Политика
07.12.2017

Перспективы «гюленовских» учебных заведений в ЦА

Каковы перспективы движения «Хизмет» в Центральной Азии в условиях эволюции внешней политики Турции, рассуждает политолог из Перми, кандидат политических наук Дмитрий Плотников.

Первые «гюленовские школы» в Центральной Азии появились в начале 1990-х годов и к концу десятилетия насчитывали сотни образовательных учреждений. При этом, изначально Анкара способствовала появлению «Хизмет» (так именовались школы, организованные известным турецким исламским проповедником, филантропом Фехтуллахом Гюленом), поскольку воспринимала эти школы инструментом «мягкой силы» в тюркских государствах, где местное население положительно воспринимает турецкий язык и культуру за счет реализации проектов частной структурой.

Высокий уровень капиталовложений в материальную базу, достойная оплата труда преподавателей, качественность предоставляемого образования, возможность продолжения обучения за рубежом сделали из «гюленовских школ» сеть элитарных учреждений, куда центрально-азиатские элиты целенаправленно устраивали своих детей, инкорпорируя их затем в местный истеблишмент.

По разным оценкам, в Кыргызстане за 15 лет гюленовские лицеи обучили

и воспитали до 40-50% представителей политического класса страны.

Наряду с этим, Туркменистан в целях сокращения турецкого влияния в национальной образовательной системе в 1999 году преобразовал 12 гюленовских лицеев в государственные школы, за исключением лицея Тургута Озала и Туркмено-турецкого университета, что повлекло временное осложнение отношений с Анкарой, обозначившей ущемление своих региональных интересов. В Казахстане и Кыргызстане турецкие учебные заведения не подвергались давлению со стороны местных властей.

Попытка военного переворота, произошедшая в Турции в середине июля 2016 года, привела к масштабным политическим чисткам в турецком обществе. С позиции Анкары, заговор был инициирован Фетуллахом Гюленом, который из-за лоббируемой им идеи восстановления в Турции халифата с 1999-го года проживает в эмиграции в США и, по версии турецкой стороны, укрывается американскими спецслужбами.

В новых реалиях, когда Анкара по всему миру преследует политических оппонентов из числа последователей Гюлена, Турция последовательно склоняет центрально-азиатские государства к закрытию «гюленовских школ», что воспринимается на местах угрозой разрушения выстроенной системы качественного образования.

Уместен вопрос, если Анкара отказывается от налаженной системы протюркской селекции местных элит в Центральной Азии, в чьих интересах работает образовательная сеть «гюленовских школ» в настоящее время? Учитывая, что на данный момент, только США, укрывая Гюлена от выдачи своему партнеру по НАТО Турции, использует движение «Хизмет» для контроля ситуации в Центральной Азии через преуспевших местных выпускников, ответ очевиден.

Впрочем, ничего нового в этом процессе нет. Повсеместно китайское лобби продвигают «институты Конфуция», германские интересы отстаивает «Институт им. Гете», французская «мягкая сила» распространяется сетью центров «Альянс Франсез».

Возможно, стратегически мыслящим лидерам центрально-азиатских стран нужно просто назвать вещи своими именами, признав законодательно за сетью «гюленовских школ» статус иностранного агента, что придаст положительный импульс отношениям с Анкарой и внесет ясность в сотрудничество с США.

Дмитрий Плотников

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320