Экономика
05.09.2011

Новая геополитика цен на еду влияет на Кыргызстан

С того момента, как мир оказался в тисках глобального экономического кризиса, продовольствие все чаще становится для населения дорогим удовольствием. Во многих странах потребители признают, что им приходится отказываться от привычных продуктов, и дорожающая еда сильно бьет по карману. В данной ситуации оказался и Кыргызстан, где цены на основные продукты питания имеют постоянные тенденции к росту. Как могла сложиться такая ситуация и каковы ее экономические причины?

 Заговор мировых спекулянтов

"Мировые цены на продовольствие повысились в 2011 году на 33% и сохраняются на уровне существенно выше, чем были зафиксированы в июле 2010 года. Они приближаются к пиковому уровню 2008 года. Мировые запасы продовольствия остаются на тревожно низком уровне", - такое резюме первым семи месяцам текущего года дает официальный сайт Всемирного банка.

Что касается пикового уровня 2008 года, то стоит напомнить, что тогда в первом полугодии цены на еду выросли больше чем на 80 процентов, по сравнению с 2007 годом. По мнению руководства Всемирного банка, цены на продовольствие в ближайшие годы будут оставаться высокими, а число людей в мире, которые хронически недоедают, стремительно приближается к миллиарду. «Революционную» весну в арабских странах связывают в том числе и с резкой дороговизной хлеба. В странах Африканского Рога (Сомали, Кения, Эфиопия и Джибути) разразился такой продовольственный кризис, какого не было на протяжении последних 50 лет. На грани голодной смерти в регионе находится 3,6 млн. человек.

Однако по вопросу причин роста цен у международных экспертов единого мнения нет. Одни полагают, что это происходит потому, что в развивающихся странах, в первую очередь, таких как Китай и Индия, где проживает сегодня более 2,5 млрд. населения, за последние несколько лет резко вырос уровень жизни. И рядовая семья в этих странах, которая раньше обходилась в день миской риса, сегодня уже имеет возможность потреблять много молочных продуктов, хлеба, мяса, и сахара, поэтому и мировые цены на них резко возросли. В 2010 году со стороны Китая наблюдался ажиотажный спрос на сельхозпродукцию, включая кукурузу, повышение цен на которую создало повышение стоимости почти всех зерновых в мире. Аналитики даже отмечают, что спрос со стороны Китая меняет структуру некоторых мировых сельскохозяйственных рынков.

Другая часть экспертов убеждена, что это связано с ростом цен на нефтепродукты, которые словно цепная реакция спровоцировали рост цен на продовольствие. Есть и версия, что на цены повлияли произошедшие прошлым летом в большом количестве в основных странах-производителях аграрной продукции, страшные засухи, лесные пожары и наводнения. Что погубило огромное количество урожая зерновых. В числе основных причин и значится слабость доллара. Валюта, которая девальвировала на 400% в отношении золота и на 60% по отношению к швейцарскому франку, всего за четыре года не может иметь коммерческой ценности.

Но достаточно большая часть экономического сообщества убеждена, что спекулянты и те, кто манипулирует ценами на биржах, – вот кто реально приложил руку к высоким ценам на продовольствие. Эксперты считают, что засухи и наводнения не стали основными причинами роста мировых цен на продовольствие. Не являются ими и экспортные ограничения и цена на нефтепродукты. Всплески цен происходят из-за манипуляций на сырьевых рынках, где устанавливаются мировые цены. Физическое наличие товара не является даже необходимым для создания цены, потому что реальные товары не всегда должны покупаться, продаваться или поставляться, хотя их цены указываются на биржах. В этом плане торговля координируется между заинтересованными в росте цен брокерами, финансовыми учреждениями и глобальными коммерсантами. Они делают свои ставки на рост или падение стоимости конкретного продукта, а затем воздействуют на цену, чтобы выиграть. Кроме того, эксперты полагают, что высокие цены в этом случае не являются стимулом для увеличения производства продуктов питания, потому что они не находятся в зависимости от спроса, который является относительно стабильным, и рост цен не приносит прибыли производителю.

В России и у соседей меню тоже дорожает

Прошлый год, согласно официальной российской статистике, был отмечен резким ростом цен на продукты питания. Прежде всего, это коснулось мяса, молока, муки, сахара, овощей и гречки. Если говорить языком цифр, то закупочные цены на молоко в России сейчас находятся в пределах исторических максимумов: по сравнению с октябрем 2009 г. этот народный продукт подорожал более чем на 50%. По данным производителей, потенциал роста цен на молоко в России практически исчерпан: если цены продолжат увеличиваться, начнет сокращаться потребление. Однако все мыслимые и немыслимые рекорды побил рост стоимости гречки, который составил почти 400 процентов. Стоит также отметить повышение цен на картофель — в прошлом году его стоимость выросла на 58,7%. Также, согласно российской статистике, высокими темпами росли цены на растительное масло — за прошлый год его стоимость увеличилась на 37,8%. Цена сливочного масла выросла на 34,8%, сахар — на 27,8%, фрукты подорожали на 25,1%, сыры — на 18,6%.

Повышение цен коснулось и ближайших соседей Кыргызстана. В текущем году мясо в Казахстане подорожало фактически на 80 процентов. Если в начале года средняя цена за килограмм говядины была в районе 900 тенге, то сейчас она стоит примерно 1,500 – 1,600 тенге. Стали стоить дороже сахар, мука и молочная продукция. Руководство республики увязывает эти процессы с мировыми тенденциями. Высокие цены на мясо зафиксированы и в соседнем Узбекистане. Не лучшим образом выглядит ситуация и в Таджикистане. По официальным данным, в августе стоимость продовольственных товаров вновь выросла в среднем на 10-15 процентов. Власти республики возлагают за это ответственность на предпринимателей. Те же, в свою очередь, указывают на дороговизну горюче-смазочных материалов. В Таджикистане, где продовольственный рынок обеспечивается в основном импортом, экономисты всерьез заговорили о неизбежном продовольственном кризисе. Причем стоимость традиционных для Таджикистана местных фруктов стала заметно превышать их импортные аналоги. Более того, таджикские предприниматели считают, что если бы они не завозили из Пакистана тот же картофель, то собственный продукт обошелся бы им в астрономическую стоимость, а так хоть существует конкуренция.

Рост цен на продукты питания прямо влияет на состояние кошельков белорусов. По данным последнего исследования домашних хозяйств, проведенного Национальным статистическим комитетом в 2010 году, белорусские семьи тратят значительную часть своего дохода на приобретение продуктов питания. Ежемесячно на закупку продовольствия уходит около 30% семейного бюджета.

По прогнозам ведущих экономистов СНГ постсоветским странам надо сегодня объединяться и создавать единый продовольственный рынок для того, чтобы на этом пространстве не повторилась ситуация, как с голодающими африканскими странами.

Продовольственный кризис обошел Кыргызстан

Несмотря на мрачные прогнозы, со стороны отдельных политиков о том, что нашу республику в текущем году ожидает продовольственный кризис и даже голод страна смогла пройти первое полугодие без какого – либо дефицита продуктов питания. Проблем с поставками продовольствия не было, более того, правительство ввело сезонную отмену таможенных пошлин, на поставки того же сахара. Правда, роста цен избежать все же не удалось. Большинство экономистов считает, что главная причина заключается в том, что импорт продовольствия составляет более 80%. Внутренний рынок муки, пшеницы, сахара, растительного масла обеспечивается в основном за счет ввоза этих видов продовольствия из России, Казахстана, Узбекистана и Беларуси, где, как уже отмечалось выше, в нынешнем году идет бурный рост цен.

Кроме этого, по мнению экономиста Жумакадыра Акенеева, на рост цен влияют и местные перекупщики. «У нас цены на продовольствие накручивают перекупщики, которые в 2,5 раза повышают стоимость местных и импортируемых продуктов питания. Посредники устанавливают выгодную для себя цену, которая берется «с потолка». Захотел, сегодня увеличил стоимость килограмма картофеля на 4 сома, а сахара на 10. При этом посредники тесно взаимодействуют с криминалом», - отмечает экономист.

Специалисты также считают, что именно из – за перекупщиков повышаются цены на мясо. Пока этот продукт доходит до прилавка на рынках его перекупают минимум три раза. Мясо по прибытии на рынок (говядина) покупается торговцами перекупщиками за 240-280 сом за кг, а на прилавках выкладывается уже по 340-380 сом.

Еще одной серьезной проблемой является то, что на протяжении всего периода независимости государство не уделяло должного внимания поддержки сельхозпроизводителей. Хотя страна в состоянии сама производить и обеспечивать себя подсолнечным маслом и значительно увеличить выпуск сахара. Однако прежние власти поддерживали крестьянские хозяйства больше не делами, а в основном на словах.

Как отмечает руководитель научно исследовательского института Инновационной экономики, профессор Шайлобек Мусакоджоев, «в развитие аграрного сектора государство практически очень мало вкладывало средств, пустив все на самотек – на откуп рынку, и результат не замедлил сказаться резкими скачками цен и высоким уровнем продовольственной зависимости от импорта».

«В среднем по 24 развитым странам бюджетные дотации составляют 50% стоимости производимой сельскохозяйственной продукции, в Японии и Финляндии – до 80%. Бюджетные ассигнования в сельское хозяйство США составляют порядка 100 млрд. долларов в год. В этих странах в среднем в год на одного фермера приходится порядка 30-50 тыс. долларов, а в Кыргызстане ранее дотации давались только для проведения весенне-полевых работ в размере 7-15 долларов на гектар, или 30-40 долларов на хозяйство в год», - констатирует глава НИИ.

Между тем, согласно статистике, в Кыргызстане в первом полугодии глобального повышения цен зафиксировано не было. Цены на основное продовольствие словно качели, то поднимались вверх, то начинали опускаться, то замирали на месте. Несмотря на звучащие призывы к правительству установить жесткий контроль над ценами, кабинет министров решил обойтись без карательных мер по отношению к отечественным производителям сельхозпродукции.

- Жесткий контроль цен на продовольствие нанесет убытки сельхозпроизводителям, - считает экс – министр сельского хозяйства, депутат от фракции «Ар – Намыс» Талантбек Узакбаев. Кыргызстан должен жить по законам рыночной экономики. Для животноводов нынешняя оптовая цена на мясо является вполне нормальной, чтобы не работать с убытком. Мы никогда не думаем об экономическом положении фермеров и крестьянских хозяйств, которые только сейчас стали выполнять свои обязательства по кредитам, полученным еще в 2009 году. Потому что ставки по ним тогда были достаточно высокие. Я считаю, что небольшое повышение цен не должно вызывать в нашей стране особых волнений, и уж тем более, не нужно вести речь о голодных бунтах. Рост цен на продовольствие является мировой тенденцией. По сравнению с другими странами Центральной Азии, у нас приемлемые цены. К примеру, в соседнем Казахстане мясо гораздо дороже. В Кыргызстане для обеспечения продовольственной безопасности нужно иметь четкую государственную программу по поддержке сельхозпроизводителей. Прежде всего, это доступные кредиты, а также гарантия того, что в случае не реализации своей продукции, государство поддержит крестьян.

Запретами цены не понизить

Позиция – премьер министра Аламазбека Атамбаева в вопросах борьбы с подорожанием продуктов достаточно прагматична – с ростом цен можно эффективно бороться только экономическими методами. В складывающейся непростой ситуации правительство не стало опускать руки или заниматься неэффективными мерами в плане запрета вывоза сельхоз продукции.

«Если начать ограничивать цены на мясо или запретить его вывоз, тогда крестьяне просто перестанут заниматься животноводством. Здесь надо действовать по-другому. Необходимо тем же крестьянам со следующего года начать выдавать кредиты не только на растениеводство, но и на животноводство, чтобы стало еще больше поголовья скота. И вот только тогда рост цен будет останавливаться», - полагает глава кабинета министров.

В этом году кабинетом министров был разработан и введен в действие проект «Доступные кредиты фермерам» с самой низкой процентной ставкой за все годы независимости страны - под 9% годовых. По распоряжению премьер-министра из резервного фонда республики были выделены средства в размере 1 млрд. сомов. Это дало возможность фермерам получить заемные суммы до 200 тысяч сомов сроком до 11 месяцев, как раз под процентную ставку, составившую 9 процентов. Также предусмотрен льготный срок погашения займа в 6 месяцев. Если бы парламент раньше сложил коалицию и избрал премьера раньше, то крестьянские хозяйства могли получить эти кредиты не в марте. А хотя бы в феврале. Однако в любом случае правительству Атамбаева удалось запустить с помощью доступных один из ключевых механизмов реальной поддержки аграрной отрасли, одна из которых заключается в насыщении кыргызстанского рынка собственной продукцией. Ряд экономистов прогнозируют, что местная продуктовая продукция не только не будет дорожать, но и цены могут пойти вниз или стабилизироваться.

С точкой зрения премьера трудно не согласиться, поскольку в условиях новой фазы мировой финансовой нестабильности, кыргызстанцы вряд ли могут рассчитывать на внешнюю материальную помощь. Тем более что Кыргызстан имеет достаточный потенциал и ресурсы для достижения экономической стабильности, которые государство должно, наконец, начать рационально использовать.

Кубатбек Асанов,
эксперт

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320