Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) пристально наблюдает за предвыборной президентской кампанией в Кыргызстане. И не только наблюдает...
Наблюдать, а не нагнетать
Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ) высадит в Кыргызстане многочисленный «десант» наблюдателей. За предвыборной кампанией, в том числе и за работой СМИ, а также непосредственно за процессом выборов президента по всей республике будут наблюдать 350 краткосрочных и 24 долгосрочных наблюдателя из стран, входящих в Организацию. Об этом сообщил программный офис ОБСЕ в Бишкеке.
Получается, что в каждой из областей республики будут находиться по 70-80 наблюдателей от одной только ОБСЕ. Так ли это необходимо? А это смотря с какой стороны посмотреть. С одной стороны – это даже хорошо. По мнению политолога Марса Сариева, если западные наблюдатели признают выборы объективными, то это положительно скажется не только на международных рейтингах нашей страны, но и на инвестиционной привлекательности Кыргызстана.
– Я «за» то, чтобы в стране работала разношерстная компания наблюдателей – от местных до западных – прежде всего потому, что это поможет нарисовать объективную картину выборов. Можно быть уверенным, если будут какие-то нарушения, то первыми бить во все колокола начнут именно наблюдатели ОБСЕ. Если нарушений не будет, т.е. наблюдатели не смогут их предъявить, то это очень положительно скажется на имидже Кыргызстана и на его инвестиционном климате. При этом я не думаю, что ОБСЕ будет слишком уж тенденциозно подходить к выборам. А значит, оценка выборов со стороны международного сообщества будет зависеть только от наших властей, задача которых провести репрезентативные адекватные выборы, чтобы у наблюдателей не возникло претензий, – отметил в беседе с «Регион.kg» эксперт.
С другой стороны, такое количество западных делегатов ОБСЕ, которые должны наблюдать за предвыборным процессом, вызывает некоторые логичные опасения. Например, что посредством «наблюдательного десанта» Европа попытается повлиять на ход предвыборной кампании.
– По идее, наблюдатели не должны поддерживать тех или иных кандидатов, их задача мониторить ситуацию. Но в нынешней предвыборной ситуации, которая имеет место в Кыргызстане, само присутствие ОБСЕ воодушевляет прозападных кандидатов, таких как Рита Карасартова, Камила Шаршекеева и другие. Сейчас они являются аутсайдерами, а присутствие ОБСЕ немного уравнивает их стартовые возможности с возможностями лидеров гонки – Омурбека Бабанова и Сооронбая Жээнбекова, как бы противопоставляя ресурс Организации административному ресурсу, который так или иначе будет работать на фаворита, – уверен Марс Сариев .
Не самый позитивный опыт
Между тем, опыт сотрудничества Кыргызстана и других постсоветских государств с ОБСЕ, а также складывающаяся геополитическая ситуация в регионе дают реальные основания для опасений, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе преследует цели, отличные от официально заявленных.
Негласной целью миссий Организации на постсоветском пространстве стало не обеспечение безопасности, для чего, собственно, Организация и создавалась, а создание условий и предпосылок для вмешательства Штатов и Старого Света во внутренние дела стран, не вошедших в орбиту влияния Запада, включая поддержку прозападных политических сил, организацию массовых беспорядков, свержение неугодных режимов. Так, в свое время представители ОБСЕ сыграли большую роль в смене режимов в Грузии, на Украине, в Кыргызстане и в других странах, где имели место представительства ОБСЕ.
Таким образом ОБСЕ, созданная для «предотвращения конфликтов, урегулирования кризисных ситуаций и ликвидации их последствий в масштабах Старого Света», превратилась в один из геополитических инструментов США и их союзников по НАТО. Кроме того, структуры ОБСЕ не раз были уличены в создании дипломатического прикрытия для деятельности разведок стран, входящих в Североатлантический альянс.
После распада СССР Кыргызстан, как и многие другие страны бывшего союза, опьяненный «свободой», распахнул двери для «добродетелей и просветителей» – различных международных миссий, проповедующих демократию и прочие либеральные ценности – свободу слова, права человека и т.д. На этой почве стало формироваться гражданское общество, появились многочисленные неправительственные организации, финансируемые и «обучаемые» международными организациями.
Ведь именно согласованная и целенаправленная работа неправительственного сектора в центрально-азиатских и постсоветских обществах, по задумке западных «гуру демократии», будет способствовать успешной реализации проекта, лишь замаскированного под продвижение идеалов демократии, но по факту представляющего не что иное, как вмешательство во внутренние дела суверенных государств. И главным координатором данного проекта является ОБСЕ.
– Практически все действующие в нашей стране неправительственные некоммерческие организации финансируются Западом или же из прозападных источников, в том числе и за счет средств ОБСЕ. За 20 лет они воспитали удобное для себя гражданское общество, у которого полностью подменены идеалы и ценности, что зачастую идет вразрез не только с нашей культурой и менталитетом, но и национальными интересами, – подчеркнула в интервью «Регион.kg» политолог Айнура Арзыматова.
Между тем, последствия чрезмерной приверженности идеалам демократии в момент становления независимости, подчас весьма плачевные последствия, не заставили себя долго ждать. Очень скоро гражданский сектор стал инструментом адресного воздействия на политические, деловые и общественные круги. А также инструментом манипуляций в отношении официальных властей Кыргызстана, учитывая, что в большинстве своем программы ОБСЕ, якобы нацеленные на развитие независимых СМИ, по факту являются лишь прикрытием для сбора и «вброса» в медиа-пространство компромата на неудобных политиков и представителей национальных деловых элит.
Очевидно, что Европейский Союз и США не намерены сворачивать свое присутствие в Центральной Азии и «отдавать ее на откуп России». Так, в марте прошлого года, перед началом своей поездки по региону в качестве председателя ОБСЕ, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что «Центральная Азия, где присутствуют огромные экономические возможности и значительные риски для стабильности, имеет для Европы стратегическое значение». Также глава германского внешнеполитического ведомства подчеркнул важность активного присутствия в регионе Германии и ОБСЕ.
Между тем, в штабе ОБСЕ констатируют тот факт, что усилия Запада, направленные на «демократизацию» центрально-азиатских республик, до сих пор не принесли успеха. По словам европейских чиновников, «находящиеся у власти «авторитарные режимы» не предпринимают практических шагов в направлении либерализации, разыгрывают «российскую карту» и лишь иногда имитируют лояльность Западу для получения кредитов и заключения двусторонних сделок на выгодных для себя условиях».
Учитывая эти выводы, Германия предложила пересмотреть политику Европейского Союза в отношении стран Центральной Азии и перенаправить «идеалистическую» линию в сторону ужесточения.
Первым сигналом для Центральной Азии стало выступление на совещании ОБСЕ в Варшаве в сентябре 2016 экс-депутата парламента Кыргызстана Кадыржана Батырова, заочно приговоренного судом республики к пожизненному заключению за разжигание межнациональной вражды.
– Выступление на площадке ОБСЕ осужденного в Кыргызстане Кадыржана Батырова стало апогеем «огульной демократии» и не вписывающейся ни в какие рамки вседозволенности со стороны международных демократических институтов. Своим поступком ОБСЕ не только продемонстрировала полное неуважение к нашему государству, но поставила под угрозу безопасность Кыргызстана. Тот факт, что преступника защищают на таком «высоком» уровне, может стать причиной дестабилизации обстановки в стране, – подчеркнула политолог Айнура Арзыматова.
Реакцией кыргызских властей на действия ОБСЕ стало внесение в Конституцию, принятую всенародным референдумом в декабре прошлого года, поправок, касающихся взаимоотношений нашего государства и различных международных организаций, в том числе и Организации безопасности и сотрудничества Европы. Кроме того, после «показательного выступления» Кадыржана Батырова в Варшаве парламент Кыргызстана пересмотрел в сторону понижения статус Организации в Бишкеке, Центр ОБСЕ был преобразован в Программный офис.
Непростые отношения
На «показательное» совещание ОБСЕ, которое прошло в Варшаве в сентябре 2016 года были также приглашены члены запрещенной в Таджикской Республике Партии исламского возрождения Таджикистана.
В ответ таджикская делегация демонстративно покинула совещание. Спустя полгода Центр ОБСЕ в Душанбе, как и Центр ОБСЕ в Бишкеке, был преобразован в Программный офис, а отделения Организации в других городах республики были и вовсе закрыты.
Стоит отметить, что позицию Кыргызстана и Таджикистана поддержали и соседние республики, отказавшись в декабре 2016 года принимать у себя конференцию ОБСЕ по вопросам свободы слова. В итоге «предметный урок демократии» для республик Центральной Азии прошел в Вене.
И это не удивительно, учитывая, что негативный опыт взаимодействия с ОБСЕ имеют не только Кыргызстан и Таджикистан, но и остальные государства региона.
Так, отношения Казахстана с Европейской организацией по безопасности и сотрудничеству были испорчены в 2010 году, когда на саммите Организации, проходившей в Астане, западные эксперты проигнорировали аргументированные предложения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о переформатировании «корзин» и институтов ОБСЕ в соответствии с сегодняшними мировыми реалиями, не включив их в текст итоговой декларации форума.
– Ограничение присутствия ОБСЕ имеет место не только в нашей стране, аналогичная ситуация и в Казахстане, и в Узбекистане, и в Таджикистане, и в России, и даже в Туркмении. Потому что те принципы, которые провозглашает ОБСЕ, в частности западные либеральные ценности, они зачастую входят в противоречие с тем политическим устройством и с теми политическими процессами, которые происходят у нас. Поэтому каждая из стран приняла самостоятельное решение об уменьшении полномочий Организации на своей территории. Но тот факт, что теперь ОБСЕ не может открыто критиковать и вмешиваться во внутриполитические процессы, не является гарантией, что они перестанут отстаивать свои интересы в регионе. Это их основная миссия, установка из центрального штаба. Они продолжат свою линию, несмотря на риск полного прекращения их присутствия, – уверен Марс Сариев.
По мнению экспертов, понижение статуса миссий ОБСЕ в Бишкеке и Душанбе и закрытие филиалов Организации в городах Кыргызстана и Таджикистана – это важный шаг в восстановлении реального суверенитета этих стран. В ближайшее время власти центрально-азиатских государств будут стремиться к тому, чтобы и вовсе избавиться от назойливой «опеки» со стороны ОБСЕ, как это сделали большинство постсоветских республик – Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Азербайджан и Армения.
По крайней мере, твердая позиция президента Алмазбека Атамбаева относительно ужесточения контроля за деятельностью западных «надсмотрщиков», действующих под вывесками ОБСЕ и других международных организаций, дает основания полагать, что в обозримом будущем вывод «шпионских» структур с территории Кыргызстана все-таки произойдет.
Стоит отметить, что предпринятые президентом шаги в сторону обретения реальной независимости от западных «партнеров» уже принесли свои результаты – страна готовится к предстоящим президентским выборам, не испытывая давления со стороны США и Европейского Союза, которым остается только следить за выборным процессом в статусе наблюдателей.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320