Обсуждению перспектив и возможностей, связанных с сопряжением двух интеграционных проектов – Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути был посвящен Международный экономический Форум «Развитие Экономического пояса Шелкового пути: интенсификация сотрудничества», прошедший в Бишкеке.
Идея сопряжения Евразийского объединения и Экономического пояса, продвигаемого Китаем, в рамках ЕАЭС обсуждается с 2015 года. И на сегодня в этом направлении уже достигнуты определенные договоренности, которые и лягут в основу Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским союзом и КНР. Подготовкой документа активно занимается Евразийская экономическая комиссия.
- Формирование базового соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским союзом и Китаем является историческим моментом. По сути, впервые будет создана правовая база, которая унифицирует правовые основы бизнеса в торговой сфере стран ЕАЭС с Китаем. При этом очень важно, чтобы в соглашении появились сегменты, которые будут определять и взаимодействие в других важнейших отраслях экономики, - отметил член Президиума, Президент Делового совета ЕАЭС Виктор Христенко.
Выстраивание взаимоотношений с третьими странами является одной из приоритетных задач сегодняшнего дня в рамках ЕАЭС. Не случайно, этот вопрос стал одним из основных на заседании Высшего Евразийского Экономического Совета 14 апреля в Бишкеке.
- От создания новых интеграционных соглашений с третьими странами мы сможем получить реальные выгоды, которые будут заключаться в том, что мы снизим конкуренцию на нашем внутреннем рынке за счет создания более льготных режимов выхода экспортной продукции на рынки третьих стран, - заявила член Коллегии (Министр) по торговле ЕЭК Вероника Никишина.
Она также сообщила, что на основании исследований, которые проводились при участии бизнеса и государственных структур всех пяти стран-участниц ЕАЭС, специальная рабочая группа составила список наиболее приоритетных государств, с которыми ЕАЭС намерено налаживать сотрудничество. И Китай занимает одно из первых мест в этом списке.
- Сейчас мы проводим переговоры с китайской стороной. Наша структура соглашения включает большой набор дисциплин, благодаря которым мы сможем без снижения пошлин выйти на китайский рынок, а также реализовывать наиболее интересные для наших стран китайские проекты. Нам интересны проекты, которые будут не конкурировать друг с другом, а будут дополнять друг друга. Это могут быть экспортные, инфраструктурные или инвестиционные проекты. Причем последняя разновидность проектов, может быть и двусторонней - между КНР и одной из стран-участниц ЕАЭС, - подчеркнула Вероника Никишина.
Также в списке числятся Турция, Израиль, Сингапур, Индия и Египет, а также Иран, с которым ЕЭК также ведет переговоры.
- Это будет совсем другая модель соглашений – а именно о свободной торговле по узкой номенклатуре товаров. Мы не стремимся с Ираном заключить полномасштабное соглашение, потому что видим большие риски для нашего бизнеса, ведь государство не является членом ВТО. В Иране достаточно высокое тарифное регулирование и тарифные пошлины. Мы будем сотрудничать со страной, выявив круг товаров экспортного интереса, - сообщила Министр ЕЭК.
Кыргызстан находится в основной зоне охвата проекта «Экономический пояс Шелкового пути» и имеет хорошие перспективы для получения выгоды от проекта. Одновременно, являясь членом Евразийского Экономического Союза, Кыргызская Республика видит необходимость консолидации всех членов евразийской интеграции для участия в ЭПШП.
- Отношения со странами - членами ЕАЭС – это приоритет во внешней экономической политике Кыргызстана. При этом необходимо отметить, что не менее актуальна консолидация деятельности бизнес-структур стран ЕАЭС и КНР с целью расширения взаимодействия и сотрудничества в сопряжении экономик Евразийского объединения и Экономического пояса, - отметил сопредседатель клуба региональных экспертов Кыргызстана Игорь Шестаков.
Отличительной особенностью проекта «Экономический пояс Шелкового пути» является не только региональная масштабность – проект охватывает порядка 70 стран, в которых проживает более 60-ти процентов мирового населения, но и его инвестиционная составляющая – на реализацию ЭПШП Китай готов потратить триллионы долларов. При этом некоторые эксперты уверены, что следует тщательно изучить все предложения китайской стороны, и принимать решения исходя, прежде всего, из национальных интересов.
- В сотрудничестве с китайскими официальными и бизнес-структурами Кыргызстан и другие страны ЕАЭС должны отстаивать позиции национальных приоритетов, включая и вопросы экологии, - уверен заслуженный экономист Кыргызстана Жумакадыр Акенеев.
Во время форума был презентован договор, согласно которому китайская сторона намерена создать два фонда для обслуживания интересов стран ЕАЭС и КНР – это фонд финансирования инфраструктурных проектов с капитализацией 5 миллиардов долларов и фонд развития электронной торговли с уставным капиталом в 300 миллионов долларов.
- Сегодня Кыргызстан - не просто маленькое государство с населением в 6 миллионов человек, это страна - участница ЕАЭС, реально действующего экономического объединения пяти стран, и сопряжение ЕАЭС и ЕПШП отвечает интересам всех участников данного процесса, - подчеркнул председатель Президиума Делового совета ЕАЭС, президент Кыргызского союза промышленников и предпринимателей (КСПП) Жыргалбек Сагынбаев.
Он также отметил, что инвестиции сегодня нужны не только Кыргызстану, но и остальным участникам ЕАЭС. И форум – это возможность наладить деловые отношения с партнерами из третьих стран, которых интересуют такие сферы, как угольная промышленность, строительство малых гидроэлектростанций, туризм, сельскохозяйственное производство и многие другие.
- Думаю, что это даст импульс нашим правительственным структурам в дальнейшем осуществить организацию системного и индивидуального подхода к работе с инвесторами. Сегодня перед Кыргызстаном стоит задача привлекать инвестиции для развития производства и промышленности, которое приведет к расширению группы экспортных товаров и наращиванию объемов экспорта не только в страны ЕАЭС, но и в третьи страны, в том числе и в Китай, - отметил Жыргылбек Сагынбаев.
На сегодняшний день Китай из крупного производителя и экспортера постепенно трансформируется в крупного потребителя и импортера, т.к. ввоз многих товаров из-за рубежа становится для страны необходимым явлением. Об этом в своем выступлении рассказала заместитель генерального секретаря Международной торговой палаты «Шелковый путь» Биан Сюэ Сюэ.
- Сегодня Китай определил список товаров импорта из стран ЕАЭС, который включает в основном продовольственную продукцию. Этот список пока не очень большой, но со временем он будет расширяться, - пообещала официальный представитель китайской стороны.
Между тем, Виктор Христенко заявил, что помимо всего прочего для успешной реализации сопряжения двух проектов в первую очередь необходима соответствующая нормативно-правовая база.
- у ЕАЭС и КНР должна появиться единая правовая платформа. Только это создаст комфортные условия для участников проекта. В рамках проекта ЭПШП, учитывая его инфраструктурную направленность, надо заняться транспортной, энергетической, телекоммуникационной и финансовой инфраструктурами, которые и определяют и являются базовыми для бизнеса. Но для этого нужно на первом этапе формировать общую, а на втором этапе – унифицированную нормативно-правовую базу, которая и будет определять существование этих инфраструктур, - подчеркнул президент ДС ЕАЭС.
Роль бизнеса в лице Делового Совета Евразийского экономического союза в формировании содержательной части Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским объединением и КНР обсуждалась и на заседании Президиума ДС ЕАЭС, который прошел в рамках международного экономического форума.
- Бизнесу стран-участниц ЕАЭС необходима консолидация для того, чтобы активно развивать сотрудничество с Китаем. И в первую очередь для достижения этих целей необходимо сформировать единую евразийскую базу данных по проектам с учетом их актуальности, чтобы в дальнейшем иметь возможность их реализации в рамках торгово-экономического сотрудничества с КНР, - заявил, выступая с докладом, ведущий эксперт России по вопросам технического регулирования Владимир Саламатов.
Кроме того Президиум ДС ЕАЭС обсудил актуальные вопросы, касающиеся нетарифных барьеров, включающих такие аспекты, как аккредитация лабораторий и технические регламенты ЕАЭС. При этом участники встречи отметили, что в этом направлении имеются очевидные сдвиги.
- Раньше существовал один сплошной барьер, через который все страны прыгали. А сегодня на фоне снятия большей части барьеров, мы четко видим даже какие-то незначительные вещи, о которые мы сегодня еще запинаемся. Но главное, что сейчас мы уже вышли на систематизацию данной проблематики, а значит, что и эти вопросы скоро решатся, - подчеркнул исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев.
При этом члены Делового совета отметили, что устранение противоречий и проблем, а также разработка единых стандартов в сфере нетарифного регулирования являются первоочередными задачами всех органов ЕАЭС. По итогам обсуждения было решено подготовить и внести в ЕЭК предложения о единых подходах в этом направлении.
Организаторы международного экономического форума и прошедшего в его рамках заседания Президиума ДС ЕАЭС: Кыргызский союз промышленников и предпринимателей при поддержке Правительства Кыргызской Республики и Международная Торговая Палата «Шелковый путь» (Гонконг, КНР).
Партнер форума – Клуб региональных экспертов Кыргызстана «Пикир». Информационная поддержка: ИАР «Регион.kg».
Кумуш Алтынбаева
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320