Карусель парламентской формы правления, которая лихо закрутила законодательную и исполнительную ветви власти страны, пока не дает долгожданного ответа, кто имеет наибольшее влияние на развитие ситуации в стране.
Хотя республика уже более полутора лет живет в парламентском режиме, представители экспертного сообщества до сих пор активно дискутируют по вопросу, кто правит Кыргызстаном. В ходе форума «Президент, правительство, Жогорку Кенеш: сотрудничество или конкуренция», который прошел по инициативе Института общественной политики, политологи вновь вернулись к этой животрепещущей теме, но к единому консенсусу так и не пришли. Политологи констатировали о том, что каждая ветвь власти в лице президента, парламента и правительства пытается тянуть властные полномочия на себя. «По этой причине мы постоянно наблюдаем выяснение отношений между ними по поводу полномочий. Например, Жогорку Кенеш может вмешиваться в вопросы, решением которых должен заниматься президент. Вместо одной власти мы имеем три, но с дублирующими полномочиями», - отметил политолог Валентин Богатырев. По его мнению, республике не избежать очередного референдума по смене Основного закона. И инициатором этих процессов станет лично Атамбаев, поскольку после ухода Розы Отунбаевой новый глава государства пытается укрепить институт президентской власти.Однако, эти процессы вполне закономерны, поскольку согласно действующей Конституции, президент больше напоминает статиста, чем реального лидера страны, который бы обладал рычагами и механизмами для продвижения государства вперед. Свидетельством этому служит и недавнее обсуждение трех парламентских комитетов вопросов борьбы с коррупцией. Часть парламентариев высказали сомнения в том, что президент имеет должные полномочия по противодействию этому явлению, нардепы полагают, что по закону главная роль должна быть отведена правительству и премьер-министру. И подобных примеров, когда парламентарии ставят свое мнение выше президентского, можно привести немало, особенно в бытность правления Розы Отунбаевой, когда Жогорку Кенеш на постоянной основе и легко преодолевал президентское вето на какие-либо законопроекты. Видимо законодатели, наконец, почувствовали вкус власти. Но политологи считают, что в глазах населения глава государства, так и остается властной фигурой № 1, несмотря на все конституционные нюансы. «По нашей культурной традиции президент считается более значимой фигурой, чем другие политические должности», - подчеркивает Богатырев. И с этой точкой зрения сложно поспорить. Впрочем, вряд ли можно считать, что нынешний президент останется на политической арене второстепенным персонажем, который будет тихо и незаметно наблюдать со своего рабочего места за разворачивающимися в стране общественно-политическими событиями. Тем более что в отличие от Розы Отунбаевой, Атамбаев имеет в парламенте гарантированную поддержку от парламентской фракции СДПК.
О том, что президентская власть решительно возвращается в систему госуправления, продемонстрировал и рабочий визит Алмазбека Атамбаева в Москву. В российской столице глава государства высказал мнение, что Кыргызстан собирается жить не за счет внешней помощи, а за собственный счет. Атамбаев однозначно заявил, что с протянутой рукой по миру республика больше ходить не собирается. Но в то же время за бюджет отвечает премьер, а не глава государства. За кем из них должно быть решающее слово в плане получения внешних займов и кредитов?
Как полагает Богатырев, «именно в парламенте развернулся сейчас второй президентский фронт в свете объявленной войны между президентом и премьер-министром». Но сам парламент по его убеждению является фактически политическим «трупом», так как его статус четко не прописан в Конституции, а амбиции депутатов завышены. При этом нынешняя законодательная власть не представляет интересы избирателей, поскольку избрана только третью населения.
Пессимистично настроен в отношении перспектив взаимодействия трех ветвей власти и эксперт по государственному управлению Шерадил Бактыгулов. Он считает, что в «Кыргызстане при нынешнем политическом раскладе никогда не будет реализована ни одна политическая программа». По его словам, политики, олицетворяющие три ветви власти, находятся в состоянии перманентной борьбы за ее ресурсы, а не сотрудничают. «Причем борьба проходит под двумя лозунгами: «против всех» и «цель оправдывает средства. В связи с этим в Жогорку Кенеше всегда будут создаваться коалиции, потому что надо идти на уступки друг другу. Но это порождает коллективную безответственность и сложность при принятии решений», - резюмировал эксперт.
Состоявшийся форум продемонстрировал, что нынешняя парламентская форма правления в Кыргызстане неэффективна для проведения коренных преобразований и реализации стратегических общенациональных проектов. Так как собрать действующую власть в единый созидающий кулак пока невозможно.
Кубатбек Асанов
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320