Известный экономист Кубат Рахимов рассказал, чем грозит республике нынешняя финансовая политика властей
В 2017 году госдолг Кыргызстана увеличился еще на 87 миллионов долларов, и в совокупности внутреннего и внешнего долга составил 4 миллиарда 444,68 миллиона долларов или 309 миллиардов 971,36 миллиона сомов.
При этом, основная часть внешнего долга республики – 41,6 процента – приходится на Экспортно-импортный банк Китая — 1 миллиард 669,81 миллиона долларов. При этом, чуть ли не ежемесячно показатели внешних займов растут.
Конечно, Кыргызстан на сегодняшний день не единственная страна, которая имеет задолженность перед Китаем. Заемщиками «Эксимбанка» являются многие государства, в том числе и республики Центральной Азии. Однако только наше государства считает, увеличивающие, как снежный ком, долговые обязательства нормой и даже готово поднимать, так называемый «критический» порог займов по отношению к ВВП.
Отечественные эксперты бьют тревогу. Открыто заявляя, что подобное отношение к долгам, даже при наличии средств на их оплату и обслуживание, может «аукнуться» стране в будущем. И предлагают установить предельную планку займов хотя бы по отношению к определенному государству. В данном случае – к КНР.
Так, известный экономист Кубат Рахимов предложил принять закон «О внешнем долге КР», в котором четко бы прописывалось, что страна не может брать заимствования у одной страны на сумму, превышающую 25 процентов от всего внешнего долга.
- Нынешняя финансовая модель развития страны несовершенна. Особенно в плане международных займов, большая часть которых приходится на одну страну – Китай. Но практика доказывает, что нельзя пить с одной лужи. Так как можно попасть в зависимость, вплоть до потери суверенитета. Тем более, когда кредитор является соседом по границе. Ведь, не исключено, что рано или поздно у нее могут появится соблазны получить какие-либо госактивы взамен наших финансовых обязательств. Плюс это порождает определенные фобии в обществе, например, увеличивает градус ксенофобии к иностранным инвесторам. И хотя я лично положительно отношусь к нашим китайским партнерам, при подобном долге не исключено, что огромные корпорации Поднебесной могут начать действовать в противовес с миролюбивой государственной политикой КНР. Поэтому, любые подобные прецеденты стоит исключать, - отметил в беседе с «Регион.kg» Кубат Рахимов.
Именно для этого и необходимы предельные ограничения внешних займов, считает экономист.
- Те 3,8 процента внешнего долга, которые в прошлом году нам списала Россия, вернулись в виде новых займов китайского «Эксимбанка». Что само по себе не совсем корректно. Было бы лучше конвертировать их в определенные бизнес-проекты или ценные бумаги. Например, в Туркмении Эмамали Рахмон законодательно принял решение уменьшения госдолга путем захода кредиторов в инвестиционные проекты по схеме государственно-частного партнерства. В итоге не только снижаются долговые обязательства, но и увеличивается приток дополнительного капитала, - пояснил эксперт.
Такую схему, считает экономист, можно было применить, например, при модернизации бишкекской ТЭЦ.
- Не надо было пороть горячку, нужно было провести международный тендер и перевести проект в ГЧП. В итоге мы не только бы модернизировали стратегический объект по всем нормам, но и потихоньку повышали тарифы на тепло и электроэнергию. Сейчас же реконструкция ТЭЦ выглядит так, будто дорогую резину надели на старую машину. Еще больше вызывает сомнение сумма, выделенная на ее ремонт – около 400 миллионов долларов США. За эти деньги можно было реконструировать не только Бишкекскую, но и Ошскую ТЭЦ. Поэтому, вопрос, куда на самом деле ушли заемные средства, все еще остается открытым, - подчеркнул Кубат Рахимов.
По его подсчетам, решить проблему прогрессирующих займов Кыргызстана вполне может переход на внутренние финансовые заимствования.
- Но это возможно лишь тогда, когда люди и банки доверяют государству. Более того, наши финансисты – ленивые коты. Они считают, что переходить на эту форму дорого, а льготные кредиторы всегда рядом. И это при том, что в Кыргызстане существует определенный избыток свободных денег, который составляет нескольких сотен миллионов долларов, которые можно было бы пустить в оборот. Однако внутренний рынок ценных бумаг по сей день не развивается. И в этом заключается главный парадокс, - уверен экономист.
Коснулся эксперт и неразвитости в Кыргызстане главного инструмента капитализма – Фондового рынка.
- Фондовый рынок у нас почему-то всячески игнорируют. К тому же, совершенно неэффективно душить наши, пусть и более дорогие отечественные деньги, дешевыми китайскими займами. Как это изменить? Просто повысить планку порогов кредита, тогда Минфин и Нацбанк в любом случае будут вынуждены выйти из зоны «отчуждения». И главную роль в развитии «собственных сил», опять же, сыграл бы переход к формату ГЧП. Ну а пока у нас три государственных сироты: промышленность, экспорт и энергетика. При этом, на протяжении 15 лет государству говорят о приоритетах ГЧП, но оно старательно обходит любые подобные соглашения. Ведь, им проще взять кредит у «Эксимбанка» КНР. Но ценой такого подхода может стать наш суверенитет, - резюмировал Кубат Рахимов.
Ну а пока Минфин старательно поднимает планку лишь предельного долгового порога страны, успокаивая граждан и представителей экспертного сообщества в безопасности такого неоднозначного подхода. При этом, долговое бремя Кыргызстана продолжает увеличиваться. И к чему может привести подобная финансовая политика властей, догадаться нетрудно.
Анастасия Борисова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320