Реализация цифровой повестки является одной из приоритетных задач Евразийского экономического союза на ближайшие восемь лет.
Учитывая, что цифровая трансформация экономик стран ЕАЭС является ключевым элементом евразийской интеграции, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия приступили к осуществлению процедур по синхронизации и гармонизации национальных цифровых проектов с общей цифровой повесткой.
- Сегодня ведущие государства мира вкладывают серьезные ресурсы в развитие цифровых отраслей с применением технологий Четвертой промышленной революции. Совместная реализация цифровой повестки обеспечит вдвое больший рост ВВП ЕАЭС, нежели реализация национальных цифровых программ странами союза по отдельности. Т.е. цифровые технологии окажут огромное влияние на конкурентоспособность евразийских товаропроизводителей и, как следствие, на экономический рост государств союза, а также на другие направления, включая сферу безопасности, - подчеркнул сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков в рамках конференции, прошедшей в Бишкеке.
Он также отметил, что на сегодняшний день каждая из стран союза накопила свой уникальный опыт в этом направлении.
- В Кыргызстане это программа «Таза коом», обладающая рядом разработанных и внедренных элементов, цифровых активов и возможностей, которые со временем будут дополнены и объединены во всеобщее управление, - добавил эксперт.
В рамках конференции было отмечено, что реализация национального проекта «Таза коом» даст много положительных эффектов, как в экономике, так и в других сферах.
- В Кыргызстане хороший предпринимательский потенциал, однако, бизнес боится полной легализации доходов, благодаря же внедрению цифровых технологий, мы сможем снять этот вопрос. Кроме того переход на цифровую экономику даст дополнительные рабочие места, т.к. она связана с развитием компьютерных технологий, куда входят сервисы, платежи, интернет торговля и так далее. Но самое главное, что развивая цифровую экономику, мы уходим от бюрократических проволочек и коррупционной системы за счет снижения человеческого фактора в предоставлении тех или иных услуг, - отметил депутат, член комитета по международным делам, безопасности и обороне Жогорку Кенеша КР Бахадыр Сулейманов.
В рамках дискуссии возник вопрос о готовности республики к цифровой трансформации. По мнению ряда экспертов, Кыргызстан значительно отстает от других стран ЕАЭС в процессе цифровизации. Однако, по словам заместителя министра экономики КР Алмаза Сазбакова, это не совсем соответствует действительности.
- Кыргызстан нельзя считать аутсайдером в плане цифровой трансформации. Цифровая повестка Евразийского экономического союза включает множество компонентов, поэтому нельзя однозначно сказать, что какие-то страны впереди, а какие-то отстают. Например, Армения и Беларусь опережают всех остальных в плане цифровой маркировки товаров. По электронным сопроводительным документам впереди Россия и Казахстан. Кыргызстан лидирует по некоторым другим направлениям. Например, в плане проведения выборов. У нас в республике уже несколько лет голосование проводятся по биометрическим данным, и этот наш опыт является хорошим примером для наших партнеров. Кроме того, у нас передовой портал государственных услуг, - подчеркнул чиновник.
Продолжая тему электронных госуслуг, заместитель председателя Государственной регистрационной службы при Правительстве КР Бакытбек Джусупбеков сообщил, что за несколько месяцев функционирования системы ею воспользовались уже свыше 90-та тысяч кыргызстанцев.
- Государственной регистрационной службой создается единый реестр населения, включающий все персональные данные граждан от имени-фамилии и прописки до имущества, которым они владеют. Все это позволяет значительно упростить процедуру получения необходимых документов. Например, если раньше для получения справок при получении или замене паспорта, свидетельства о рождении, браке и т.д. гражданам приходилось ездить в районные центры, то теперь они получают все эти документы в своём в селе. По всей республике открыты информационные киоски, а также заработал интернет портал, где информационные услуги предоставляются онлайн, - рассказал представитель ГРС.
На данный момент государственная регистрационная служба разрабатывает ряд новых проектов. В их числе проект «гибридная почта», направленный на упрощение оплаты коммунальных услуг через объединение всех коммунальных счетов в один общий счет. В процессе апробации проекта сегодня участвуют жители пяти столичных микрорайонов. Также ГРС работает над внедрением электронного межведомственного документооборота, тестирование программы осуществляется внутри ведомства.
О результатах внедрения цифровой программы в сфере оказания социальных услуг уязвимым слоям населения на примере Свердловского района столицы рассказал глава районной администрации Самарбек Болотбеков.
- Для получения материальной помощи, пенсий и пособий ветеранам ВОВ и одиноким пенсионерам, например, необходимо собрать более 20-ти справок. В среднем для получения одной только справки раньше требовалось около 6 часов плюс некоторые материальные затраты на проезд и т.д. Сейчас же создана единая база, и обслуживание производится по принципу «единого окна», что не только существенно сократило время получения необходимых документов, но и сделало процедуру эффективной и прозрачной, - отметил чиновник.
Хороших результатов он ожидает и от реализации проекта «Безопасный город», нацеленного на сокращение дорожно-транспортных происшествий и на снижение уровня квартирных краж и хулиганства, благодаря повсеместной установке камер наблюдения.
На данный момент главной задачей руководства Кыргызстана в сфере цифровой трансформации, по словам эксперта аппарата президента КР Таланта Джунушева, является гармонизация проекта «Таза коом» с цифровой повесткой ЕАЭС.
- Кыргызстан, будучи членом ЕАЭС, должен унифицировать национальный проект с евразийской цифровой повесткой до 2025-го года. Я считаю, что республика вполне к этому готова. Процесс реализации проекта «Таза коом», который является основным компонентом национальной стратегии устойчивого развития 2040, был запущен еще в прошлом году. Пока, конечно, остается много вопросов, в том числе и каверзных. Но мы активно работаем над их решением, Кыргызстан последовательно шаг за шагом реализует свой цифрово проект, - отметил Талант Джунушев.
Дело осталось за малым – найти средства на реализацию ключевого проекта правительства. По мнению независимых экспертов, этот нюанс может стать вполне серьезным препятствием в процессе цифровой трансформации Кыргызстана.
- Это очень большой и затратный проект, на его реализацию нужно не менее одного миллиарда долларов. Из госбюджета на эти цели выделяется только 500 миллионов, т.е. нам необходимо искать внешние источники финансирования национальной цифровизации, которые не должны лечь дополнительным бременем на государственный долг. А значит, это должны быть либо гранты, либо техническая помощь, либо инвестиции по линии государственно-частного партнерства. Мы должны заинтересовать инвесторов, но, чтобы пришли инвесторы, нужна политическая стабильность, работающие законы и нормативно-правовые акты, и не должно быть коррупции, - отметил эксперт, экс-министр экономики КР Арзыбек Кожошев.
Он также отметил, что препятствием для реализации «Таза коома» может стать дефицит специалистов, и низкий уровень охвата населения интернетом.
На ряд технических и правовых недоработок в подготовке к реализации проекта «Таза коом» обратил внимание эксперт Эсен Салиев. По его словам, конструирование «Безопасного города» началось не с того этапа.
- Образно говоря, любое строительство должно начинаться с фундамента, а не с крыши. Установка камер наблюдения – это крыша здания, у которого нет ни фундамента, ни стен. Прежде чем приобретать дорогостоящее оборудование, нужно привести в порядок инженерные и инфраструктурные сети, те же линии электропередач, чтобы обеспечить качественное бесперебойное обслуживание системы, - подчеркнул эксперт.
Кроме того, по словам Эсена Салиева не решены вопросы правового регулирования проекта, начиная с того, какой орган будет контролирующим, а какой обслуживающим систему, и заканчивая тем, кто будет заниматься обработкой данных с камер, распечатывать штрафные уведомления и доставлять их нарушителям. Также эксперт предположил, что не все получатели штрафных квитанций согласятся их оплачивать и будут их оспаривать в судебном порядке, а значит необходимо создать департамент, который будет разбираться с этими вопросами, потому что суды физически не справятся с дополнительной нагрузкой.
- Наше правительство бежит впереди паровоза. Если заранее не решить все технические и законодательные аспекты, то реализация «Безопасного города» станет очередным дорогостоящим «пшиком», который подорвет и без того слабое доверие кыргызстанцев к властям, - заключил Эсен Салиев.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320