В настоящее время внутренний рынок нефтепродуктов Кыргызстана, согласно данным международных и российских информационно-аналитических агентств, таких как Argus, Reuters, КОРТЕС, составляет до 1,5 млн тонн светлых нефтепродуктов (бензины автомобильные, дизельное топливо, не включая авиатопливо). Доминирующую долю этого объема рынка занимают импортируемые российские продукты. Такая зависимость от поставок с российских НПЗ сложилась исторически со времен СССР и продолжается по сей день. Темные нефтепродукты (мазут, битум), а также авиационный керосин, в силу специфичности спроса и предложения, а также реализации - сезонный характер спроса, узкая сфера использования и т.д., необходимо рассматривать отдельно.
Какова же реальная картина на рынке сегодня? Ответ простой - картина безрадостная. По данным из официальных и неофициальных источников, к началу мая текущего года на рынке светлых нефтепродуктов Кыргызстана сложилась критическая ситуация. Она проявляется в неуклонном повышении оптовых и розничных цен, вызванном серьезным дефицитом нефтепродуктов на рынке. Критическая ситуация усугубляется продолжающимся запретом на экспорт светлых нефтепродуктов из Казахстана.
Особенно тяжелая ситуация сложилась в южных областях КР, где стоимость нефтепродуктов существенно выше, чем на севере. Ценовая разница там достигает 5-6 сомов за литр топлива, что связано также с проблемами железнодорожных поставок на участке Узбекской железной дороги, которые обострились в связи с трагическими событиями на юге Кыргызстана в июне прошлого года.
Поставки ОсОО «Газпром нефть Азия» (ГПНА), по информации тех же авторитетных изданий, в мае могли сократится до 5 тыс. тонн с прежних 20-25 тыс. тонн в месяц. Более того, нефтепродукты ГПНА, поставляемые с Омского и Салаватского заводов РФ, предназначены только для реализации через сеть собственных АЗС.
«Газпром нефть Азия» безусловный монополист и лидер на рынке страны, регулирует до 65 % розничного рынка и 75% оптовых поставок. Монопольное положение этой компании началось с 2006 г. после приобретения активов «НК Альянс» - крупной сбытовой сети. Остальные участники рынка – местные нефтетрейдеры, занимающиеся мелкооптовой и розничной реализацией через нефтебазы и сети АЗС.
Основные конкуренты, реализующие продукцию казахстанских нефтеперерабатывающих заводов, а именно, Шымкентского НПЗ (компания «ПетроКазахстан»), Павлодарского и Атырауского НПЗ («КазМунайГаз»), в настоящее время фактически покинули рынок в силу ряда объективных экономических причин в Казахстане, включая продолжительные запреты на экспорт, а также, не выдержав конкуренции с «Газпром нефть Азия» за рынок КР.
Хотя правительство России несколько месяцев назад отменило экспортные пошлины на нефтепродукты для Кыргызстана, с 1 мая были введены новые экспортные пошлины для светлых нефтепродуктов – в размере $408 на бензины и $304 на другие светлые нефтепродукты. Согласно заявлению правительства РФ, решение о повышении пошлин на бензин на май было вынужденной мерой, так как наблюдался резкий всплеск цен на российском рынке. Запретительная пошлина на экспорт бензина может быть сохранена и в июне, заявила на днях в СМИ министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. Таким образом, введение экспортных пошлин для КР является вполне реальной перспективой.
В сложившейся сложной ценовой ситуации, вызванной серьезным дефицитом ГСМ, обеспечение энергетической безопасности республики становится вопросом первоочередной государственной важности. Кыргызстану необходимо вырваться из топливной зависимости, разработав комплексную программу обеспечения энергетической безопасности и насыщения внутреннего рынка нефтепродуктами. Программа должна включать кардинальные меры, направленные на разработку прорывных проектов по преодолению существующей топливной и экономической зависимости, от разведки и разработки существующих нефтегазовых месторождений до переработки на существующих НПЗ и строительству новых мини - заводов.
Кстати, аналогичный проект по добыче нефти и переработке вполне успешно работал на юге республики в 90-х годах. Так, к примеру, в 2010 г. было добыто 65-75 тыс. тонн нефти. Существует мини НПЗ в Жалал-Абаде, хотя они сталкиваются с рядом технических проблем, связанных с качеством перерабатываемой нефти. Однако технические вопросы можно решить, привлекая специалистов-экспертов, инвесторов и финансовые институты, а также государственное финансирование. В России, к примеру, около трети переработки нефти осуществляется на мини НПЗ. Таким образом, вопросы обеспечения южных областей дизельным топливом и мазутом можно решать достаточно оперативно за счет собственных источников сырья и его переработки.
Не менее важным условием обеспечения энергетической безопасности является создание правовой базы. Необходимо разработать проект закона «Об обороте нефтепродуктов», который позволит регулировать всю сферу производства и реализации нефтепродуктов - от добычи и переработки до реализации конечным потребителям.
Медер Абдулдаев,
эксперт-аналитик
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320