Экономика
04.03.2011

О “провалах рынка” и планировании продовольственного комплекса

В республике продолжается рост цен, особенно на товары первой необходимости и про-дукты питания, импорт которых составляет более 80% от всего объема потребления, при-чем увеличение цен идет абсолютно на все виды продуктов. Внутренний рынок муки, пшеницы и растительного масла обеспечивается в основном за счет ввоза из России, Ка-захстана, частично Узбекистана. В связи с ростом цен на мировом и внутреннем рынке, естественно, они также растут.

Инфляция в экономике Кыргызстана в конце 2010 г. составила уже 19,2%. Поэтому Кыргызстану следует принять ряд мер по стабилизации ценового уровня, повысив роль государства в развитии некоторых отраслей экономики, а именно, сельского хозяйства. В развитие этой отрасли государство практически очень мало вкладывает средств, пустив все на самотек – на откуп рынку, и результат не замедлил сказаться рез-кими скачками цен и высоким уровнем продовольственной зависимости от импорта. В западных странах аграрный сектор не рыночная, а бюджетная отрасль, полностью или частично сидящая на государственных дотациях. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка в этих странах тоже растут цены на продовольствие, но, благодаря принимаемым государством мерам, не так стремительно и не так больно бьют по доходам населения. В среднем по 24 развитым странам бюджетные дотации составляют 50% стоимости производимой сельскохозяйственной продукции, в Японии и Финляндии – до 80%. Бюджетные ассигнования в сельское хозяйство США составляют порядка 100 млрд. долл. В этих странах в среднем в год на одного фермера приходится порядка 30-50 тыс. долл., а в Кыргызстане дотации даются только для проведения весенне-полевых работ в размере 7-15 долл. на гектар, или 30-40 долл. на хозяйство в год.

В западных странах отсутствует свободный рынок аграрной продукции, там развито жесткое государственное планирование производства сельскохозяйственных культур. Свободный рынок сельскохозяйственной продукции в Кыргызстане периодически приводит или к перепроизводству продукции (лук в 1998 г., картофель в 2000 г., фасоль, табак в 2002-2003 гг.), или к ее дефициту (2010 г.). Либерализация экономики, сведение до минимума участия государства в хозяйственных делах открывают границы для импорта товаров. Это делает экономику страны, и без того неконкурентоспособную, зависимой и не способной к полноценному самостоятельному росту (как получилось с продовольственным зерном летом 2007 и 2008 гг., когда импортеры диктовали свои цены на товары). Меры, принимаемые Правительством Кыргызстана по снижению темпов роста потребительских цен, пока не дают нужных результатов, так как высока за-висимость страны от воздействия мирового рынка, который переживает небывалый всплеск цен, особенно на зерно.

По данным совместных исследований Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), с 2008 по 2017 г. в мире произойдет резкий скачок цен на продовольствие. По предварительным подсчетам, свинина и говядина подорожают на 20%, а сахар - на 30%, зерновые, кукуруза и порошковое обезжиренное молоко - на 40%. В этот же период цены на сливочное масло возрастут на 60%, а на растительное - на 80%

В мировом хозяйстве возрастающая озабоченность такими «провалами рынка» была одной из причин интенсивного поиска компенсаций на протяжении XX века. Зрелость и искусство правительства заключаются в том, что необходимо находить оптимум со-четания свободной экономики с государственным регулированием. Опыт Кыргызской Республики за последние годы (после девяностого года) показал, что участие государства незаменимо в обеспечении условий развития продовольственного сектора. Передове-рить эту функцию частному рынку нельзя.

Сегодняшний продовольственный кризис еще раз показывает Правительству Кыргызстана на острую необходимость централизованного управления продовольственной безопасностью, формирования кластеров. Со временем, когда продовольственный рынок будет базироваться на совершенной конкуренции, иметь равновесное положение, государство постепенно отойдет, передавая отдельные функции снова свободному рынку.

Что необходимо сделать для улучшения ситуации?

1. Прежде всего, увеличить суммы на субсидирование зерноводства, свекловодства, производства масличных культур и молочного животноводства и предоставлять этим от-раслям кредиты на льготных условиях. Необходимо увеличить субсидирование производ-ства зерна и сахарной свеклы до 90 долл. на каждый гектар (по примеру Казахстана), что позволит повысить прибыльность производства до 20-25%. Кроме того, со второй поло-вины года вводить субсидирование молочной продукции и производства кормов. При этом для обеспечения заготовки на контрактной основе с отечественными производителя-ми 710-810 тыс. т продовольственного зерна и 400-500 тыс. т корнеплодов сахарной свек-лы потребуется около 2,0 млрд. сом. для субсидирования, или 2,2% из республиканского бюджета 2011 г. Этим самым государство окажет хорошую поддержку крестьянам и обес-печит население хлебом и сахаром.

2. Снизить издержки зерноперерабатывающих предприятий и предприятий, выпус-кающих хлебобулочные изделия, путем предоставления им льготных тарифов на электро-энергию через резервы монополиста энергосистемы.

3. Снизить издержки естественных монополий на основе анализа их финансовых планов и инвестиционных программ, позволяющего увидеть, что каждая из монополий имеет свои определенные резервы, за счет которых можно снизить рост цен и тарифов на их услуги.

4. Совершенствовать таможенно-тарифное регулирование продовольственной про-дукции. Необходимо на первоначальном уровне в целом довести до минимума таможен-ные пошлины по ввозу в страну зерновых и другой сельскохозяйственной продукции, при этом ужесточить оценку качества привозимой продукции.

5. В себестоимости хлеба зерно составляет одну треть, поэтому на местах следует бо-лее жестко регулировать повышение торговых наценок и инфраструктурных издержек.

6. Продовольственные рынки, особенно в крупных городах, сильно монополизирова-ны и цены, выставленные на них, - результат сговора и спекуляций перекупщиков. Необходимо на законодательной основе потребовать от антимонопольного комитета при-нять меры по ликвидации сговора и спекуляции. При этом принять закон о спекуляции продовольственными товарами, в котором предусмотреть не только штрафные санкции, но и уголовную ответственность за сговор и спекуляцию на продовольственном рынке.

7. Развивать механизм закупок сельхозпродукции и продовольствия для государст-венных нужд. Необходимо на законодательном уровне закрепить форму заготовок на контрактной основе с отечественными товаропроизводителями, создать товарно-сырьевые биржи с соответствующими торгово-законодательными базами. С другой сто-роны, необходимо обеспечить неприкосновенный государственный запас ГСМ и принять по этому поводу соответствующий закон, что позволит в нужное время проводить интер-венцию со стороны государства для стабилизации цен на ГСМ и предотвращения их рос-та. У нас есть нефтеперерабатывающий завод, который не вырабатывает достаточного то-плива для страны, почему бы не снизить пошлину на ввоз сырой нефти в страну, для того чтобы мы смогли сами вырабатывать и производить нефтепродукты.

8. С финансовой стороны Нацбанку следует активно привлекать такие механизмы стерилизации эмиссии, как операции на открытом рынке, политика учетной ставки, изме-нения нормативов обязательных резервов, среди которых может быть мобилизация сбе-режений населения через операции с РСК и реализация при существующих процентных ставках пакета государственных ценных бумаг.

9. Регулировать производство и реализацию отечественной сельскохозяйственной продукции. Для этого необходимо выработать национальный план развития АПК с перечнем конкретных мер по оздоровлению и укреплению этого комплекса.

На начальном этапе необходимо решить вопрос обеспечения населения хлебом, са-харом, растительным маслом и молоком. В целях определения показателей объема производства по этим четырем основным видам продовольствия необходимо разработать индикативный государственный план-прогноз производства продукции сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей промышленности.

Наши предварительные расчеты показывают, что для реализации мер индикативного планирования развития аграрного сектора экономики, то есть обеспечения государствен-ной поддержки для модернизации агротехники возделывания сельскохозяйственных культур на 1,2 млн. га пашни (если затраты бюджетных субсидий составят по 3500 сом. на 1 га) потребуется около 3,8 млрд. сом. В нынешних условиях развития страны это вполне осуществимо, так как бюджет на 2011 г. планируется в сумме более 89,0 млрд. сом.

профессор Ш. Мусакожоев,
НИИ инновационной экономики при КЭУ

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320