В центре внимания
23.05.2018

Олег Панкратов: значимость Кыргызстана в ЕАЭС будет возрастать

В апреле этого года в Кыргызстане сформировано новое правительство, и сегодня перед ним стоит ряд важных задач, первостепенными из которых являются повышение конкурентоспособности экономики и создание положительного инвестиционного климата в стране. О том, как новый кабинет министров намерен развивать экономику республики, какова роль Евразийского экономического союза в этом процессе, об отношениях с Китаем и о многом другом в интервью «Регион.kg» рассказал министр экономики КР Олег Панкратов.

«Регион.kg»: В конце апреля этого года сформировано новое правительство Кыргызстана, что станет приоритетом его деятельности?

– Предыдущее правительство, которое возглавлял Сапар Исаков, работало, так скажем, в формате двоевластия. Имело место некоторое недопонимание между действующим главой государства и экс-президентом. Новое правительство в отличие от предыдущего является частью единой системы, где это противостояние больше не существует, выборные процессы остались позади, и мероприятия популистической направленности тоже в прошлом – в них больше нет необходимости, потому что ближайшие выборы в Жогорку Кенеш у нас будут практически через три года. Поэтому сегодняшнее правительство является частью общей системы государственного управления, есть понимание и взаимодействие и с аппаратом президента, и с Жогорку Кенешем. Таким образом, особенность его в том, что меньше будет политических проблем в работе правительства и больше практической направленности его деятельности.

«Регион.kg»: Каковы приоритеты нового правительства в вопросах практического развития экономики?

– Естественно, нынешний президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков еще будучи премьер-министром обозначил приоритеты – это развитие регионов. Их реализация была запущена еще год назад, и на сегодняшний день эти задачи остаются основными в работе правительства. Потому что без сильных регионов невозможно построить сильное государство с сильной экономикой. У нас накопилось много проблем в плане того, что и финансирование, и условия для инвесторов и бизнеса были сосредоточены в Бишкеке и Чуйской области, ну и в Оше. Сегодня стоит вопрос о том, чтобы создать более комфортные и выгодные условия для ведения бизнеса в регионах, поэтому это было и остается приоритетом деятельности правительства.

Несомненно, цифровая экономика, цифровизация процессов госуправления, что когда-то легло в основу программы «Таза Коом» – это тоже является важнейшим приоритетом. Мое личное мнение, что «Таза Коом» был очень громко прорекламирован, но по своей сути это продолжение той работы, которая началась раньше. Эта программа достаточно практичная и адаптированная к реальному состоянию вещей. Во многом направления, обозначенные в «Таза Коом», являются попыткой догнать наших соседей по цифровизации и госуправления, и экономики. И если «Таза Коом» в большей степени был обозначен как механизм улучшения взаимодействия между государством, обществом и бизнесом и снижения коррупционных рисков, то мы еще хотим дополнить цифровой экономикой, т.е. тем направлением, которого с нашей точки зрения там не хватает. Таковы наши приоритеты на ближайшее будущее.

«Регион.kg»: Вы отметили, что приоритетом является развитие регионов. Сейчас об этом много говорится, но есть ли какие-то конкретные программы для реализации обозначенных целей, уже предприняты какие-то шаги в этом направлении?

– Естественно. Еще правительством под руководством Сооронбая Жээнбекова была разработана концепция развития регионов. Став президентом он издал указ, которым нынешний год объявлен годом развития регионов. В свою очередь правительство Сапара Исакова в рамках реализации концепции и исполнения указа президента приняло план работы правительства в этой сфере. Несмотря на то, что годом развития регионов является 2018-й год, тем не менее план пятилетний, он предполагает три основных направления работы правительства, нацеленных на улучшение условий ведения бизнеса и повышение уровня жизни населения во всех уголках Кыргызстана. Этот план обязательно будет реализовываться. Более того, наиболее значимые мероприятия будут перенесены в план действий нового правительства, который на сегодня уже практически доработан и в ближайшее время будет принят во исполнение программы правительства, которая была утверждена Жогорку Кенешем КР.

«Регион.kg»: По оценкам специалистов, в Кыргызстане наблюдается экономический рост и улучшение показателей в сфере торговли. Во многом это происходит благодаря тому, что сегодня евразийская интеграция осуществляется не только на уровне высоких межгосударственных контактов, но и на горизонтальном уровне. В этой связи, какую роль в развитии регионов республики, на Ваш взгляд, будет играть ЕАЭС?

– Роль ЕАЭС в вопросах развития регионов Кыргызстана ключевая, потому что внутренняя повестка республики неотделима от внешней повестки. В этом направлении мы активно работаем со странами ЕАЭС, со странами СНГ, и в большей степени, естественно, со стратегическим торгово-экономическим партнером республики – с Российской Федерацией, на долю которой приходится свыше 35-ти процентов нашего товарооборота.

Так, в рамках этого сотрудничества ежегодно проходит межрегиональная конференция, где активное участие принимают регионы России и регионы Кыргызстана. Это позволяет напрямую устанавливать контакты между правительствами российских регионов, представителями кыргызского правительства в регионах, и между бизнесом. Это одно из направлений, в котором в рамках Евразийского экономического союза у нас имеется опыт и идет практическая реализация. Ближайшая такая конференция будет проходить летом в Челябинске. Эти встречи проходят под председательством вице-премьеров, с участием министерств экономики, и позволяют налаживать межрегиональное сотрудничество.

«Регион.kg»: Что обсуждалось и какие ключевые договоренности были достигнуты в рамках саммита глав государств ЕАЭС, который проходил в мае этого года в Сочи?

– В рамках саммита обсуждались достаточно концептуальные вопросы. В первую очередь, они касались основных направлений международного сотрудничества Евразийского экономического союза. В том числе был вопрос, который регламентирует порядок заключения международных договоров ЕАЭС, и было анонсировано подписание очень важных соглашений. Ранее, как мы знаем, было подписано соглашение о создании зон свободной торговли с Вьетнамом.

Сегодня мы видим движение навстречу друг другу таких серьезных экономических игроков, как ЕАЭС и Китай. И в Астане, в рамках встречи, которая прошла уже после саммита в Сочи, состоялось подписание главами государств Евразийского экономического союза соглашения, которое является первым шагом к созданию зон преференциальной или свободной торговли с Китаем, и может быть, к какому-то более глубокому интеграционному движению навстречу друг другу. Потому что именно в таком формате участия в таких глобальных экономических процессах, как мне кажется, наш континент становится более значимым в рамках общей планетарной архитектуры экономики, и в частности в сфере торговли.

«Регион.kg»: Насколько известно, вопросы реализации проекта КНР «Один пояс – один путь» будут ключевыми в рамках предстоящего саммита Шанхайской Организации Сотрудничества. В том числе будут обсуждаться перспективы сопряжения китайского проекта с ЕАЭС. Какие еще вопросы включены в повестку предстоящего саммита?

– Я не занимаюсь вопросами ШОС, поэтому не могу с уверенностью говорить о повестке предстоящего саммита. Но я думаю, что кроме экономического сближения идет сближение по другим направлениям. И это естественный процесс, потому что коллективный Запад, как мы его обычно называем, сегодня переформатирует всю мировую систему взаимоотношений. Т.е. если раньше базовой основой всемирной торговли была Всемирная Торговая Организация (ВТО), то сегодня мы видим, что ее принципы начинают подвергаться ревизированию, сомнению, происходит отказ от принципов ВТО, строятся новые мегаторговые партнерства – это трансатлантическое, тихоокеанское и т.д. Соединенные Штаты Америки вообще повели себя очень «интересно», поставив национальные интересы над международными обязательствами, поэтому это все вызывает серьезную обеспокоенность со стороны глобальных игроков и вынуждает их на поиск решений.

В основном все эти действия, конечно, направлены на сдерживание крупных торгово-экономических и военно-политических игроков. И все это ведет к тому, что страны евразийского экономического пространства будут сближаться, будут находить какие-то точки взаимных интересов и на этих точках строить какие-то блоки, союзы, в том числе экономического характера. И сопряжение двух проектов – китайской инициативы «Один пояс – один путь» и ЕАЭС являются частью всех этих глобальных процессов.

«Регион.kg»: К вопросу о Китае. Сегодня эксперты говорят о том, что двусторонние отношения КР и КНР «пошатнулись». Как Вы считаете, насколько сильно они испортились, и в чем основная причина охлаждения отношений между соседями и стратегическими партнерами, каковыми традиционно считаются Кыргызстан и Китай?

– Несомненно, эксперты правы, и некоторое охлаждение в отношениях есть. Во-первых, теракт, который произошел возле здания посольства КНР в Бишкеке, очень сильно повлиял на деятельность самого посольства, и соответственно были сигналы в адрес руководства Китайской Народной Республики. Это негативно сказалось в плане технической части взаимодействия.

Естественно, скандалы, которые разразились с китайскими кредитами, они тоже являются дестабилизирующим фактором, так скажем. Демократия тем и хороша, что такие вещи всплывают и становятся предметом обсуждения, и в этом ничего страшного нет. Китай также заинтересован в том, чтобы деньги, которые выделяются китайским правительством и коммерческими структурами, работали на созидание, на развитие экономик, но ни в коем случае не на коррупционные проявления, потому что в Китае очень серьезная борьба с коррупцией, вплоть до смертной казни. Я не думаю, что эти обсуждения надолго оттолкнут нас друг от друга. Это текущие проблемы.

А в контексте сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и Китаем значимость Кыргызстана как члена ЕАЭС в разы возрастает. Потому что, работая с Китаем в формате двусторонних отношений, мы им ничего интересного предложить не можем, мы видим лишь экономическую, так скажем, экспансию, хотя экспансия здесь не совсем подходящий термин, хотя многие наши политики и высказывают озабоченность избыточной зависимостью от китайских денег в виде кредитов, займов и т.д. В рамках ЕАЭС мы такая страна, которая наделена таким же правом голоса, как и более крупные экономики, такие как Россия, Казахстан или Беларусь. Соответственно, без нашего согласия, т.к. все решения принимаются консенсусом, какие-то взаимные предложения КНР сделаны быть не могут. Экономические интересы Китая завязаны на крупной экономике, но обычно происходит обмен взаимными интересами между партнерами, и здесь мы будучи равноправными участниками ЕАЭС свою значимость в глазах китайских партнеров значительно повышаем.

«Регион.kg»: Если верить мнению ряда экспертов, Китай, давая нам в долг, уверен в том, что Кыргызстан не сможет расплатиться по кредитам, и КНР взыщет задолженности, например, месторождениями. Как, на Ваш взгляд, будет развиваться ситуация с китайскими заимствованиями, и помогут ли нам партнеры по ЕАЭС, если вдруг китайская сторона потребует возврата долгов?

– Как я уже говорил, озабоченность этим вопросом высказывается с разных политических и общественных площадок, но в ЕАЭС заданы макроэкономические параметры, которые странам необходимо соблюдать. Это касается и уровня инфляции, и уровня внешнего долга и др. Кыргызстан пока находится в пределах комфортной зоны этих параметров и в рамках национального законодательства, и в рамках наших обязательств по ЕАЭС, т.е. мы на грани этих пределов, но пока не выходим в зону риска. Поэтому такие опасения имеют под собой некоторые основания, но прям уж такой серьезной угрозы мы не видим, потому что рост ВВП опережает рост внешнего долга и, соответственно, позволяет его обслуживать.

Единственный минус того, что мы уже находимся возле предельных цифр, заключается в том, что это ограничивает наши возможности заимствовать дальше. Заимствуют все страны, это ни для кого не секрет, так построена экономика.

Но благодаря тому, что в рамках поддержки экономики Кыргызстана в условиях адаптации к ЕАЭС Россия списала нам «старые» долги, будем так говорить, значительно понизился объем нашего внешнего долга по отношению к ВВП. И это в свою очередь несколько облегчило нашу ситуацию в плане возможностей дальнейших заимствований и дальнейшего привлечения финансовых ресурсов в нашу страну.

«Регион.kg»: Несмотря на существующие трудности, производители Кыргызстана получили очевидные плюсы от интеграции в ЕАЭС. И это большое достижение, учитывая, что одной из основных целей участия КР в союзе была реанимация промышленного производства и создание конкурентоспособной продукции. По итогам 2017-го года Кыргызстан продемонстрировал положительную динамику экспорта своей продукции в страны ЕАЭС. Так, за год экспорт товаров текстильной отрасли вырос на 38 процентов, сельского хозяйства – на 26 процентов. На 28 процентов увеличились и показатели туристической отрасли. Каковы прогнозы развития экономики Кыргызстана на текущий год?

– В этом году мы прогнозируем рост экспорта продукции в страны Евразийского экономического союза. Для того, чтобы это произошло, мы разработали ряд мер, которые, надеюсь, помогут нам сохранить положительную динамику в направлении торгово-экономического сотрудничества со странами ЕАЭС. Что касается общего уровня экспорта, где львиную долю по-прежнему занимает золото, то он, скорее всего, снизится. Потому что на его уровень, как и на ВВП, и на всю нашу экономику, к сожалению, значительно влияет Кумтор, который в этом году дает не обнадеживающие прогнозы.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320