В центре внимания
19.02.2013

«Новый шелковый путь» для Центральной Азии

 

Политолог из Узбекистана Рустам Махмудов прокомментировал новый региональный внешнеполитический проект США

По мнению эксперта, без стабилизации ситуации в Афганистане проект "Новый шелковый путь", предложенный США и предусматривающий создание интегрированного экономического пространства между Центральной и Южной Азией, где ключевой связкой должен выступить Афганистан, работать не будет.

«Осуществление этого проекта предполагает, прежде всего, полную стабилизацию обстановки на афганском поле. Без радикального снижения военно-политических рисков говорить о каких-либо серьезных инвестициях в экономику Афганистана не приходится», - полагает эксперт.

По его мнению, данный проект является стратегическим взглядом на дальнейшую судьбу внутриполитической ситуации в Афганистане в привязке к региональной геополитике.

Узбекский аналитик обратил внимание на то, что даже при наличии нынешних рисков некоторые инвесторы уже планируют многомиллионные капиталовложения в афганскую экономику. Примерами служат выигранные Китаем тендеры на разработку меднорудного месторождения Айнак и Индией железорудного месторождения Хаджигак.

«Однако это все-таки высокорискованные инвестиции, хотя уровни риска для Китая и Индии разнятся», - подчеркнул Махмудов.

По его мнению, если официальный Пекин теоретически может рассчитывать на сохранение прав на месторождение даже после возможного прихода к власти «Талибана», благодаря наличию хороших отношений с Пакистаном, то Индия, однозначно, может лишиться всех вложенных инвестиций.

Эксперт также высказал мнение, что американский проект рассматривается сквозь призму афганского фактора, но это только одна сторона вопроса.

«Не вызывает сомнения, что если проект заработает, то он существенным образом усилит американские позиции в Центральной и Южной Азии. Благодаря наличию лояльного правительства в Кабуле, Вашингтон получит контроль над стратегически важным для Центральной Азии южным направлением», - считает узбекский эксперт.

При этом он напомнил, что это кратчайший путь к портам Индийского океана и на бурно растущий азиатский энергетический рынок.

«Принимая во внимание, что Европа, которой в американской геополитике последних лет отводится роль конечного потребителя Центрально-Азиатской сырьевой продукции, все глубже погружается в экономический кризис, открытие южноазиатского маршрута будет настоящим стратегическим подарком для Вашингтона. Это позволит ему сохранить позиции регулятора процессов на огромных пространствах Внутренней Евразии», - подчеркнул политолог.

По его словам, успешная реализация проекта «Новый шелковый путь» параллельно приведет к определенному снижению роли Китая и России за счет диверсификации экономических связей стран Центральной Азии и повышению значимости Пакистана и Индии.

«Благодаря получению доступа к энергии и рынку Центральной Азии через патронируемый США Афганистан, эти две страны будут демонстрировать больший уровень понимания американских интересов в регионе»,- сказал эксперт.

В то же время, по его мнению, «Новый шелковый путь» нужно также рассматривать с позиции американской политики в отношении Ирана.

«Запуск афганского коридора позволит США более уверенно проводить действия против Ирана, не рискуя расстроить свои планы в направлении Центральной и Южной Азии», - считает политолог.

Он отметил, что иранские коммуникации и отчасти энергетический рынок стали в свое время прорывом для стран Центральной Азии в стремлении ослабить зависимость от российского северного маршрута, что положительно сказалось на укреплении их суверенитета.

По его мнению, если же в результате дальнейшего ужесточения западных санкций или дестабилизации Ирана данный маршрут будет закрыт для Центрально-Азиатских государств, то это создаст риск потери доступа к южным портам. И в таком случае значимость безопасного афганского маршрута станет просто колоссальной для стран региона и США.

«Однако следует еще раз подчеркнуть, что все это может случиться лишь при успешной реализации проекта «Новый шелковый путь»», - сказал Махмудов.

По его словам, если произойдет наложение друг на друга двух факторов - сохранение сложной военно-политической ситуации в Афганистане и нарастающая изоляция Ирана, в том числе в сфере грузовых перевозок и продажи ему углеводородного сырья, или его втягивание в военные действия, то возможны серьезные геополитические потери для США и заметное изменение геополитической и геоэкономической картины в регионе.

«У Центрально-Азиатских стран просто не останется выхода, кроме как компенсировать закрытие иранского маршрута за счет наращивания объемов грузоперевозок в направлении России и Китая, а это уже чревато и изменениями в геополитических комбинациях», - считает узбекский эксперт.

В заключении он подчеркнул, что американский проект «Новый шелковый путь» - это не просто стремление стабилизировать Афганистан.

«За этим стоит нечто большее, включенное в сложную и все более обостряющуюся борьбу на международной арене, где Центральная Азия и Афганистан представляют собой важнейшие элементы будущего политико-экономического устройства мира»,- подчеркнул эксперт.

По материалам СМИ.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320