Нынешняя налоговая система Кыргызстана может привести к краху экономики
Кыргызская Республика в 2013 году заняла 168-е место из 185 стран в рейтинге по степени тяжести налогового бремени международной консалтинговой группы PWC.
Наша налоговая система взыскивает свыше 51 видов налоговых платежей каждые 210 часов, или около 9 дней. Размер совокупного налогового бремени на валовой доход предприятий в стране при своем максимуме достигает 68,9%, при вычете из дохода всех прямых и косвенных налогов. Эта цифра почти близка к 75% налогу на богатых, ставшему притчей во языцех во Франции. Следует отметить наибольшую точность PWC в сравнении с Всемирным Банком в учете налоговой ситуации.
Это означает, что на каждые 100 сомов, заработанные гражданином Кыргызстана честным трудом в своем бизнесе, при ведении «белой» бухгалтерии, нужно отдавать государству – 70 сомов. В итоге гражданину страны останется 30 сомов, чтобы выплатить зарплату своим сотрудникам, оплатить аренду, коммунальные услуги и прочие расходы, что останется – то ваша прибыль. Спасает наших граждан от демотивации к ведению бизнеса – неведение о размере косвенных налогов, и таких каскадных налогов, как налог с продаж, а также неведение в отношении НДС к цене товаров в стране. Большинство же наших граждан спасает двойная, иногда даже тройная бухгалтерия.
Следует признать, что можно смело распрощаться с мифом о налоговой гавани в странах, часто упоминаемых младореформаторами, в них совокупное налоговое бремя достаточно высоко. Так, в Австралии существует 11 налоговых платежей, а налоговое бремя равно 47,5% на доход, В Новой Зеландии 8 видов налогов и 33,5% налогового бремени, Сингапур - 5 налогов и 27,6% совокупных налогов на доход.
Однако в качестве налоговой гавани можно считать Катар, 4 налога на 11,3%, Македонию - 29 налогов на 9,4%, Гонконг при Китае, 3 налога на 23%, Грузию - 5 налогов на 16,5%, а также Канаду – 8 налогов на 26,9%.
Китай взимает 7 налогов на 63,7% с дохода. США имеет 11 налогов и забирает 46,7% доходов своих граждан. Россия – 7 видов налогов, и забирает почти 54,1% с бизнеса. А вот у наших соседей ситуация еще страшнее. Узбекистан взимает 41 налог, и забирает 98,5% доходов с бизнеса. Таджикистан имеет 69 налогов на 84,5% дохода. Казахстан из всех наших соседей выгодно отличается более либеральной системой в 7 налогов на 28,6%.
Узбекистан и Таджикистан забирают со своих граждан почти 98-90% от доходов. А это значит, что в ближайшем будущем эти две страны станут очагами политической и экономической нестабильности в регионе, а возможно, и эпицентрами гуманитарной катастрофы. Не следует забывать, что при налоговом бремени свыше 45% на доход, креативность и предприимчивость граждан стремится к нулю. Это и является причиной сокращения бизнесов в Кыргызстане. А при ставке совокупных налогов в 10-15%, при незначительной социальной поддержке, наоборот, страна начинает интенсивно развиваться, и благосостояние граждан резко повышается, увеличивается собираемость налогов. В результате бизнес-сообщества выходят из тени.
Будем надеяться, что наши правители окажутся умнее и введут быстрее коррекцию налоговой системы. Иначе, нам – экономистам-объективистам, придется дождаться полного краха всей государственной системы, чтобы затем вмешаться и поставить путь развития экономики страны на нормальные рельсы, ведущие в направлении либерализации и процветания.
Искендер Шаршеев,
экономист, бизнес-аналитик
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320