таком случае нарушитель был задержан живым.
Произощедщее должно стать сигналом для власти и общества в плане того, что пора наконец повернуться лицом к проблемам охраны границы, к решению проблем по улучшению условий пограничных застав. Ведь именно с границы начинается государство...
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320