Республика может потерять шансы на привлечения инвестиций в стратегические отрасли экономики.
В случае денонсации Генерального соглашения по «Кумтору»,республика может потерять шансы на привлечения инвестиций в стратегические отрасли экономики.
Инвестиционный климат равен нулю
Социологическая служба «Социнформбюро» провела масштабное исследование, которое касалось ключевых проблем развития горнодобывающей промышленности Кыргызстана .
Данное исследование проводилось с целью мониторинга и динамики оценок экспертов по проблемам горнодобывающей отрасли страны, Кумтора , в частности.
Участниками опроса стали политологи, экономисты, специалисты международного права, экологи, представители бизнес-структур.
По оценкам экспертов, инвестиционный климат страны испытывает сегодня достаточно серьезные проблемы.
«Для «белых» инвесторов у нас нет инвестклимата, а вот для «черных» - пожалуйста. На наш рынок с удовольствием заходят «серые» инвесторы, которые считают, что можно договориться: снизить налоги, спрятать доходы. «Белым» же просто бесполезно сюда приезжать. В одном законе можно найти 3-4 статьи, противоречащие друг другу. Какой из них применять? На деле получается, что кто какую захочет , тот ту статью и применяет. У нас законодательство просто нулевое для инвесторов. Мы все сделали для того, чтобы уничтожить инвестиционную привлекательность.
Так, например, существует Закон о защите инвестиции. После 2010 года это был один из первых декретов на фоне начавшейся национализации. Но по большому счету ничего нового он в законодательство не ввел. Были штук десять международных соглашений по защите инвестиции со странами, национальный закон о защите инвестиции, закон о предпринимательстве.
Все это было. Просто Закон о защите инвестиции стал определенным индикатором того, что новая власть, готова играть по правилам. Т.е. мы готовы вступать за выполнение международных правил. Это дало долю некой надежды. Но последние попытки национализации и прочее. – уничтожили эти надежды», - такие негативные комментарии звучали от экспертов и специалистов
Список факторов, негативно, влияющих на инвестиционный климат в Кыргызстане, по мнению экспертов, намного больше , чем положительных. Все они взаимосвязаны между собой. Чтобы преодолеть/бороться с этими причинами нужно не только время, но и политическая воля руководства страны. По мнению, большинства экспертов, и первого, и второго в нашей стране мало. По поводу времени, правительству осталось полгода, максимум – год. Далее, как говорят, эксперты инвестиционная привлекательность будет равна нулю.
Таким образом, подавляющее большинство экспертов оценивают существующий инвестиционный климат в Кыргызстане крайне пессимистично.
Особую значимость приобрело значение качества профессионализма государственных служащих, обеспечивающих экономическое, финансовое, правовое сопровождение инвестиционных проектов. Политическая составляющая инвестиционного климата приобрела решающее влияние. Социальная нестабильность также стала более значимой и стала чаще использоваться, как рычаг давления на инвесторов. В этом смысле не обеспечивается правовая стабильность, не отработаны механизмы ее достижения.
Золота много – добычи мало
Горнодобывающая отрасль экономики признается экспертами, как одна из основных бюджетообразующих и потенциально привлекательных для инвесторов. Но нынешняя ситуация в отрасли оценивается крайне негативно.
Прежде всего, об этом свидетельствует позиция экспертов по поводу пересмотра соглашений с компаниями, разбирательств вокруг того или иного бизнес-проекта горнодобывающей отрасли, возникающие после каждой смены власти.
Только один эксперт однозначно полагает, что за такими действиями власти стоит защита интересов государства. Большинство же аналитиков считают, что главную роль здесь все-таки играют корыстные интересы отдельных чиновников, финансовых групп. Большое значение имеет и популизм. Например, месторождение «Кумтор» для некоторых депутатов, общественных лидеров, как республиканского, так и местного уровней, стал разменной картой, с помощью которой можно получить политические дивиденды.
«Практика демонстрирует, как в деятельность той же компании «Центерры» вмешивались представители семейства Акаевых, потом семейства Бакиевых. Не факт, что и сегодня подобное вмешательство не может повториться. Так как в спорах вокруг горнорудных месторождений в значительной мере присутствуют личные интересы, а отнюдь, не государственные. Причем, здесь завязаны интересы как отдельных людей, так и конкретных групп.
Все эти люди раньше были при власти, кто в депутатах, кто в госструктурах исполнительной власти. Они не могут не понимать, но почему-то стараются «забыть» что каждый проект это десятки, сотни миллионов долларов капитальных затрат. Ведь получается, что сначала страна привлекает инвестиции, а потом начинаются заявления - мы сами можем разрабатывать. Но в этом случае возникают закономерные вопросы: а где же вы были раньше, до того. как инвестор вложил огромные суммы в разработку ? Почему вы не вкладывали деньги раньше?
В последнее время стало популяризироваться мнение о том, что Кыргызстан раздает все месторождения налево, направо. Выгодная позиция для тех, кто делает на подобных популистских заявлениях себе имя. На самом деле никто месторождения не раздавал. Более того, еще не так давно, когда была низкая цена на золото, в республике не было вообще лицензиатов. Да и предлагали инвесторам неизученные месторождения. Теперь же, когда они вложили десятки миллионов долларов только в разведку, возникают претензии, что, якобы, им все досталось бесплатно.
Все положения соглашений необходимо было оговаривать с инвесторам изначально. А не пересматривать многократно каждое из них впоследствии, в зависимости от желания того или иного чиновника. Подобное недопустимо ни в одной цивилизованной стране. Конечно, государство заинтересовано получить максимальную сумму от инвесторов, но в любом должна быть разумна и обоснована», - констатируют участники исследования.
Также отмечается, что нынешние возможности страны в самостоятельной разработке существующих месторождений финансово ограничены, поэтому пока приоритет и отдается иностранным инвестициям.
Денонсация означает изоляцию
Говоря, об успешных проектах в горнодобывающей отрасли страны эксперты чаще упоминали «Кумтор». Главным в оценке успешности проекта для экспертов является его бюджетообразующая роль.
Как продемонстрировало исследование, 6 из каждых 10 опрошенных экспертов признают стратегическое влияние деятельности проекта на экономику страны.
Согласно экспертным оценкам «Кумтор» - это наиболее значимый и бюджетообразующий проект. Показатели «Кумтора» отражаются на всех других мировых экономических площадках. Поэтому от того, насколько этот проект будет успешен в дальнейшем, насколько обе стороны будут действовать в рамках закона, зависят дальнейшие перспективы развития в целом экономики страны.
«Влияние «Кумтора» на экономику страны значительно. Это одно из немногих реально существующих, работающих, добывающих предприятий. Продукция «Кумтора» позволяет хотя бы отчасти компенсировать отрицательный торговый баланс. Мы практически ничего не экспортируем, но очень много импортируем», - говорят эксперты
Поэтому все участники опроса отрицательно относятся к идее национализации «Кумтора». Здесь доминируют три позиции:
отсутствие финансовых ресурсов для выплат компенсаций «Кумтору»,
существенный урон имиджу Кыргызстана, как состоятельному и компетентному партнеру в экономических отношениях с представителями иностранных государств
нельзя национализировать то, что принадлежит Кыргызстану.
«Национализация - это выкупить у частного инвестора предприятие либо путем прямых договоров, либо принять закон, по которому может быть выкуплено это предприятие на каких-то серьезных обоснованных условиях. Для этого нужно заплатить около 2,5 млрд. долларов. Кыргызская Республика готова за 2,5 млрд. купить этот проект? Все больше голосов раздаются в парламенте: Надо национализировать! А где деньги взять? Это экспроприация. Не надо эти два понятия путать. Национализация возможна в том случае, если инвестор сам и добровольно уйдет. Иначе, будет международный скандал, который приведет к международному суду, соответственно последствия будут сокрушительными», - задаются вопросами специалисты.
Эксперты акцентируют внимание на огромных политических, экономических, юридических рисках. Это приведет к огромным долгосрочным проблемам с точки зрения инвестиционной привлекательности, вовлеченности Кыргызстана в длительные разбирательства в международных судах, ухудшению отношений не только с развитыми странами, но и соседями. При нынешнем уровне финансовой состоятельности Кыргызстана, ограниченности профессиональных специалистов со знанием системы международной защиты – национализация губительна. Нет уверенности, что можно будет наладить менеджмент, производственный процесс, логистику реализации золота и так далее. Вероятным становится социальное обострение ситуации на Иссык-Куле.
В отношении денонсации Генерального соглашения по «Кумтору» 2009 года, среди экспертов превалируют негативные оценки.
Прежде всего, они связаны с экономическими рисками, потерей инвестиционной привлекательности страны, опять же ухудшением имиджа Кыргызстана и затяжными международными разбирательствами.
«Кыргызстан сам отказался от своих прав и в Генсоглашении стоит подпись госчиновников. Правительство проиграет в любом случае международный суд. Но, даже если мы получим месторождение, оборудование, даже часть персонала, мы потеряем ключевых специалистов, полностью аудиторские документы по этому предприятию и будем обязаны еще 600 млн. долларов заплатить акционерам. Сам процесс отмены ратифицированного соглашения, якобы не отвечающего интересам Кыргызстана, говорит о том, что лица, принимающие решения не выполняют обязательства относительно инвесторов. Таким образом, именно они являются нарушителями закона,- полагают эксперты.
Они убеждены, денонсация договора будет означать, что Кыргызстан – государство, не выполняющее своих обязательств, что тоже приведет к изоляции страны.
Сложным для экспертов оказался вопрос об обоснованности увеличения экологических отчислений. Все эксперты признают, что их увеличение необходимо и справедливо. Но обоснованность суммы этих отчислений, предъявляемых к «Кумтору», вызывает недоверие у всех, у экологов в том числе. Потому что в Кыргызстане нет ни методик, ни материальной базы для проведения профессиональных экологических экспертиз.
Эксперты выступают против привлечения НПО Кыргызстана к проведению экологических экспертиз, поскольку у них нет лабораторий, оснащенных современным оборудованием. Кроме того, отмечается возможность ангажированности НПО. По мнению экспертов, экологической экспертизой должно заниматься Агентство по охране окружающей среды с привлечением независимых лабораторий и экспертов. Есть сомнения у экспертов и в профессионализме тех специалистов, которые привлекались к экологическому анализу в составе Госкомиссии.
«Наверняка на «Кумторе». как и на каждом подобном предприятии в любой стране мира , есть мелкие экологические нарушения. Только сегодня некоторым выгодно преувеличить превышения вредных веществ и напугать население . Пока учеными доказано, что на территории рудника наличие вредных веществ находится в рамках норм, принятых в Кыргызстане. Все обвинения по экологическим нарушениям. Которые предъявляются « Кумтору» рассыплются в международном арбитражном суде, - отмечают специалисты.
На их взгляд, выдвигаемые комиссиями обвинения по ледникам тоже явная профанация, поскольку происходит таяние всех ледников в стране. Эксперты также не уверены, что в случае выплат, ведомства направят эти средства на экологические цели.
«Никогда ни одной копейки не направляют на восстановление экологической ситуации. Для ведомств выгодно, чтобы как можно больше было нарушений, или как можно больше было законов или поводов брать всякие деньги», - уверены участники опроса.
Игорь Ермаков.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320