Ведущие ученные Кыргызстана давно пришли к выводу, что ледники тают, причем их таяние проходит с разной интенсивностью в зависимости от метеорологических условий.
Глобальное потепление климата – доказанный факт. По прогнозам ученых, это приведет к тому, что через 20 лет площадь ледников Кыргызстана сократится на минимум на 35 %! Но уже сегодня все кому не лень считают убытки от таяния ледников, их судьба регулярно вызывает споры, опасения, а в некоторых случаях и недовольства в связи с обвинениями субъектов в экологическом ущербе.
По мнению ученого и преподавателя КРСУ Андрея Подрезова, ледниковая тема сегодня перекочевала в две сферы: это сфера политическая, когда ее сторонники предпочитают не замечать объективных закономерностей процесса изменения климата; и сфера бизнеса, когда кто-то пытается на проблеме заработать авторитет, политическое влияние, голоса избирателей и прочее и прочее.
«Регион. kg» взял комментарии у тех экспертов, которые неравнодушным к этой актуальной теме.
- Сегодня ледники тают из-за всеобщего потепления климата на планете,-говорит преподаватель КРСУ Андрей Подрезов,- Появился даже такой термин применительно к ледникам, как пульсирующие ледники. На северных склонах у ледников не так заметны изменения, а вот на южных склонах процессы таяния уже очень заметны. Все ледники – достояние стран, на которых они расположены, и это часть их стратегических водных ресурсов. Лед – это та же самая река. Она дробится на блоки и движется, причем разные части ледника движутся с разной скоростью. В него попадает каменный материал, образуя морены. Одновременно ледники – это своеобразные водохранилища. Но с каждым годом на всей Земле наблюдается преобладание уменьшения массы ледников, хотим мы этого или не хотим.
Это подтверждают кумулятивные кривые баланса массы ледников не только Тянь-Шаня, но и Альп, Скандинавии, Кавказа, Гималаев, Памира, Земли Баффина, Свальбарда, Аляски, отражающие ситуацию в период с 1960 по 2005 год. Александр Мандычев, кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Центрально-Азиатского института прикладных исследований Земли ( ЦАИИЗ), показывая графики, утверждает, что сейчас человечество живет в эпоху потепления и в связи с этим деградация ледников происходит во всем мире. Так, согласно исследованиям непосредственном измерении характерных границ ледника Абрамова с 1850 по 2013 год, его площадь уменьшилась на 3,65 кв.км или на 14%. В ЦАИИЗ имеются также данные значительного уменьшения площади ледника Голубина в Ала-Арчинском ущелье с 1861по2015гг; другие же данные свидетельствуют, что язык ледника Петрова, что рядом с прорывоопасным озером Петрова и с месторождением «Кумтор», с 1869 по 2015 г из-за глобального потепления на планете отступил на 700м!
- Но визуальные изменения не отражают всего процесса деградации, так как изменяется толщина ледникового слоя. Так, разница абсолютных высот поверхности ледника Южный Ыныльчек за 39 лет, то есть с 1976 по 2015гг, составила в восточной части 60,7 м, а в западной ледник «похудел» аж на 103м! Таким образом, в год даже такой мощный ледник в Иссык-Кульской области утончается минимум на 1,5 метра, - сказал А. Мандычев.
В ЦАИИЗ сообщили «Регион.kg», что точных данных о состоянии водных ресурсов и их изменении в связи с изменением климата в республике нет. И хоть Минэкономики и презентовало статистические данные природных ресурсов КР, а Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства разработало проект методики определения экологического ущерба, наносимого ледникам Кыргызстана, однако мало что говорится о печальном состоянии высокогорных станций. И мало что для изменения этой ситуации делается.
В настоящее время ЦАИИЗ при поддержке международных доноров проводит инвентаризацию ледников по всей территории КР. Но точные исследования ледников на территории Кыргызстана вести практически невозможно по объективным причинам.
- Впервые министерства и ведомства провели подсчет природных ресурсов, в том числе и ледников, водохранилищ, бассейнов и прочих водных ресурсов. Но насколько этим подсчетам можно верить? – спрашивает эколог Шамиль Ильясов,- Ведь в КР на 1 исследовательскую станцию приходится 6 тысяч кв км поверхности, в то время как в соседнем Казахстане, где открытые степи, эта площадь на 1 станцию в 1,5 раза меньше! К сведению, в той же Швейцарии, с которой уж очень наши госмужи любят сравнивать Кыргызстан, на каждую такую станцию приходится 165 кв. км. В бытность СССР у нас было 80 метеостанций, сегодня же у Кыргызгидромета осталось 34. Поэтому сложно учесть, а что же происходит с экологией между станциями. Существующая погрешность в данных в итоге достигает до 4,5%.
Для примера, в США имеется 5 тысяч станций и единая информационная сеть, работающая в режиме реального времени, у нас же нет единой системы учета наблюдений за изменением погоды и водных ресурсов. Например, у кыргызской авиации имеется собственная специфическая программа наблюдений, которая делает 12 замеров в сутки, но в случае необходимости – даже ежечасно все замеры передает на пульт. Но замеры эти касаются только потребностей авиации. Сегодня ледниками в КР занимаются ЦАИИЗ и Институт водных проблем и гидроэнергетики НАН КР. Но если в ЦАИИЗ имеются высокогорные станции, построенные на средства Потсдамского института, то в финансирование нашей НАН КР сегодня сводится к выплате зарплат и покрытию коммунальных расходов! На научные исследования, тем более касающиеся дорогостоящей гляциологии, давно нет денег.
Эксперт Зульфия Марат считает, что сегодня нет условий для занятий научной деятельностью гляциологами. А ведь в советское время в нашем горной регионе были специалисты, которых « с руками и ногами» забрали иностранные государства. Чего только стоит кыргызстанский специалист – гляциолог Владимир Айзин, который сегодня работает в США, но до сих пор «болеет» проблема ледников ЦА!
Чтобы изучать ледники, нужны высокогорные станции, оснащенные современным оборудованием, нужны научные кадры. «А судьи кто?» Депутат ЖК Каныбек Иманалиев говорит, что парламентарии громко кричат об экологических проблемах ледников, но при этом почему-то не замечают, что за годы независимости наши ВУЗы практически не подготовили ни одного специалиста по водному международному праву.
Именно этот «кадровый голод» приводит к тому, что специалисты говорят о незначительном влиянии разработки рудника Кумтора на ледники, а в то же время многие политические деятели - о значительном, даже несмотря на бесконечные экспертные комиссии вокруг этой проблемы.
- Месторождение Кумтор оказывает минимальное воздействие на льды,- считвает Александр Мандычев,- Сегодня канадцы срезают глыбы с ледника Давыдова, чтобы не было обрушений в горнодобывающий карьер и в озеро Петрова, которые вызовут перехлест воды в озере и его последующий прорыв и сель, они их складируют ниже озера. Но в 2020 году, когда горная разработка закончится и когда карьер заровняют, язык ледника Давыдова снова займет свое стабильное положение».
Геодезические исследования ЦАИИЗ 2015-го года подтвердили, что не из-за Кумтора, а из-за изменения климата толщина ледника Давыдова за 39 лет уменьшилась на 60 м в глубину, то есть ледник «просел».
По мнению специалистов, пришла пора депутатам ЖК задуматься о состоянии и техническом оснащении высококогорных исследовательских станций, о точности получаемых данных, которые позволят вести достоверный учет природных ресурсов, о подготовке научных кадров, а не тратить огромные суммы на периодические экспертные комиссии по «Кумтору».
Ирина Байрамукова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320