Ой Ордо
20.06.2023

ОДКБ должна стать зонтиком от биологических угроз

Нестабильность геополитической ситуации обнуляет многие межгосударственные договоренности и разрушает систему международного права, что в свою очередь ставит перед странами мира новые глобальные вызовы безопасности. Угрозы, которые еще 10 лет назад казались фантастическими, сегодня становятся совершенно реальными. Это, прежде всего, биологические, которые, как показала пандемия COVID-19, требуют принятия адекватных мер по усилению биобезопасности, как внутри каждой отдельной страны, так и в рамках региональных объединений.

Вопросы, связанные с биологической безопасностью Кыргызстана, обсудили участники круглого стола: «Национальное законодательство КР, как фактор защиты от биологических угроз в условиях глобальных вызовов», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

Как отметил системный аналитик, кандидат медицинских наук Бактыбек Саипбаев, проблема биобезопасности очень многоплановая, поэтому к ее решению нужно привлекать разных специалистов, не только медиков, но и экспертов из числа ветеранов спецслужб, например, потому что они владеют информацией, которая не доступна гражданским специалистам.

По словам спикера, многие из ныне существующих, в том числе, неизлечимых заболеваний с высокой степенью летальности, считаются результатом разработок американских военных вирусологов.

- В 80-е годы я работал в Институте биофизики третьего управления Минздрава СССР, который занимался, в том числе особо опасными инфекциями. И мы были первыми, кто столкнулся с изучением случаев атипичной ураганной пневмонии, от которой люди внезапно и очень быстро умирали, а также онкологической болезни – саркома капоши. В итоге выяснилось, что виновником этих заболеваний является вирус иммунодефицита человека. Тогда по закрытым каналам шла информация, что с этим вирусом, очевидно, поработали, т.е. скорее всего, он является результатом разработок военных специалистов в области вирусологии. Потом вдруг появилась лихорадка желтого Нила, потом SARS-COV-1, потом SARS-COV-2 и т.д. Однако их разработчики никак не могли добиться того, чтобы эти инфекции были направлены только на определенные народы и этносы, - рассказал эксперт.

Он пояснил, что определенная группа людей «приговорила к утилизации» целые народы.

- Это осознать сложно, но возможно, если понять психологию тех, кто за этим стоит. В свое время был большой доклад Римского клуба о том, что нам надо сократить количество людей на планете, поскольку она не выдержит многомиллиардного населения. Потом были закрытые заседания, так называемого комитета трехсот – самых богатых семей мира. С этих встреч шла частичная утечка информации, после чего и заговорили о «золотом миллиарде», т.е. жить должны остаться только миллиард человек, а остальные должны быть утилизированы различными способами, - отметил спикер.

По его словам, микроорганизмы, вирусы и т.д. в этой связи становятся основным видом оружия массового поражения в условиях современной гибридной войны. И то, что еще несколько лет назад казалось фантастикой, например, что определенные инфекции могут быть направлены против конкретных этнических групп, сегодня становится все более явным.

- Сейчас идет настоящая биологическая война: то вдруг у нас появляются вспышки сибирской язвы, то вдруг мы заговорили о вспышках чумы, то вдруг вспыхнула эпидемия вируса Эбола, относительно которого тоже есть подозрения, что с ним поработали, т.к. ранее он не затрагивал человеческую популяцию. При этом вирусологи, микробиологи, бактериологи говорят о том, что человечество будет сталкиваться с еще более опасными инфекциями. А исходя из того, что к этому подключаются военные специалисты из того же Пентагона, становится ясно, что нас ждут очень серьезные испытания, а это значит, что нам нужно укреплять общую систему безопасности. Я считаю, как Россия взялась обеспечивать нашу противовоздушную оборону при помощи С-400, так же нам надо закрываться общим зонтиком безопасности и от внешних биологических атак, - поделился мнением аналитик.

Он подчеркнул, что Кыргызстан крайне уязвим в плане биологических угроз, учитывая, что американские биолаборатории «открыли у себя братья-казахи». Причем народ Казахстана, по словам спикера, против этих объектов, но есть чиновники, аффилированные с американцами, которые разрешили их открыть. Сначала появилась лаборатория в Алма-Ате, потом на Кордае. Самым резонансным стал объект в поселке Гвардейском в 80 км от границы с Кыргызстаном – это будет самая крупная в мире военная микробиологическая лаборатория с семью подземными и пятью надземными этажами.

- Там хотят собрать все самые опасные инфекции со всего мира. Кроме того, есть информация, что большую часть лабораторий с Украины перевозят также в Казахстан. Для американцев это очень удобная локация, поскольку рядом и Россия, и Китай – основные соперники США, а Кыргызстан оказывается между двух огней. Поэтому нам нужно срочно создавать свою систему биологической безопасности для начала в рамках ОДКБ. Нужна сеть лабораторий, подчиненных Минздравам наших стран, параллельно нужно подключать Минобороны. Ситуация очень серьезная, и нам нельзя расслабляться, мы должны помнить о том, что или мы сплотимся и создадим общую систему безопасности и биологической, и военной, и информационной, и кибернетической, или мы останемся беззащитными и нас по одиночке, как говорится, будут щелкать, - добавил Б. Саипбаев.

Стоит отметить, что впервые биологическое оружие было использовано несколько столетий назад, когда в процессе освоения американского континента европейские колонизаторы одаривали местное население – коренных индейцев – одеялами, зараженными оспой.

Сегодня США не только препятствуют созданию механизма проверки в рамках КБТО, но и продолжают расширять свою и без того обширную сеть непрозрачно работающих биологических лабораторий по всему миру, игнорируя обоснованную озабоченность на этот счет со стороны международного сообщества. По сути, эти действия Вашингтона демонстрируют одностороннее стремление американцев достичь преимущества в военно-биологическом потенциале.

Об этом в частности может свидетельствовать и принятая в октябре прошлого года Стратегия США по биобезопасности. При ее разработке Пентагон исходил из того, что в будущих конфликтах роль биологического и токсинного оружия будет возрастать. С целью реализации планов по расширению своей сети биолабораторий на территории СНГ руководство DTRA (агентство минобороны США по снижению угроз) расширяет и интенсифицирует свои контакты с властями ряда постсоветских государств.

В этой связи нелишне отметить, что в условиях нарастающего противостояния Вашингтона с Москвой и Пекином Кыргызстан, как и другие страны СНГ, является объектом повышенного интереса американского военного ведомства, целью которого является использовать территории постсоветских республик для расширения своих биологических программ двойного назначения.

В свою очередь руководитель ОО «Таза табигат» Анара Дауталиева, отметила, что для Кыргызстана, как для одной из немногих постсоветских стран, где нет американских биолабораторий, тема биологической безопасности особенно актуальна.

- Когда в 2009 году Канада планировала построить биолабораторию в Бишкеке, наши ученые обратились в газету «Дело №», которой рассказали, что закулисно ведутся переговоры о строительстве данного объекта. Тогда к этому вопросу и подключился гражданский сектор, к нам в руки попало соглашение с канадской стороной. Мы его изучили, изучили опыт тех стран, где есть такие лаборатории, в том числе Украины и Таджикистана, и пришли к выводу, что этот проект противоречит интересам нашего государства. Благодаря усилиям общественности и ряда депутатов удалось не допустить размещения у нас биолаборатории. Однако на тот момент многие штаммы наших вирусов и патогенов уже были вывезены в США, - напомнила спикер.

В этой связи она отметила, что закон о биобезопасности Кыргызстана должен учитывать все эти вопросы, а не ориентироваться только на Минздрав или какое-то другое ведомство. При этом важно при написании закона отказаться от зарубежных грантов.

- Биобезопасность требует капитальных вложений, но это должны быть собственные средства, а не деньги американцев, чтобы у нас не было от них зависимости. Очень важно, чтобы закон писался без финансовой поддержки зарубежных доноров, это должен быть сугубо наш собственный вариант закона. Прежде всего, посредством этого документа необходимо перечень патогенов, а также их ввоз/вывоз отрегулировать. Во-вторых, необходимо унифицировать правила ввоза/вывоза патогенов на территории всей ЦА, ОДКБ, ШОС и т.д. Биобезопасность не должна рассматриваться исключительно только внутри одной страны, потому что вирусы и патогены не признают государственных границ, - поделилась своими предложениями активистка.

В качестве еще одной рекомендации она отметила необходимость тщательно проанализировать все статьи законопроекта, чтобы не оставить в законе лазейки для строительства биолаборатории, которую хотели в 2009-2011 гг. построить канадцы или других аналогичных объектов.

- Сейчас Дональд Лу частенько ездит в Кыргызстан, «окучивает» наши власти, и я не исключаю, что речь на этих встречах может идти, в том числе, о строительстве американской биолаборатории. События 11-го года свежи в памяти, и они вполне могут вернуться под давлением и шантажом западного сообщества, которому, откровенно говоря, плевать на нашу биобезопасность и на здоровье наших граждан, потому что они преследуют исключительно свои геополитические интересы, - добавила А. Дауталиева.

Комментируя ее выступление, заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций, председатель рабочей группы по разработке проекта закона КР о биобезопасности Нурболот Усенбеков отметил, что наличие современной лаборатории, позволяющей использовать передовые технологии и проводить научные исследования – это не плохо для любой страны. Вопрос в том, как и на какие средства содержать такой объект.

- Если бы нам канадцы построили и передали биолабораторию, мы бы в тот же день стали искать гранты на ее функционирование, а там где гранты, там и определенные условия. Даже Казахстан – богатая страна – не может самостоятельно содержать такие объекты. Поэтому мы строительство биолаборатории даже не рассматриваем, но мы можем предложить нашим партнерам построить современную диагностическую лабораторию, потому что работать в лаборатории, построенной, например, в 1960-м году, сложно, поскольку она не отвечает современным требованиям. А в Караколе у нас есть лаборатория, построенная вообще в 19 веке – это деревянная постройка, которая раньше была купеческим домом. И в таких условиях у нас ведется работа с чумой и другими опасными патогенами. Конечно, нас это беспокоит, - отметил инфекционист.

При этом он заверил, что экспериментировать с микробами, «кормить» их и модифицировать – такая задача сегодня не стоит.

- Я думаю, что вопрос биолаборатории на сегодняшний день снят, мы не будем этим заниматься. Но нам нужна диагностика и дифференциация микробов. Если произошла какая-то вспышка, мы должны иметь возможность оценить ситуацию, типична ли для нас инфекция, или она занесена извне, и принимать соответствующие адекватные меры, - добавил Н. Усенбеков.

Экс-депутат ЖК КР, общественный деятель Евгения Строкова в свою очередь обратила внимание, что соглашение с канадской стороной от 2009 г. о строительстве биолаборатории в Бишкеке до сих пор не денонсировано, т.е. на его основании вполне может быть активизирована работа в данном направлении.

- То есть вопрос, по сути, не закрыт, и это очень опасно. Мы хорошо знаем методы той страны, которая считает себя власть имущей над всем миром, и они могут в два счёта найти какую-нибудь зацепку для того, чтобы заставить нас построить эту лабораторию. Поэтому я думаю, что нам нужно заняться расторжением того соглашения. Во-вторых, в вопросах обеспечения нашей биобезопасности нам нужно меньше ориентироваться на ВОЗ, потому что эта организация пляшет под ту же дудку, что и Пентагон, который руководит всеми 400 биолабораториями, расположенными по всему миру. И вообще чего ожидать от организации, которая официально заявляет, что человечество делится не на два пола – мужской и женский, а на пять? Конечно, там есть порядочные люди и хорошие специалисты, но, к сожалению, не они определяют политику Всемирной организации здравоохранения, - отметила спикер.

Не самым позитивным для Кыргызстана примером обеспечения биологической безопасности, по ее мнению, является и Казахстан, где Пентагон поставил несколько своих лабораторий.

- Одна только биолаборатория в Гвардейском чего стоит. Но самое интересное, что власть имущие жаловались, что им даже не разрешили зайти внутрь этого объекта, т.е. получается, что на своей земле они позволили построить полигон для биологических экспериментов, но доступ в него для них закрыт. Я так понимаю, что это происходит потому, что сегодня практически все природные ресурсы, полезные ископаемые и месторождения принадлежат уже не Казахстану, а Европе и США, т.е. казахское руководство находится в серьезной зависимости от Запада, может, даже в большей степени, чем мы себе это представляем. Но мне кажется, в феврале этого года у казахстанцев была прекрасная возможность вернуть себе, национализировать эти объекты, но ею почему-то не воспользовались, - поделилась мнением экс-парламентарий.

Она поддержала мысль, что Кыргызстану, чтобы иметь возможность развивать науку и обеспечивать собственную биобезопасность, нужны современные лаборатории, но они должны быть построены совместно с партнерами по ОДКБ, ЕАЭС и ШОС, т.е. в рамках объединений, выступающих гарантом безопасности республики по другим направлениям.

Аналогичное мнение высказал и руководитель Центра по проблемам нераспространения оружия массового уничтожения и экспортного контроля Таалайбек Бекташев.

- Биолаборатории 1, 2, 3 и даже 4 уровней в целом нужны Кыргызстану, они есть во многих странах. И COVID-19 показал, что нам их очень не хватало во время пандемии. Но наша республика самостоятельно не может их построить, потому что они стоят много миллионов долларов. Нужна поддержка, и ее мы можем получить от России или Беларуси – это не важно. В принципе, неважно, кто окажет помощь, главное чтобы при реализации такого проекта были соблюдены национальные интересы нашей страны. Таким объектом должны управлять и контролировать наши госорганы, работать в них должен местный персонал, - отметил спикер.

Говоря о законопроекте в сфере обеспечения биобезопасности, он подчеркнул, что этот документ необходим, потому что он должен заложить основу для формирования единой системы биологической безопасности в стране.

Наталья Лобанова

Продолжение следует…

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320