Политика
03.06.2021

Об итогах встречи Жапарова с Путиным в Сочи

По приглашению Владимира Путина президент Кыргызстана Садыр Жапаров 24-25 мая совершил рабочий визит в Сочи, где главы государств провели переговоры по вопросам расширения сотрудничества двух стран в сферах безопасности, экономики и образования. Однако эксперты полагают, что целевые вопросы обсуждались за рамками официальной повестки.

Большая политика

Как отметил в рамках онлайн конференции: «Кыргызстан – Россия: актуальные векторы стратегического партнерства и союзничества, в вопросах безопасности, экономики и образования» политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир» Игорь Шестаков, по переговорам Садыра Жапарова и Владимира Путина было достаточно информации, но итогов было не много.

- Несмотря на то, что общение между двумя президентами проходят достаточно интенсивно, и они находятся в постоянном диалоге, каждая их встреча – это повод для экспертного анализа, учитывая, что Кыргызстан и Россия являются стратегическими союзниками и партнерами, осуществляя сотрудничество по самым разным направлениям. При этом, российская сторона на системном уровне оказывает всестороннюю поддержку нашей республике, в этом году, например, РФ оказала существенную помощь бюджету КР, а также активно способствует проведению вакцинации в КР, предоставляя вакцину «Спутник V». Кроме того, обсуждается вопрос о создании площадки для производства вакцины непосредственной в Кыргызстане, - сказал эксперт.

Между тем, экс-замминистра иностранных дел, профессор Дипакадемии МИД КР Аскар Бешимов призвал наряду с успехами обсуждать и «узкие» местах, которые, по его мнению, вызывают много вопросов и даже мешают развитию двусторонних отношений.

- Не знаю, чья это инициатива – наша или российская – но каждый раз с приходом новой власти в Кыргызстане обнуляются все прежние договоренности с российской стороной, и все начинается с чистого лица. Меня, например, очень интересует вопрос, что случилось с договоренностями на $6 млрд, достигнутыми полтора года назад. Почему из заявленных в РКФР $500 млн выделено только 200 млн, которые были потрачены на торговые сделки и строительство торговых центров, а остальные так и остались в российских банках? На какой стадии находятся договоренности в образовании, например, открытие в республике филиала МГУ? Я думаю, что прежде чем двигаться вперед и строить новые планы, надо провести ревизию прежних договоренностей, выяснить, почему они не реализованы, - отметил дипломат.

Он обратил внимание и на то, в рамках ОДКБ так и не обсуждался кыргызско-таджикский конфликт.

- ОДКБ – зонтик безопасности региона, но прошел месяц, а мы так и не получили ответов, каким образом тяжелая военная техника и тяжелая артиллерия оказались на кыргызско-таджикской границе. Для Кыргызстана важно иметь гарантию, чтобы такая техника, предоставленная для охраны рубежей ОДКБ, не оказывалась у наших границ с соседями и не участвовала в конфликтах, - подчеркнул Бешимов.

Говоря о сочинских переговорах президентов КР и РФ, он отметил, что в рамках встречи Жапарова и Путина обсуждалась повестка, которую предложила Россия.

- Но какие вопросы были заданы с нашей стороны, об этом информация отсутствует. Я думаю, что был ли вопрос с нашей стороны, мы узнаем через пару месяцев по действиям наших властей. Между тем, геополитический интерес к нашему региону усиливается. Россия – безусловный лидер в регионе, но есть игроки, которые хотят ее потеснить, - добавил дипломат.

По словам посла РФ в КР Николая Удовиченко, майский визит Садыра Жапарова в Россию позволил провести анализ решений, которые были приняты в январе этого года.

- При выстраивании отношений между нашими странами необходимо иметь в виду базовые интересы двух государств. Как для России, так и для Кыргызстана, они заключаются в том, чтобы обеспечить развитие евразийской интеграции и укрепить систему коллективной безопасности в рамках ОДКБ, - сказал российский посол.

Он отметил, что в сфере экономики и безопасности необходимо видеть вызовы и угрозы, которые возникают из-за изменений внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации, а также внутренних процессов. В этих условиях важно создать механизмы, которые позволили бы оперативно реагировать на возникающие угрозы и формировать превентивные механизмы.

- Особенно это важно для сферы безопасности. Локальные конфликты и региональные вызовы, с которыми мы сталкиваемся сейчас, в том числе в контексте ситуации в Афганистане, могут представлять угрозу для стабильности общества. Россия была и остается надежным партнером Кыргызстана, который вкладывает большие ресурсы в обеспечение безопасности республики. Между тем, для двух дружественных стран настало время переходить к углубленным форматам сотрудничества и в экономике, - подчеркнул Удовиченко.

На тот факт, что сегодня кыргызско-российское партнерство укрепляется по всем направлениям, при этом диалог между двумя государствами осуществляется на основе взаимного доверия и понимания, обратил внимание советник посольства КР в РФ Манас Жолдошбеков.

- Именно в этом ключе прошел недавний визит президента Садыра Жапарова в Россию. В ходе переговоров кыргызская сторона заверила, что продолжит следовать курсу, нацеленному на укрепление союзнических отношений и стратегического партнерства с Россией. Главы государств обсудили вопросы оптимизации всего спектра сотрудничества, а также взаимодействие на уровне международных и региональных организаций, в том числе и в вопросах поддержания региональной стабильности и безопасности на фоне ожидаемого вывода американских войск из Афганистана, - отметил советник.

Но прежде всего – экономика...

Манас Жолдошбеков также подчеркнул, что в рамках углубления двустороннего партнерства Кыргызстан придает большое значение торгово-экономическому сотрудничеству: «Уверен, что по итогам переговоров между президентами двух стран и на фоне постепенного восстановления экономической активности сотрудничество в этом направлении будет и дальше развиваться».

Реальную ситуацию в кыргызско-российских экономических отношениях обрисовала российский экономист, заведующая сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Елена Кузьмина. По ее словам, за последние два года прямой приток российских инвестиций в Кыргызстан снизился, однако отмечается рост накопленных инвестиций.

- Скажу про конкретные финансовые поступления из России в экономику Кыргызстана. Во-первых, это КРФР, я брала данные за 19-20 годы, которые были достаточно сложными и для России, и для Кыргызстана. За этот период практически не изменился объём этого фонда, а выручка, как ни странно, в 2020 году даже выросла. Кроме того, если говорить о Евразийском Союзе, то импортные пошлины, если бы Кыргызстан собирал их только внутри республики составляли бы примерно 164 млн долларов, а при использовании распределения в рамках ЕАЭС, этот объём достигает 251 млн долларов, - сказала эксперт.

Кроме того, по ее словам, только за 19-20 годы Кыргызстан получил несколько кредитов от ЕБР под 1% годовых, которые нацелены на модернизацию крупнейших гидроэнергетических объектов республики. Также она обратила внимание на помощь российского правительства в покрытии финансового дефицита КР.

- Это была не просто помощь, речь шла о выплате заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, пособий и финансирования системы здравоохранения. И еще следует упомянуть о программе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которую финансирует Российская Федерация, - отметила Кузьмина.

Упомянула она и экономику миграции, подчеркнув, что по официальным данным, в РФ работает от 500-600 до 800 тысяч кыргызстанцев, тогда как эксперты говорят о миллионе мигрантов.

- А, учитывая, что очень большая часть кыргызских трудовых мигрантов имеет двойное гражданство, статистика вообще меняется. Когда мы говорим о переводах, то за 2020 год, по данным Национального банка Кыргызстана, трудовые мигранты перевели в республику всего лишь на один процент меньше денег, чем в 2019 году. Хотя были прогнозы того же Нацбанка, что спад составит 20%, а Всемирный банк вообще прогнозировал 28%, объем переводов упал всего лишь на 1,25%, - добавила Кузьмина.

В свою очередь экс-директор Института Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества, экономист Кубат Умурзаков обратил внимание на принятие важного для ЕАЭС документа – Сстратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

- С научной точки зрения, успешная интеграция в рамках интеграционной группировки достигается только в случае, если все ее участники имеют более или менее одинаковый уровень развития. Кыргызстан – это небольшое государство с невысоким уровнем развития. По производству ВВП на душу населения мы значительно отстаем от других. По сравнению с Россией, Белоруссией и Казахстаном у нас производство вообще намного ниже. И когда Кыргызстан вступал в ЕАЭС, мы надеялись, что начнем развивать производственные отрасли, добьемся диверсификации экономики и будем уменьшать разницу в развитии. Но опыт других интеграционных группировок говорит о том, что для этого нужны специальные механизмы. Наш бизнес и более-менее крупные предприятия значительно уступают конкурентам из союзных стран, а в таких условиях не так просто развиваться, и в этой связи в сентябре 2018 года Кыргызстан высказался о том, что отстающие в развитии страны нуждаются в поддержке, для которой необходимы специальные механизмы, - рассказал эксперт.

Он сообщил, что после двухлетнего обсуждения в Стратегию развития ЕАЭС до 2025 года был внесен пункт – выработка гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию стран-участниц союза.

- Там говорится, что должны быть разработаны концептуальные подходы для формирования таких механизмов, необходимо разработать предпосылки для сближения государств по уровню экономического развития, по уровню доходов населения, определить принципы и обеспечить целевое финансирование таких программ для развития отстающих стран. В развитии сотрудничества Кыргызстана и России нужно учитывать, какие целевые программы будут создаваться в рамках ЕАЭС, и может быть разработать конкретные двусторонние программы кооперации в промышленности в сельском хозяйстве, на которую мы рассчитываем в первую очередь. Вот такие проекты мы могли бы уже сейчас начинать готовить, чтобы, когда на уровне ЕАЭС механизмы будут созданы, мы могли сразу начинать реализацию этих проектов, - добавил Умурзаков.

Эксперт, руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии ЦГИ «Берлек-Единство» Артур Сулейманов обратил внимание, что путь к цифровизации евразийской интеграции лежит через креативные индустрии.

- Нужно понимать, что ЕАЭС — это не только общий рынок энергоресурсов, рабочей силы, товаров и услуг, но ещё и рынок креативных индустрий. Сегодня в современной глобальной экономике ключевыми факторами производства становятся интеллектуальные ресурсы, а материальные отходят на второй план. Креативная продукция, как правило, не требует больших материальных затрат, в то время как потреблять её можно повсеместно и без серьёзных ограничений. Кроме того, она понятна, привлекательна и вызывает одобрение у нашей молодежи. Поэтому нам как никогда нужен такой рынок, построенный на основе имеющегося творческого, интеллектуального и экономического потенциала. И для этого нужно уже сейчас начинать консолидировать интересы и потребности молодёжи, аккумулировать их совместные проекты и стартапы, - подчеркнул эксперт.

Безусловно, безопасность

По убеждению российского политолога, главы Евразийского аналитического клуба Никиты Мендковича, прежде всего на двусторонней основе нужно решать вопросы безопасности. Эта необходимость, прежде всего, связана с приграничным конфликтом Кыргызстана с Таджикистаном, а также с угрозой, которая исходит из Афганистана, учитывая концентрацию террористических группировок вблизи границ стран ЦА ввиду скорого вывода американских войск из Афганистана.

- Некоторые страны предлагают разместить в республике свои базы, но я думаю, что КР не нуждается в такой помощи и может обеспечить свою безопасность на основе двустороннего сотрудничества с Россией, - уверен эксперт.

Как отметил президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба, оперативная обстановка в ЦА сложная, что обусловлено, как внутренними проблемами государств, так и внешними угрозами, что создает благоприятные условия для эскалации напряженности, как в каждой из республик по отдельности, так и в регионе в целом.

- На обстановку влияет уход американских войск из Афганистана, где концентрируются боевики из Сирии и Ливии – это представители ИГИЛ и других агрессивных террористических группировок. Кроме того, в ЦА разветвлена сеть подпольных спящих ячеек, которые являются тактическими союзниками этих террористических объединений. Также здесь сосредоточены интересы различных геополитических игроков – США, Китая, Ирана, Турции и т.д. Это существенно влияет на динамику обстановки, активно ведутся гибридные и прокси войны не только с нашими идеологическими оппонентами, но и между союзниками по ОДКБ, что продемонстрировал кыргызско-таджикский конфликт, - обратил внимание ветеран спецслужб.

По его словам, страны ЦА в одиночку не способны длительное время противостоять внешней угрозе, поэтому ОДКБ является практически единственным гарантом системы безопасности не только отдельных стран, но и всего региона. А те спорные вопросы о целесообразности ОДКБ, что возникали в связи с конфликтом, с военной точки зрения являются неконструктивными и эмоциональными.

И конечно образование...

Экс-замминистра образования КР, эксперт по гуманитарным вопросам Умутхан Тыналиева, обратила внимание, что Кыргызстан сегодня является государством, где сохраняется высокий потенциал для использования русского языка, как средства активизации взаимоотношений с Россией.

- В тоже время наше государство является зоной интересов США, Китая и Турции, а также ряда арабских стран. Востребованность русского языка напрямую относится к образованию, как к высшему, так и среднему. Хорошие перспективы предполагает открытие филиала МГУ на юге страны. Но при этом, в республике появились и другие конкурентоспособные учебные заведения, созданные совместно с партнерами из США, Турции, арабских стран. Они считаются престижными и перспективными для продвижения на государственной службе и карьеры в бизнесе, - отметила эксперт.

Вместе с тем, по ее словам, с каждым годом растет число желающих получить образование в российских вузах. Выполнение этого социального заказа является непосредственно функцией государства, министерство образования республики может и должно проявить инициативу в определении стратегической программы, тем более в условиях пандемии актуальным остается дистантное обучение.

- На базе любого вуза, хотя бы в пилотном режиме можно открыть филиалы российских вузов в онлайн-формате, вопрос лишь в обеспечении технической составляющей и определении конкретных запросов молодежи, разумеется, с учетом востребованности профессиональных профилей для страны. Сегодня обеим странам не хватает системности и четкого осознания первоочередных задач и целей в образовательной сфере. Недостаточно используется потенциал местных вузов и ссузов, которые по существу, являются платформой для пророссийски настроенных кадров для будущей местной элиты, - уверена Тыналиева.

В республике более 2100 школ, из них около 64 % составляют школы с кыргызским языком обучения, которые преимущественно дислоцируются в регионах, за исключением Чуйской области и Бишкека. Начиная с 2005 года число учащихся, выбирающих классы с русским языком обучения, ежегодно увеличивается на 5-6 тысяч человек. Такие школы, особенно в сельской местности, как правило, переполнены.

- Данный факт напрямую связан с выражением желания со стороны учеников и их родителей, обусловленного, прежде всего, мотивами экономического характера - трудовой миграцией. Но, помимо этого, нельзя упускать из внимания, что по оценкам международных и общественных организаций, в школах с русским языком обучения уровень знаний школьников выше, чем в школах с другими языками обучения. Надо отметить, что выбор языка обучения не связан напрямую с этнической принадлежностью граждан. Этот выбор является комплексным вопросом, который зависит от многих факторов, - сказала эксперт.

Она добавила, что со стороны России предпринимаются много перспективных и актуальных шагов в поддержке и развитии русского языка в школьной системе.

P.S.

Тему бипатридов в контексте активного и пассивного избирательного права поднял экс-советник премьер-министра КР, экономист Кубат Рахимов.

- Есть много кыргызстанцев, которые имеют паспорта России, и россиян, которые сохранили кыргызские паспорта. Пришло их время помочь Родине. Надо решать вопросы активного и пассивного избирательного права. Почему мы не можем говорить о пассивном избирательном праве? Почему мы не можем рассматривать этих людей на какие-то государственные посты? Потому что у нас стоит давний и вредоносный запрет, что такие люди не могут избираться на госдолжности. Я считаю, что можно оставить 3-4 ограничения – президент, премьер, спикер и глава ГКНБ, например, а на остальные допускать бипатридов. То же самое касается активного избирательного права, нужно позволить таким людям голосовать, - подчеркнул эксперт.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320