Даже «чистая вода» в республике далека от санитарных норм – вода загрязнена нитратами, хлоридами, сульфатами, нефтью и нефтепродуктами, поскольку в водоемы химические и неорганические вещества выбрасываются без очистки.
При этом Кыргызстан обладает уникальными по объему и качеству природными богатствами. Так, в стране насчитывается 2000 рек длиною более 10 км, чья общая площадь составляет 35 тыс. кв. км, 1 923 озера общей площадью почти семь тысяч кв. км, более восьми тысяч ледников, запасы пресной воды которых составляют 650 млрд. кубометров. Общий годовой объем возобновляемых водных ресурсов оценивается в 46,5 куб. км.
Уникальность нашей республики в том, что мы – единственная страна мира, в которой гидроресурсы полностью формируются на нашей территории. В этом состоит наша стратегическая гидробезопасность – быть вне зависимости от трансграничных рек, что, казалось бы, должно быть использовано для укрепления экономики и международного рейтинга страны. Около 75% нашего стока уходит в соседние страны – Китай, Таджикистан и Узбекистан. Но еще большая наша уникальность состоит в том, что уже третий десяток лет страна не может воспользоваться своим положением.
На сегодняшний день, фактически используя 12-17% имеющихся запасов поверхностного и подземного стоков, мы теряем 23%. Причины банальны –развал построенных еще при союзе ирригационных систем, экстенсивные методы полива и т.д. Одновременно Кыргызстан получает ежегодный ущерб от недобора сельскохозяйственной продукции с площадей, занятых 10 водохранилищами, в размере более 10 млн. долл. В стране до сих не произведена даже аттестация водных источников и не известно точное количество скважин.
Более того, в каждом пятом населённом пункте Кыргызстана отсутствует водопровод, амортизация самых «новых» водопроводных систем, которыми может похвастаться 25% сел, ведется еще с 1980-х годов и насчитывает почти полвека. Еще треть населенных пунктов пользуется водопроводами 70-летней давности. Каждый второй кыргызстанец вынужден ходить за водой к колонке, расположенной на расстоянии более 100 м от дома. Только 10% населения, проживающего в регионах, обеспечены системой канализации.
40% населения Кыргызстана использует для питья воду из рек, каналов, арыков. Питьевой водой обеспечено только 20% населения республики. При этом чистота воды далека от санитарных норм – вода загрязнена нитратами, хлоридами, сульфатами, нефтью и нефтепродуктами, поскольку в водоемы химические и неорганические вещества выбрасываются без очистки. Из 350 сооружений по очистке сточных вод только треть соответствует фитосанитарным нормам.
В результате государство ежегодно тратит около пяти млрд. сомов на борьбу с заболеваниями, переданными через питьевую воду. За 24 года независимости сумма переваливает за 100 млн. сомов. Говорить о рациональности в данном случае не приходится как отношении государственного, так и в отношении природных ресурсов. Кроме того, на лицо отсутствие на протяжении многих лет как государственных, так и частных мер, направленных на улучшение или смягчение существующих социальных проблем.
Неспособность территориальных единиц самостоятельного решать существующие проблемы говорит о низком уровне управления на местах, неумении аккумулировать ресурсы, принимать инновационные решения и т.д.
Во многом это связано с существующей в целом системой управления в Кыргызстане, когда руководители ставятся по трайбалистически-партийному принципу, а не исходя из профессиональных навыков. В результате на местах не решают имеющие проблемы, решая одновременно социальные проблемы и развивая местный бизнес. Социально ориентированные задачи ставятся только сверху и решаются только при вливании донорских или бюджетных средств.
Так, в конце прошлого года была впервые разработана Государственная программа развития питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Кыргызстана на 2014-2024 годы. Согласно документу, строительство водопроводов в 425 селах обойдется в 6,9 млрд. сомов, а системы водоотвода в 27 населенных пунктах – вообще в 1,6 млрд. сомов.
Данная программа по улучшению качества водоснабжения была разработана и презентована в сентябре прошлого года и стала первым документом в истории постсоветского Кыргызстана, ориентированного на решение проблемы обеспечения населения питьевой водой. Общая сумма, требуемая для поставок населению качественных услуг в сфере водоснабжения, превысила 20 млрд. сомов или 333,9 млн. долларов. Примечательно, что за последние десять лет международные доноры вложили в систему водоснабжения населения 187 млн. долларов. То есть, большую часть требуемой ныне суммы, но воз и ныне там.
Кроме того, последние годы наблюдается сокращение размеров ледников, которые занимают 4% от территории нашей страны. По данным мировых гляциологов, к концу XXI века ледники Тянь-Шаня исчезнут. И это при том, что наши ледники составляют В настоящее время скорость таяние варьируется от 0,2% до 1% в год. Через пять прогнозируют сокращение зеленых покровов Тянь-Шаня на 30% по сравнению с данными 2980 года. в 2050 году – водные бассейны рек Амударья и Сырдарья могут уменьшится на 15% и 2,5% соответственно. Безусловно, проблема наших ледников связана с глобальным потеплением, и решение вопроса лежит за пределами республики. Но пассивность и неучастие в международной экологической работе также являются негативными факторами. Как говорится, спасение рук утопающих, дело рук самих утопающих.
Здесь против нас в какой-то степени играет наша уникальность. Ледники Тянь-Шаня – немногие в мире, в зоне которых располагаются полезные ископаемые. И здесь действительно нужно выбирать, что важнее золото или вода. Хотя еще в известной рекламе говорится, имидж – ничто, жажда – все.
Правда, в последнее время депутаты начали инициировать законопроект, согласно которому платежи за природопользование должны соразмерны наносимому экологическому ущербу. Об этом заявила депутат фракции «Ата Журт» Жылдызкан Джолдошева в обсуждении увеличении выплат крупным кампаниям. Тогда же говорилось о необходимости введения «роялти», то есть налога от общего объема добычи. Плюс данного вида налогообложения состоит в том, что 50% по всем видам полезных ископаемых, кроме газа, нефти и золота, будет поступать в местный бюджет. Как известно, сегодня все регионы находятся на дотациях республиканского бюджета, и, возможно, такой шаг привел бы местные власти к самофинансированию.
В принципе, подобная мера уже заложена в изменениях к Закону «О недрах», но пилотирование нововведений показало, что местные власти не умеют оценить реальную сумму, которая должна платить кампания. Об этом говорят результаты проекта ОБСЕ "Повышение потенциала органов местного самоуправления в Баткенской, Джалал-Абадской и Таласской областях в области недропользования и решению земельных споров в Ошской области".
В результате, не умения местных властей работать с инвесторами и отстаивать свои права. Также налоговые службы должны более эффективно отслеживать, чтобы 50% роялти поступала в местные бюджеты. Тогда во многом удастся избежать конфликтных ситуаций с зарубежными инвесторами, когда местное населения устраивает митинги, снижая, таким образом, рейтинг конкурентоспособности Кыргызстана в целом. Но проблема состоит еще и в том, что поступление налогов не означает, что кампания будет надлежащим образом заботиться о сохранения природы республики.
Грамотное природопользование было, есть и будет задачей самого государства и общества. Поскольку именно от сохранения природных богатств зависит устойчивость благосостояния и будущее народа. Отношение к воде в нашей стране уже стало притчей во языцех. И таких примеров множество. Так, занимая всего 0,13% общемировой суши, Кыргызстан является местом обитания 3% мировой фауны и 7 400 видов растений. Но за последние 20 лет в республике уничтожена половина лесов, из оставшихся 49,9% находится в стадии лесостарения.
Кыргызстан входит в 200 приоритетных экологических регионов планеты. Не смотря на это, в данное время на территории Кыргызстана нет ни одной экосистемы, которая бы не пострадала от человека. Исчезли степи, разрушены экосистемы горных лугов, берегов рек, практически исчезли предгорно-степной и болотный комплексы.
Таким образом, можно говорить скорее о сиюминутном природоиспользовании, если за двадцать с небольшим лет экологическая ситуация остается уделом неправительственных организаций, а не стратегической государственной политики. И если в ближайшее время внимание государства не переключится с прибыли на долгосрочные инвестиции в среду обитания, то нашим детям достанется уже не «вторая Швейцария», а место, непригодное даже для выживания.
Эднан Карабаев,
общественный деятель
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320