Разговор про образовательный сектор – это точно про нас с вами, про наше отношение к самим себе.
Хотим жить качественнее – должны постоянно стремиться к расширению своего кругозора, к получению новых знаний. «Учись хорошо - и тебе будут открыты все дороги!» - вспоминается плакат времен Советского Союза. Хотим стать богатыми – значит, надо брать курс на повышение знаний и квалификации и больше зарабатывать. Хотим стать конкурентоспособными - опять же учимся всему новому и «держим руку на пульсе» инноваций!
Так что долгий разговор про образование, который состоялся в рамках реализации совместного Проекта ЭД «БИОМ» и Фонда имени К. Аденауэра «Стимулирование и мониторинг реформ в системе образования КР», финансируемого ЕС, не так скучен и далек от нашей жизни, как может показаться. Он затронул ряд таких наиважнейших аспектов образования в нашей стране, как само содержание образования в его современном понимании, как инструменты и механизмы реализации, учебные планы на всех уровнях образования, стандарты профессионального образования и национальная система квалификаций, оценивание в системе образования для улучшения его качества, состояние учебной литературы в республике и даже коррупционные риски в системе. Напряженным вышел разговор, но зато очень продуктивным.
Однозначно все участники мероприятия назвали отечественную систему образования предметом особого беспокойства. Причем на всех стадиях образовательного процесса. Участники также признали, что МОН КР так и не стало полноценным институтом, который формирует в стране образовательную политику. Ответственность оно продолжает перекладывать на подведомственные институты и подведомственные учреждения. А при этом так и не выстроена четкая структура работы в самом министерстве, хотя МОН КР обязано заботиться также и о самом себе как об институте формирования новой образовательной политики.
Такая политика ох! как нам нужна! Потому что промедление ну если не «смерти подобно», то уж точно грозит нашей стране большим отставанием во всех сферах экономики, науки и прочем и прочем. По мнению основателя Римского клуба Аурелио Печчеи, «люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа».
Настоящее время диктует, чтобы эти слова стали посылом к формированию современной системы образования. Потому что ученые подсчитали, что период удвоения информации в 19 веке составлял 135 лет, в 20-х годах прошлого столетия – уже 60 лет, а в 2000 году –всего 13 месяцев! Согласно же исследования ЮНЕСКО, в текущем 2016 году обновление знаний в IT – технологии происходит и вовсе за ... 3 месяца! Так что человеку ничего не остается, как непрерывно учиться, чтобы поспевать за временем! Потому что сегодня важен именно рост личностного потенциала учащихся и их способность и готовность решать проблемы разной сложности. В «скоростной» век для учащихся важно не то, сколько фактов смогут учащиеся запомнить, а их понимание связи между этими фактами.
Нынче меняются со значительным ускорением и все ключевые технологии, влияющие на трансформацию образования. Сильно изменяются и сами условия в образовательной системе. Сегодня эксперты даже предрекают, что к 2030 году школьная система образования поменяет свой дискурс. А именно она перейдет в игровое пространство, в школу «вне школы». В нее придут специалисты вовсе непедагогических специальностей, а учителя и ученики будут обучаться взаимно.
В следующие 10 - 20 лет мы станем свидетелями появления Нейронета – следующей стадии коммуникационных технологий, Интернета 4.0, который вовлекает наши физические тела и разумы в единую коммуникацию через интерфейсы «мозг-компьютер» и «мозг-мозг», поддерживаемые искусственным интеллектом и семантическими технологиями.
Между 2025 и 2035 ученые предрекают нам - произойдет когнитивная революция, в рамках которой технологии Нейронета вызовут радикальные изменения в человеческой самоидентификации, индивидуальном и коллективном сознании, и в самых разных областях экономики, культуры и общественной жизни.
Школы в нашем привычном сегодняшнем понимании станут школами-технопарками или глобальными классами, а государство постепенно начнет терять контроль за традиционной школой.
В России, например, школы уже получили определенную свободу. Несмотря на то, что каждая из школ имеет базисный учебный план, они могут самостоятельно определять изменения в них. Все это отражается в информации на сайтах школы. Однако, по мнению советника министра образования Ларисы Марченко, Кыргызстан пока не готов даже к такой степени свободы. Председатель ОС МОН КР Чинара Омуркулова назвала отечественную систему образования очень консервативной. С одной стороны, она благодаря этому сумела еще сохранить многое из того положительного, что осталось с советских времен. С другой стороны, система образования готова аккумулировать новшества. Есть даже те, кто поговаривает о «революции» в отечественном МОН.
Но пока нам до нее далеко, как ... до Финляндии. Да, именно эта страна демонстрирует сегодня настоящую революцию в образовании. Это там до настоящего времени в школах до 7 класса учащимся не выставляли оценки. Уже сегодня Финляндия перешла на эксперимент, который заключается в отказе от привычных предметов, вместо этого там учителя предлагают учащимся отталкиваться от ситуации. Скажем, учитель выбирает тему «Аэропорт» и начинается обсуждение всего, что с ним связано. Или – «Вода»! И тогда начинается разговор и о биологии, и о химии, и о физике и об электротехнике, и о жизни вообще и т.д. и т. п. Спустившись в прошлом цикле PISA с 1 на 12 место, финны сделали однозначный вывод - надо изменить само содержание образования!
Нам же тоже пора задуматься о тех вызовах, которые ставит само Время. Если в 20 веке и в начале 21 века образование было «Образованием для жизни», то уже сегодня оно должно трансформироваться в «Образование через всю жизнь».
Как сказала Лариса Марченко, Советник министра образования КР, от «Образования для всех», которое включает подготовку детей к вхождению в социальную, экономическую, культурную жизнь общества; формирование обеспечивающих переход от сферы обучения к сфере труда навыков; создание платформы компетентностей для производства инноваций для развития общества, мы должны переходить к «Образованию, формирующему будущее, которое мы хотим для всех»!
Это означает изменение подходов к содержанию и структуре образования, а именно:
1) переход от накопления информации к работе с ней, восприятие мира как определенной открытой системы;
2) переход от традиционных предметов к образовательным областям, которые включают в себя интегрированные курсы;
3) результаты образования должны оцениваться как формирование компетенций школьников/студентов;
4) переход от однородного учебного плана к дифференцированному учебному плану, который принимает во внимание индивидуума, имеющего различные интересы, таланты и проблемы, определенные местные условия и пр. Умение подбирать различные стили обучения.
В настоящее время Кыргызстан взял на себя обязательства за исполнение Целей Устойчивого Развития. И наступит время, когда страна будет отчитываться по достижениям ЦУР перед мировым сообществом. Так вот, Цель № 4 гласит « Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».
«Сфера образования – это непочатый край работы. Именно она задает рамку следующего цикла жизни,- говорит Владимир Коротенко, координатор совместного проекта ЭД «БИОМ» и Фонда им. К. Аденауэра «Стимулирование и мониторинг реформ в системе образования КР», финансируемого ЕС, - Уже сегодня мы должны знать, какой тип человека нам нужен. Сфера образования как институция, которая «производит людей», за них она и в ответе».
Это означает, что уже сегодня образовательные услуги должны отвечать объективным вызовам Жизни. И если мы заговорили с высоких трибун об образовании, ориентированном на результат, то по логике образовательная система должна предоставить столько часов, чтобы этот результат обязательно наступил.
Ирина Байрамукова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320