По оценкам СМИ, «постсоветские» саммиты в столице Казахстана напомнили о влиянии Москвы в Центральной Азии.
Владимир Путин, на встречах с главами всех государств ЦА говорил про особое значение региона для России.
«Происходят попытки со стороны помешать развитию нашей с вами кооперации во многих областях, нарушить складывающиеся на протяжении истории честные связи и тесное взаимодействие в политике, экономике, гуманитарной сфере», - подчеркнул глава российского государства, выступая на саммите «Россия — Центральная Азия».
По словам президента РФ, России и странам Центральной Азии необходимо находить и реализовывать проекты, которые можно продвигать не только в двустороннем формате, но и на общерегиональном уровне. Это связано с ростом товарооборота и инвестиций, взаимодействия в экономике, безопасности, культуре. Глава России напомнил, что за последние пять лет товарооборот России со странами Центральной Азии вырос в два раза до 37,1 млрд, долларов. Он также добавил, что происходит перенастройка механизмов финансовых расчетов, «исключающих ненужное участие в них западных компаний и операторов».
Касаясь вопросов региональной безопасности, В. Путин высказался на тему Афганистана, сказав, что на «наших южных рубежах» тлеет очаг тревожности, который грозит потоком беженцев и террористическими угрозами. Причем американские и британские спецслужбы, по его словам, «подпитывают противостоящие талибам формирования, нацеливая их на обстрелы приграничья некоторых наших стран».
«Россия исторически играла существенную роль в центральноазиатском регионе, более того, у неё получалось разрешать противоречия между нашими народами», - отметил в беседе с NEWS.ru казахстанский политолог Данияр Ашимбаев. - Центральная Азия едина по географическому принципу, но политически и экономически разобщена. Попытки интеграции между странами сегодня, как мы видим, выливаются в единичные проекты. Между ними возникают то логистические, то пограничные споры. Россия является ключевым партнёром для всего региона и гарантом его безопасности, она исторически уравновешивала внутрирегиональные противоречия»
По словам Ашимбаева, поколения советских интернационалистов постепенно уступают место молодежи, выросшей уже после распада СССР. Сейчас в обществе растёт межнациональный и межрелигиозный экстремизм.
«А между Россией и странами Центральной Азии нет естественных границ — они не очерчены, скажем, горами, как, например, на Кавказе. Поэтому стабильность в регионе имеет большое значение для безопасности России. Военным способом эту безопасность обеспечить сложно — здесь лучше работают экономические и гуманитарные подходы. В то же время и странам региона выгодна Россия, поскольку она уравновешивает внутрирегиональных игроков. Ещё надо помнить, что западные ценности в ЦА пришли через Россию. Этот взаимовыгодный процесс будет держать вместе Москву и Центральную Азию ещё долгие годы», - убеждён казахстанский политолог.
Выбор Казахстана для подобных саммитов был не случаен.
«Казахстан уже на протяжении нескольких десятилетий в рамках своей политики многовекторности и равноудаленности позиционирует себя как международную площадку и посредника, говорит главный научный сотрудник МГИМО Андрей Казанцев в интервью «Ведомостям».. То же СВМДА изначально мыслилось как азиатское ОБСЕ, напоминает он. Происходящее сейчас соответствует традициям казахстанской дипломатии, а сейчас, на фоне эскалации международных конфликтов, Астана оказалась крайне востребована, в особенности Россией»
В Азии авторитет Казахстана сейчас стабильно растет, хотя он и так был значительным, уверен эксперт. В чем-то его положение похоже на Турцию, с той разницей, что Астана не вовлечена ни в какие конфликты, в отличие от Анкары в Сирии и Ливии. Казахстан уже помогает решать России экономические проблемы и предлагает ей свою роль как честного посредника в Азии, считает эксперт.
Глобально сложился запрос на альтернативные международные посреднические площадки, уверен старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. Токаев же сейчас, полагает он, активно использует внешнеполитический фактор для выстраивания своего имиджа, говорит он.
Раньше «малые» и «средние» страны нередко выбирали стратегию игры на противоречиях «больших», считает эксперт. Казахстан занимает достаточно своеобразные позицию. Он старается снизить риски внешнего давления за счет международно-дипломатической активности, говорит ведущий научный сотрудник МГИМО Иван Сафранчук.
По материалам СМИ
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320