Экс-заместитель председателя Пограничной службы Кубанычбек Сарыбаев поделился с «Регион.kg» своим видением способов решения ключевых пограничных проблем Кыргызстана.
Ферганская долина давно рассматривается различными структурами, институтами, экспертами, аналитиками как зона повышенной конфликтности. Связано это с тем, что в ней одна из высочайших плотностей населения на земле (порядка 700 человек на кв. км.), которая с каждым годом увеличивается, а ресурсы (земля, вода и др.) остаются на прежнем уровне или постоянно снижаются. Естественно, что конфликты здесь неизбежны. Теперь к этому добавилась необходимость межгосударственного размежевания. И неопределенными остаются именно участки границ, относящиеся к зоне Ферганской долины. К примеру, в 56 населенных пунктах граница проходит через дома, огороды, сады, участки и т.д. Решить эту проблему не удается уже больше двух десятков лет, и скорее всего, сделать это получится не скоро.
В истории есть примеры, когда подобные спорные участки границы могли «висеть» десятками, если не сотнями лет. Но в то же время необходимо четко понимать важный нюанс – то, что граница еще не определена и не согласована сторонами, не отменяет её статуса. Государственная граница – это линия, которая разделяет государства. И на ней должны действовать определенные правила – проживания, пребывания, работы, пересечения и т.п.
Неопределенность же границ приводит к конфликтам. И необходимо, чтобы они прекратились, приступить к процессу размежевания. Он начинается с делимитации – когда межправительственные комиссии, рабочие группы, специалисты, местные органы власти берут топографические карты и другие документы и потом совместно описывают практически каждый сантиметр самой линии границы на картах и в протоколах, расписываются под каждым листом. Так появляются многотомные Договора о делимитации государственной границы.
Однако у нашей страны этот процесс с Таджикистаном и Узбекистаном фактический затормозился. Потому что все относительно бесспорное уже описано и согласовано, а остались исключительно болезненные места – анклавы и те 56 населенных пунктов по которым проходит граница. И здесь вопрос не только в том, что между родственниками, соседями, друзьями пройдет разделение. Проблема прежде всего в том, что значительному количеству семей правительствам придется платить компенсации, выделять земли, строить дома. Это огромные бюджетные расходы.
Однако вернемся к делимитации. На мой взгляд, выход из сложившейся ситуации есть. Надо заключить базовые Договора о делимитации с Таджикистаном и Узбекистаном, по неопределенным участкам (анклавы и т.п.) выработать особый правовой статус – крайний предел границы, режим пребывания, въезда/выезда жителей и иных лиц, способы охраны границы и обеспечения её режимов и т.п. Отмечу, что речь идет о метрах, даже не километрах, её итогового изменения.
После делимитации начинается процесс демаркации, когда на местности на основании уже «нарисованной» линии границы на равноудаленном расстоянии от неё ставятся пограничные знаки. Они устанавливаются, как правило, на расстоянии прямой видимости друг от друга, поэтому можно посчитать – сколько столбов надо поставить на участки границы в пару тысяч километров. Каждый из знаков описывается вместе с географическими координатами, и эти сведения входят в многотомный Договор о демаркации.
После определения границы, необходимо создать пограничную инфраструктуру: строить пограничные заставы, питомники для собак, наблюдательные вышки, подъездные пути, дороги, линии связи, коммуникации, инженерные сооружения и ограждения, подготавливать районы, рубежи поиска, блокирования, прикрытия и многое-многое другое. Это нужное, но очень дорогое удовольствие для государства. Например, строительство одного километра обычного оградительного забора на границе (не сигнализационного комплекса) обходится со всеми налогами в 24 тысячи долларов США, а у нас протяженность границы более 4 тысяч км.
При этом надо понимать, что траты на охрану границу неизбежны. И здесь получается замкнутый круг: деньги на границу надо брать из бюджета, бюджет государства формируется исходя из состояния экономики, роста экономики страны не будет, потому что граница не прикрыта. Один показательный пример – за 2013 год объем контрабанды нашего цемента в Таджикистан превысил 200 тысяч тонн. А сколько категорий и наименований товаров, в том числе транзитных, являются предметами контрабанды в обе стороны границы?!
Ущерб от такой контрабанды наносится госбюджету колоссальный. В Узбекистане несколько лет назад подсчитали, что контрабанда китайских товаров народного потребления с оптового рынка Кара-Суу наносит ущерб их экономике в объеме 800 млн. долларов США ежегодно. После чего республика усилила войсковую охрану границы с нашей республикой. Кроме того, на неопределенных участках государственной границы буйным цветом растет и культивируется, кроме контрабанды, сопутствующие ей коррупция, организованная преступность, наркобизнес и т.д.
Траты на оснащение и охрану границы сопоставимы со всем годовым бюджетом государства.
Другое дело, что «приватизаторы» участков государственной границы своими действиями настолько «подъедают» безопасность государства, что от суверенитета в скором времени останется лишь иллюзия.
Но самое главное, что порядок на государственной границе помог бы значительно ускорить оздоровление и подъем экономики Кыргызстана.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320