Экономика
10.02.2022

Подводные камни рынка ГСМ Кыргызстана

Как выяснилось, зачастую объяснения нефтретрейдеров не показывают полную картину происходящего на рынке топлива республики

В СМИ периодически появляется информация об очередном подорожании горюче-смазочных материалов в Кыргызстане. Нефтетрейдеры связывают эту тенденцию с рядом факторов: рост закупочных цен на нефтепродукты в декабре в России, стремительное сокращение их запасов, закупленных ранее по более дешёвым ценам, дефицит предложений на отгрузку из России в КР, неизбежное повышение цен на АЗС республики в декабре, отсутствие у нефтетрейдеров оборотных средств на закупку топлива, прекращение деятельности мелких автозаправочных станций в регионах и в Бишкеке из-за отсутствия бензина и дизтоплива.

Схема стандартная. Рост цен на ГСМ — общемировая тенденция и Кыргызстан не может быть исключением. Однако цены на нефтепродукты во всех соседних импортозависимых государствах намного выше, чем в КР. Только в Казахстане цены дешевле якобы потому, что там работают не рыночные механизмы и существует госрегулирование внутренних цен.

Вот только в Таджикистане, где цены на бензины и дизтопливо действительно значительно выше, в качестве моторного топлива в основном используется сжиженный углеводородный газ (СУГ), цена, на который в два раза ниже, чем цена на популярный бензин Аи-92, и ежемесячный объем потребления, которого в РТ составляет порядка 40 тыс. тонн. И спрос на бензин там невелик. В Узбекистане в основном в качестве моторного топлива используется местный компримированный природный газ. В Армении также большинство автолюбителей используют природный газ, тем самым снижая собственные затраты на бензин. В Казахстане проводится продуманная и ответственная государственная политика поддержки потребителей ГСМ, а не просто нерыночное госрегулирование. Видимо, кому-то нужно преднамеренно вводить в заблуждение автолюбителей.

Очень странной выглядит на этом фоне позиция Государственного агентства антимонопольного регулирования, которое фактически стало озвучивать мнение нефтетрейдеров и их Ассоциации, аффилированной с главой «Газпрома» в КР Болотом Абилдаевым. Позже их поддержал и министр экономики, говоря о неизбежности резкого повышения цен. Складывается впечатление, что нефтетрейдеры свои интересы теперь продвигают через лояльных государственных чиновников.

Все последние годы формированием рынка ГСМ в Кыргызстане занимались исключительно частные компании, и государство фактически не вмешивалось в его развитие. Все, что было сделано на топливном рынке страны, было сделано этими компаниями в их собственных интересах.

Сейчас, например, все осознают, что необходимо увеличивать объемы импорта сжиженного газа. Но, Казахстан значительно ограничил объемы экспорта СУГ в КР. А в России с сентября прошлого года действует экспортная пошлина на его отгрузку в Кыргызстан. В соответствии с действующим соглашением, сжиженный углеводородный газ не включен в перечень нефтепродуктов, вывозимых из РФ на беспошлинной основе. Вот интересно, кто помешал той же Ассоциации нефтетрейдеров включить сжиженный газ в этот перечень, когда Министерство энергетики КР формировало индикативный баланс для беспошлинных отгрузок ГСМ? Ответ очевиден – тот, кто финансирует Ассоциацию нефтетрейдеров. На самом деле, доля установок для продажи газа на действующих АЗС в республике ничтожно мала по сравнению с установками по продаже бензинов. Такая ситуация выгодна только тому, кто фактически контролирует топливный рынок в Кыргызстане, определяя перечень горюче-смазочных материалов на автозаправках и диктуя цены.

Что касается жалоб нефтетрейдеров на отсутствие оборотных средств на закупку ГСМ, то это выглядит, по меньшей мере, несерьезно. Например, тот же «Газпром нефть Азия», являясь дочерней структурой российской ПАО «Газпром нефть», имеет возможность приобретать ГСМ на условиях пост оплаты через определенное время. Получается, что дело не в отсутствии оборотных средств.

Причина остановки деятельности мелких и средних АЗС в регионах кроется, скорее, в отсутствии доступа к нефтепродуктам и тотальной зависимости от крупных импортеров – тех, что сегодня фактически диктуют свои условия всем участникам рынка ГСМ и правительству республики в том числе.

Как известно, правительство Республики Казахстан с 1 января 2021 года возобновило взимание экспортных пошлин на вывоз нефтепродуктов из страны и прекратило выдачу квот (разрешений) компаниям, желающим экспортировать ГСМ. При этом, небольшой объем экспорта нефтепродуктов в приграничных районах в направлении Кыргызстана все-таки сохранялся. Т.е. несмотря на действие в нашей стране постановления правительства №566 от 22 октября 2019 года, импорт горюче-смазочных материалов из соседней республики все же осуществляется. Особенно это было заметно на фоне резкого роста цен на российское топливо весной этого года. Тогда, по прогнозам Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, цены на бензины и дизтопливо до конца марта должны были вырасти еще на 3,5-5,0 сом за один литр. Но, импорт из Казахстана мешал личным интересам определенных людей, которые руководят рынком топлива в КР.

По неофициальной информации, именно Болот Абдилдаев и пролоббировал принятие правительством РК указа о введении запрета на вывоз из Казахстана нефти и нефтепродуктов автотранспортом. Документ вступил в силу с 9 мая 2021 года и действует до сих пор.

Очевидно, что нет никаких сомнений относительно того, кто управляет сегодня всем рынком ГСМ в Кыргызской Республике и получает от этого основные дивиденды.

Кумуш Алтынбаева

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320