«Регион.kg» в преддверии президентских выборов начинает публикацию экспертных материалов на тему: «Каким должен быть в стране институт президентства?», учитывая, что в Кыргызстане изменилась политическая система. По каким критериям должен сегодня выбираться глава государства? Открывает рубрику «Выборы» директор Ассоциации политологов Кыргызстана, профессор Нур Омаров.
- На примере деятельности трех президентов, в Кыргызстане совершенно четко обозначился кризис модели президентской республики, которая сформировалась у нас в стране за последние 20 лет. Отправной точкой в этом процессе стал народный взрыв, подогретый финансовыми ресурсами региональных элит в марте 2005 году. До мартовских событий Акаев полагал, что для Кыргызстана приемлем путь либерального развития по западной модели, который приведет страну в течение 5 – 10 лет к аналогу Швейцарии. И республика пойдет по успешному пути демократического развития. Но этого не произошло.
Сейчас не только наша страна, но и другие государства региона вступают в эпоху критического десятилетия. Она представляет собой то, что существует высокая вероятность смены стареющих лидеров в Казахстане и Узбекистане. Смена власти в этих государствах может привести к коренным изменениям модели политического развития в Центральной Азии. Но доминировать будут одна из двух моделей: либо президентско- парламентская, либо парламентская, которую сегодня пытаются внедрить в Кыргызстане. Безусловно, каждая из моделей имеет свои недостатки и преимущества. На мой взгляд, более предпочтительной является смешанная форма правления, которая позволяет проводить сбалансированную политику между различными ветвями власти и находить определенный консенсус. Также нашему экспертному и гражданскому обществу необходимо выработать модель эффективного взаимодействия между элитами. Сегодня в Кыргызстане мы видим негативный пример того, как могут взаимодействовать между собой политические элиты. Наши элиты не в состоянии договориться по определенным жизненно важным для страны вопросам. И все эти процессы напрямую связаны с ролью и значением института Президента.
Сегодня мы имеем несколько моделей выборов главы государства, которые были опробованы на постсоветском пространстве. К примеру, Молдова, как парламентское государство, продемонстрировала неэффективность избрания президента депутатским корпусом. На этом примере мы увидели, что страна целый год жила с исполняющим обязанности президентом, поскольку парламент не мог выбрать главу государства. Поэтому наиболее приемлемым для Кыргызстана является путь прямых выборов.
В то же время, в нашей стране необходимо четко разграничить функциональные обязанности власти. Об этой проблеме ранее говорили в экспертном сообществе, а сегодня заявляют уже сами Президент, премьер – министр и парламентарии, отмечая, что в Конституции четко не прописаны функциональные обязанности каждой из ветвей власти. Каким должна быть роль в нашей стране Президента, чтобы это не стало дискредитирующим фактором, который мы наблюдали в прошлые годы? Полагаю, что Президент должен отвечать за внешнюю политику и обороноспособность страны. Вот это и является основной функцией главы государства. Премьер – министр несет ответственность за экономический блок, а Парламент - за законодательный. Таким образом, все функции логично распределены. Но мы должны изменить критерии прихода людей во власть. Акаев и Бакиев отличались очень большой любовью к своим родственникам, но не к своему народу. Сегодня во власть должны попадать менеджеры не по принадлежности к роду или клану, а по профессиональным качествам.
В этой связи, на первом месте должна стоять трансформированная политическая система, которая не позволит политику командовать всей политической системой и всеми ветвями власти. На втором месте должны стоять его профессиональные качества и на третьем личные. Вот такая триада позволит возвести успешную страну.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320