Плюсы и минусы нового наднационального таможенного законодательства Евразийского экономического союза обсудили в Бишкеке в рамках круглого стола, организованного Клубом региональных экспертов КР «Пикир».
В рамках дискуссии эксперты рассмотрели перспективы евразийской интеграции в условиях вступления в силу нового Таможенного Кодекса ЕАЭС, а также обозначили основные преимущества документа, регламентирующего внешнеэкономическую деятельность стран союза.
По мнению сопредседателя Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолога Игоря Шестакова, новый кодекс нацелен на углубление интеграции внутри объединения через раскрытие экономического потенциала стран Евразийского союза.
- По прогнозам, документ должен существенно облегчить жизнь бизнесу сразу пяти государств – Армении Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России. Правила прохождения таможни унифицированы и едины для всех стран ЕАЭС – участие специалистов в таможенных процедурах сведено к минимуму, декларирование товаров переведено в электронный формат, пропуск товаров в большинстве случаев автоматизирован, в несколько раз сокращено время прохождения таможенных процедур. Кроме того действуют единые для всех стран ставки, - отметил эксперт.
Договор о новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза вступил в силу с первого января текущего года, в связи с чем, прекратили действие Договор о ТК Таможенного союза от 2009 года, а также ряд отдельных международных соглашений по вопросам таможенного регулирования.
Наднациональное таможенное законодательство ЕАЭС разрабатывалось около пяти лет при участии специалистов всех пяти стран. Итогом этой работы стало подписание Договора о новом Таможенном кодексе ЕАЭС, которое состоялось в апреле прошлого года. На следующем этапе Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия приступили к выполнению внутригосударственных процедур для перехода на унифицированное таможенное законодательство, а также к ратификации документа.
Как отмечают сотрудники таможенных структур Кыргызстана, новый евразийский кодекс таможенного регулирования не сильно отличается от прежнего, в нем нет кардинальных новшеств или изменений. По сути, документ объединил воедино десятки различных актов и соглашений, принятых в рамках Таможенного союза и ЕАЭС в разное время, унифицировал национальные законодательства и заложил законодательную основу для переформатирования таможенной системы с учетом новых технологий.
- Незначительные новшества в новом таможенном законодательстве есть, но они не должны пугать предпринимателей, потому что они нацелены на упрощение деятельности бизнеса. Это касается, например, электронного декларирования товаров. Стремительное развитие цифровых технологий поставило перед ЕАЭС необходимость законодательно закрепить их внедрение в таможенную систему союза. А необходимость унификации была обусловлена тем, что прежний вариант Таможенного кодекса был разработан, когда в союз входили только Белоруссия, Казахстан и Россия. Следовательно, он был нацелен на обеспечение их интересов, расширение же союза потребовало и модернизации наднационального таможенного законодательства, - подчеркнул старший инспектор Государственной таможенной службы при правительстве КР Ниязбек Ибраимов.
Между тем, не смотря на то, что новый евразийский таможенный кодекс заработал, в вопросах пересечения внешних границ остается множество недостатков. Об этом в своем выступлении рассказал сопредседатель Клуба «Пикир», экономист Жумакадыр Акенеев. Он подчеркнул, что кыргызские предприниматели по-прежнему сталкиваются с рядом искусственных препятствий при железнодорожных перевозках через Казахстан, например, неправомерным таможенным досмотром транзитных грузов.
- Кыргызстан является полноправным членом Евразийского экономического союза, а значит, наши соседи-партнеры по интеграционному объединению не имеют права производить такого рода проверки, потому что они противоречат нормам договора о ЕАЭС и наднационального таможенного законодательства. В этой связи, я считаю, что наши таможенные органы должны отреагировать на данную ситуацию, и провести переговоры с коллегами из Казахстана. Если это не поможет, мы будем вынуждены выносить этот вопрос на рассмотрение Евразийской экономической комиссии, - подчеркнул эксперт.
По словам таможенного брокера, представляющего интересы ряда кыргызских бизнесменов, Лейлы Захаровой, сотрудники таможни Казахстана преднамеренно подменяют коды товаров в декларациях, подаваемых кыргызскими предпринимателями, и на этом основании досматривают вагоны, направляющиеся в нашу страну. Хотя по факту даже несоответствие кода не наделяет казахскую таможню полномочиями досматривать содержимое транзитных вагонов.
- Даже если они и зафиксировали какие-то несоответствия, то они должны составить акт и направить его в таможенные органы нашей республики, которые и будут разбираться с этими нарушениями. Вместо этого казахские таможенники срывают пломбы, вскрывают вагоны, зачастую физически портя продукцию, «гоняют» наших бизнесменов по таможенным пунктам Казахстана, которые находятся в сотнях километров друг от друга. При этом вагоны с продукцией простаивают, предприниматели платят неустойки, штрафы и несут другие финансовые убытки. Т.е. мы видим, что ситуация, возникшая в отношениях между нашими республиками осенью прошлого года, пока окончательно не разрешилась, у нашего бизнеса по-прежнему есть проблемы с транзитом через Казахстан, - рассказала Лейла Захарова.
Она считает, что такие действия казахстанской таможни являются вопиющим нарушением евразийского законодательства, учитывая, что они не имеют никакого отношения к борьбе с контрабандным импортом.
- Одному из наших клиентов, который вез гвозди, пришлось заплатить казахской таможне десять с половиной тысяч долларов, помимо других финансовых издержек, лишь за то, что у него обнаружился перевес в триста килограммов, - добавила брокер.
При этом представитель Государственной таможенной службы Кыргызстана подчеркнул, что впервые слышит о таких ситуациях, но пообещал, что таможенные органы займутся решением данных вопросов.
По мнению же председателя комитета Торгово-промышленной палаты КР, экономиста Кубата Рахимова, для того, чтобы новый Таможенный кодекс заработал в полную силу, понадобится немало времени, учитывая, что достаточно сложно сбалансировать интересы всех государств Евразийского экономического союза, каждое из которых на первое место ставит свои национальные интересы.
- Таможенный кодекс ЕАЭС – это наднациональный документ, который в какой-то мере провоцирует конфликт между наднациональными и суверенными интересами. И такой конфликт уже существует, например, в нездоровой конкуренции между таможенными структурами Кыргызстана и Казахстана, которая проявляется в том, что казахи стараются перенаправить грузовые потоки из третьих стран на себя, отбив их у нас, - отметил Кубат Рахимов.
Развивая дискуссию в сторону влияния нового Таможенного кодекса на экспорт Кыргызстана, эксперт подчеркнул низкий уровень его потенциала.
- Большая часть кыргызского экспорта уходит в страны ЕАЭС. При этом в коридорах власти постоянно говорят о необходимости налаживать поставки нашей продукции в третьи страны – Китай, Узбекистан и т.д. Но что мы собираемся продавать? Наш потенциал в этом направлении очень слабый, сейчас перечень экспортной продукции состоит менее чем из 50-ти позиций товаров. Поэтому мы должны думать, как использовать евразийское таможенное законодательство для расширения этого перечня, для развития производства, для создания экспортных центров. Увеличение экспорта должно стать главной задачей и бизнеса, и государства, - подчеркнул экономист.
Продолжая тему, эксперт в вопросах экономики, экс вице-премьер Кыргызстана Олег Панкратов, напомнил, что экономика развивается, когда уровень экспорта превышает уровень импорта, потому что рост ВВП обеспечивается за счет увеличения внешней торговли товарами собственного производства. В этой связи, он назвал вступление Казахстана в ВТО «пробоиной» в ЕАЭС, через которую третьи страны снижают общий экспортный потенциал союза.
- Казахстан заходил в ВТО с намерением получить высокие ставки, но не смог их получить, т.е. по сути, республика открыла свой рынок для импорта, не имея механизмов защитить своего производителя. Образовалась «пробоина» и не только на казахском рынке, через Казахстан страны-лидеры международных торговых площадок получили выход на единый евразийский рынок, создав серьезную конкуренцию евразийским производителям и импортерам. Не смотря на то, что казахская сторона имеет право растомаживать продукцию по ставкам Всемирной торговой организации только для внутреннего рынка, мы видим, что импортные товары распространяются и за пределами республики. По большей части, это теневые потоки, - подчеркнул Олег Панкратов.
Оптимальным механизмом перекрытия этих теневых потоков, как и уровня контрабанды в целом, по его мнению, могут стать современные методы таможенного администрирования через электронные системы, которые позволяют прослеживать передвижение товаров.
Возвращаясь к вопросу кыргызско-казахской конкуренции за грузовые потоки, эксперт подчеркнул, что причина происходящего кроется в налоге добавочной стоимости, который в отличие от таможенных платежей, идущих в общую евразийскую копилку, остается в бюджете страны, на чьей территории производится таможенная очистка товаров из третьих стран.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320