Политика
30.01.2013

Нужна ли многовекторность Казахстану ?

Представители экспертного сообщества Казахстана считают, что республика должна наращивать внешнеполитические векторы сотрудничества со странами Центральной Азии.

Экспертная дискуссия прошла в южной столице, в рамках Круглого стола «Многовекторная внешняя политика и национальные интересы Казахстана».

В ходе форума было отмечено, что меняется мир и окружение Казахстана. Меняются приоритеты основных игроков мировой политики. В этой связи, Казахстану нужно менять ранее определенные подходы.

Эксперты констатировали, что глобализация и кризис изменили не только расстановку сил в мире, но и порождают новые общемировые тренды, которые должны подвигнуть руководство страны к корректировке ряда аспектов внешней политики, в том числе, и в части определения ее приоритетов, наполняя ее новым, современным содержанием. И это важнейшая задача не только власти, но и всего общества.

По словам политолога Амиржана Косанова, термин «многовекторность внешней политики» появился после обретения страной независимости и был возведен в статус официальной политики.

«Такая политнаправленность должна была собою заменить былую советскую дипломатию, ибо в составе СССР у Казахской Советской Социалистической Республики собственных приоритетов не могло и быть. И при всем своем критическом отношении, мы вынуждены рассматривать эту доктрину как данность, тем более что на сегодняшний день есть разные предложения, но нет глубоко проработанной альтернативы», - отметил эксперт.

Он напомнил народную поговорку, «лучше сосед, что рядом, нежели родственник вдалеке».

«Наша внешняя политика не соответствует этой пословице. Это, я бы сказал, не совсем корректное, временами неуважительное отношение к соседям по центрально-азиатскому региону. Да у них нет (или не так много) природных ресурсов, как у Казахстана. Да, у них и геополитическое положение не то. Но это те страны, с которыми нам жить и жить рядом! Думаю, что высокомерное, порой унижающее отношение Астаны к Ташкенту, Бишкеку, Душанбе и Ашхабаду никак не красит официальный Казахстан и не способствует росту авторитета страны в регионе», - подчеркнул Косанов.

В качестве основных рисков он назвал усиливающий свои угрозы вектор – китайской экспансии.

«Это самая большая проблема не только Казахстана, но и всего человечества. Есть целый блок проблем, которые были созданы за эти годы в отношениях с большим соседом – от спорной делимитации границы и скрытой миграции до одного из самых негативных трендов в казахстанской экономике – чрезмерного (главное – ничем неоправданного) присутствия Китая в нефтегазовом секторе! Да, прозвучало официальное мнение о том, что Китай владеет не 40, как писал ряд СМИ, а 31% казахстанской нефти. Но, согласитесь, одна цифра другую стоит. И все понимают, что дело не в процентах, а в самой тенденции! Закрытый характер распределения собственности в нефтегазовом секторе и отсутствие прозрачности контрактов на недропользование заставляют общество с изрядной долей скепсиса относиться к такого рода заявлениям-оправданиям», - подчеркнул эксперт.

Тему Китая и его присутствия в Казахстане прокомментировал и известный общественный деятель Мурат Ауэзов.

"Это должно прозвучать, как набат в душе каждого из нас, когда мы слышим, что 40% нефти, добываемой в Казахстане, принадлежит китайским компаниям. Все это знают, но немногие признаются себе, что это реальная угроза китайской экспансии. Китайская экономическая и культурная активность в Казахстане - это форма тихой экспансии, мягкого и тихого вхождения на нашу территорию и обращение за нашими ценностями. И эта вуаль уже самими китайцами снимается. Китайская экспансия в Казахстан происходит постоянно – диффузионно», - сказал Ауэзов.

Общественный деятель считает, что сейчас единственной возможностью этому противостоять должно стать четкое и ясное представление того, в чем заключается государственный интерес Казахстана.

«Я считаю, что здесь мы не должны оставаться один на один ни с Китаем, ни с Россией. Вообще, этот выбор кто лучше - Россия или Китай - это выбор раба, какой из хозяев лучше. Мы никогда ничего не выиграем, если будем придерживаться вот такой многовекторной политики. Имея отношения с такими могущественными соседями, как Китай и Россия, вовсе не означает, что нужно постоянно подлаживаться под политическую волю того и другого государства. Здесь можно вести свою зрелую политическую игру, для этого нужно четко и ясно договориться и понять друг друга, консолидироваться вокруг того, что является нашим фундаментальным интересом в современных условиях», - констатировал Ауэзов.

По его мнению, самым «простым, напрашивающимся рецептом, является центрально-азиатская консолидация».

«Наши исторические братья, вся история и культура, говорят, что Центральная Азия - взаимодополняемые народы. А сейчас - и взаимодополняемые экономики. Если вступать в большую геополитическую игру, и по-настоящему отстаивать наши интересы, нам нужно укрупниться, и центрально-азиатская консолидация - это реальный и перспективный шаг в этом направлении», - особо подчеркнул общественный деятель.

Также эксперты высказали мнение о том, что необходимо разработать программу диверсификации внешнеполитических связей в условиях членства Казахстана в ЕврАзЭС.

«Есть многовекторность, как признак силы, когда на страну стараются ориентироваться другие. Но есть многовекторность, как слабость, когда сама страна находится в перманентном, мнимом и, как результат, тщетном поиске стратегических партнеров», - резюмировал Амиржан Косанов.

Серик Рымбаев

.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320