Ой Ордо
19.04.2023

Налоговая реформа в Кыргызстане: бизнес не против, но пока не готов

В Бишкеке обсудили вопросы, связанные с реализацией новой налоговой политики в КР

Между участниками круглого стола «Новая налоговая политика КР: позиция бизнеса и власти» состоялся конструктивный диалог и выработка предложений по оптимизации внедрения новой налоговой политики Кыргызстана. В дискуссии, организованной Центром экспертных инициатив «Ой Ордо», приняли участие министр экономики и коммерции, руководство государственных налоговой и таможенной служб, представители бизнес ассоциаций и предприниматели, а также независимые эксперты.

Как отметил глава МЭК КР Данияр Амангельдиев, подобные встречи – это всегда возможность для диалога. По его словам, еще до принятия нового Налогового кодекса дискуссий между властями и бизнесом было достаточно, на этих мероприятиях стороны обменивались мнениями, знаниями, опытом, и все понимали суть внедрения.

- И я не подозревал, что сегодняшняя встреча станет площадкой для еще более острой дискуссии. Напомню, было принято решение о переносе штрафных санкций, внесении минимального штрафа. Сегодня разъяснительные работы продолжаются. Целью вновь принятого кодекса является адаптация налогового законодательства Кыргызской Республики к современным экономическим условиям, дальнейшее совершенствование цифровизации налоговых процедур, создание равных условий ведения предпринимательской деятельности и сокращение теневой составляющей экономики, - пояснил министр.

Вместе с тем, подчеркнул чиновник, государству необходимо предпринимать дальнейшие меры по созданию и совершенствованию механизмов воздействия, как на официальную систему экономики страны, так и на теневую ее часть с целью постоянной трансформации теневого сектора в легальную составляющую рыночной экономики. Он напомнил, что 3 апреля текущего года президентом страны подписан законопроект, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс КР.

- Социально-значимым инструментом успешной реализации налоговой политики является Налоговый кодекс, он же выступает и гарантом правового взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами, - добавил Д. Амангельдиев.

В свою очередь генеральный директор «Датка Корпарэйшн» Депутат ЖК КР V созыва, Жылдызкан Жолдошева особо подчеркнула, что заниматься бизнесом в Кыргызстане сейчас очень сложно.

- На данный момент я сама занимаюсь предпринимательской деятельностью и могу сказать, что бизнесменам в нашей стране действительно тяжело. Для борьбы с контрабандой налоговая реформа необходима, но не таким образом. На рынках некоторым предпринимателям тяжело приобрести даже ККМ. Если государство хочет, чтобы на базарах были контрольно-кассовые машины, тогда пусть оно ими обеспечит предпринимателей. Во время предыдущей кампании их обязали приобретать кассовые аппараты у фирмы «Шабдан сервис», а сейчас их нужно приобретать у другого поставщика через Налоговую службу, - обрисовала проблему спикер.

Она также выразила мнение, что расчеты перечислением не должны подвергаться дополнительному налогообложению, потому что «это и так прозрачный механизм».

- Вы ведь говорите, что вам важно, чтобы все было прозрачно, вот и сделайте безналичные расчеты привлекательными, - подчеркнула Ж. Жолдошева.

По ее словам, предприниматели и сами налоговики оказались не готовы и к внедрению электронной товарно-транспортной накладной.

- С внедрением ЭТТН бухгалтеры измучились, они до 4 утра вручную вносили данные, многие просто уволились. Я хочу также обратиться к присутствующему здесь депутату ЖК Марлену Маматалиеву, чтобы он в парламенте также поднял вопрос о переносе внедрения ЭТТН. Налоговая служба сначала у себя пусть разберется и отработает этот механизм, а потом внедряет его, - отметила предприниматель.

Она подчеркнула, что налоговая реформа нужна, но для ее проведения нужно время.

- Реформа нужна, чтобы бороться с контрабандой и теневой экономикой, но ее надо перенести хотя бы на год, потому что Кыргызстан еще не готов к этому шагу. И если госорганы продолжат гнуть свою линию, они подставят не только себя под горячую руку народа, но и своего руководителя. У нас социально-экономический кризис на таком уровне, что народ может подняться. Кроме того, у нынешней власти нет оппозиции, но ей может стать народ. И все из-за налоговой реформы. Реформы необходимы, однако вводить их на фоне кризиса нужно поэтапно, чтобы малый и средний бизнес мог к ним адаптироваться, - добавила Ж. Жолдошева.

Поддержал эту мысль в своем выступлении системный аналитик, экономист Бактыбек Саипбаев. По его словам, недоработанные механизмы цифровизации документооборота принесут больше проблем, чем реальных результатов.

- Наше правительство решило перейти на цифровое делопроизводство и оцифровать весь документооборот, чтобы им было удобнее контролировать процессы. Однако, для бизнеса работа только удвоилась. Если раньше при поставках в крупные торговые сети поставщики делали одну накладную, а в конце месяца делали одну сводную счет-фактуру, то теперь для каждой поставки требуется и товарная накладная, и счет-фактура. А поскольку при приемке товаров на склады супермаркетов кладовщики не могут сидеть и выискивать счет-фактуры в интернете, они требуют привезти в бумажном виде и электронную накладную, и электронную счет-фактуру. Т.е. теперь вместо одной бумаги каждый раз нужно вести четыре бумаги, - рассказал спикер.

Он выразил мнение, что административное давление на бизнес усилилось с одной целью – облегчить жизнь чиновников. А для бизнеса – это «потемкинские деревни».

- В регионах не многие предприниматели могут открыть свой личный электронный кабинет и заполнять все необходимые документы. Например, у фермера 5-6 коров, он сдает молоко молоковозам, которые собирают его и везут на переработку на молокозаводы. У них была такая же простая накладная, теперь он должен открыть электронный кабинет, но в сельской местности не везде есть интернет, многие до сих пор пользуются кнопочными телефонами, которые не выходят в интернет. В итоге фермер перестанет сдавать свою продукцию, а это скажется на работе перерабатывающих предприятий, - обрисовал ситуацию эксперт.

Он подчеркнул, что административно-контрольное давление на бизнес усиливается, а благоприятных условий для расширения базы налогоплательщиков, т.е. для развития бизнеса не создается.

- Есть уже немало примеров, когда бизнес принял решение закрыться, поскольку работать в таких условиях стало просто невозможно – нужно заполнять кучу бумаг, заниматься ненужной отчетностью и ловить момент, когда откроется или не откроется личный кабинет – не всегда даже при наличии интернета даже опытный бухгалтер может беспрепятственно заполнить необходимые документы. Учитывая, что их требуется заполнять день в день, то начинать делать это нужно с 12 часов ночи, потому что поставки, как правило, осуществляются рано утром. Бухгалтера жалуются на такую работу, они требуют поднять зарплату или вовсе увольняются. В итоге помощь бизнесу – это, по факту, не помощь, а ненужные препятствия в его работе, - добавил Б. Саипбаев.

Выслушав все доводы в пользу переноса реформ, глава МЭК Д. Амангельдиев напомнил собравшимся, что закон уже принят, и он для всех един.

- Налоговый кодекс уже действует, и наша задача сегодня – это обсудить дальнейшие реформы. Они всегда болезненны, однако руководство страны проявляет политическую волю, - отметил министр.

Депутат, член комитета по бюджету экономической и фискальной политике ЖК КР Марлен Маматалиев также отметил, что обсуждение нового Налогового кодекса было очень бурным, и в первом чтении депутаты даже были готовы отклонить его, но ввиду того, что правительство пошло на определенные уступки проект был принят.

- Перед вторым чтением к нам обращались бизнес ассоциации, проводились различные круглые столы. Все это помогло отстоять многие пункты и снять многие спорные вопросы. Не скажу, что все, но какую-то часть нам удалось отстоять – относительно ККМ, банковской тайны, единого налогового режима и т.д. Правда, по налогу с продаж у нас не получилось снять вопрос, несмотря на это мы поддержали проект во втором чтении, потому что Минфин уже занес НсП в республиканский бюджет – сумма не маленькая 11 млрд сомов, поэтому мы не могли стоять на своем и были вынуждены пойти на уступки, но с учетом, что правительство готово освободить от этого налога некоторые сферы, например, медицинские услуги. На следующий год по тем вопросам, которые остались не решенными, мы обязательно отработаем, - пообещал парламентарий.

Несмотря на то, что Налоговый кодекс уже принят, сейчас для диалога между бизнесом и госструктурами наступает очень важный момент, т.к. в данный момент будут разрабатываться подзаконные и нормативно-правовые акты (НПА) для его исполнения. На этот вопрос обратил внимание заместитель бизнес-омбудсмена Сергей Пономарев.

- В этой связи хотелось бы обратить внимание на процедурные ошибки, которые возникли не вчера, а много лет назад. В процессе разработки НПА бизнес сообщество, в том числе институт бизнес-омбудсмена, дает свои рекомендации и комментарии, но не получает обратной связи, чтобы понять, приняты ли их возражения или нет. Здесь важно отметить необходимость соблюдения мировых стандартов государственного управления, особенно в том, что касается предоставления государственными органами письменных ответов на рекомендации и комментарии бизнес сообщества. Недостаток обратной связи по НПА может привести к снижению инициативности со стороны бизнеса. Если бизнес-сообщество не видит конкретных результатов своих рекомендаций и комментариев, то оно может перестать принимать участие в общественном диалоге и предлагать свои идеи, что в итоге приведет к ухудшению взаимодействия между бизнесом и властью, а также к неэффективности принимаемых решений, - подчеркнул предприниматель.

Вместе с тем он обратил внимание на необходимость планирования оперативных задач при разработке нормативно-правовой базы.

- Я периодически вижу, что министерства и ведомства лоббируют какие-то вопросы без учета объёмного операционного планирования, - добавил С. Пономарев.

В свою очередь глава Международного делового совета Аскар Сыдыков отметил, что основная часть предложенных бизнесом решений все же была учтена. Однако, того, чего больше всего ждали предприниматели, так и не случилось – не была принята поправка о продлении нулевой ставки для безналичных расчетов.

- Бизнес ждал именно ее, он начал переходить на безнал. Однако теперь это стало непривлекательным, и показатель по объему безналичных расчетов будет снижаться. Вместе с тем, нужно отметить, что законодательные поправки значительно улучшили действующий Налоговый кодекс. Принятию закона предшествовало длительное и сложное обсуждение его проекта, и Международный деловой совет в течение прошлого года активно вовлекался в процесс внесения изменений в действующее налоговое законодательство. Рекомендации охватывали широкий спектр вопросов, начиная с касающихся приоритетных секторов промышленности, производства, финансового сектора, и заканчивая вопросами малого и микробизнеса, - отметил исполнительный директор МДС.

По его словам, принят ряд рекомендаций и по техническим правкам. Кроме того приняты компромиссные варианты по двум вопросам, которые вызвали наибольший резонанс в процессе подготовки НК.

- Первый вопрос касался банковской тайны компаний и ИП. В итоге решено, что запрос со стороны налогового органа информации об операциях по счетам будет проводиться только в рамках налоговых проверок и по мотивированному решению налогового органа. Второй вопрос касался перечня подакцизных безалкогольных напитков, который был значительно расширен со стороны инициаторов – в него включили все воды, имеющие вкус и/или сахар, с базовой ставкой в 100 сомов за литр. Т. е. как минимум + 100 сомов легли бы в себестоимость почти всего рынка безалкогольных напитков, включая компоты и некоторые виды детского питания, которые подпадают под код ТН ВЭК 2202. МДС обозначил, что такое резкое увеличение цен на огромный рынок безалкогольных напитков может серьезно отразиться на увеличении цен на все продовольственные товары. В результате обсуждения ставки на акциз напитков отрегулирован подзаконным актом. Также предложено принять государственный классификатор продукции по видам экономической деятельности для дальнейшего дифференцированного регулирования рынка напитков со стороны государства, - поделился А. Сыдыков.

Разработать дифференцированные ставки НДС по отдельным категориям товаров предложила учредитель ОсОО «Дата эксперт» Бекбюбю Асакеева. Сейчас ставка НДС составляет 12% по всем категориям товаров.

- Человек, который покупает айфон, платит 12% НДС, и тот, кто покупает необходимые предметы гигиены, платит такую же ставку. Это неправильно. Сейчас в Кыргызстане большая часть населения живет бедно, и покупка даже необходимых вещей серьезно сказывается на бюджете семей, - пояснила предприниматель.

Кроме того она высказала предложение разработать типовую налоговую политику для представителей малого бизнеса.

- Налоговая учетная политика должна быть даже у комков, но ее разработка на сегодняшний день стоит более $1000. Откуда у маленьких магазинчиков такие деньги? Поэтому я предлагаю министерству экономики и коммерции или ГНС создать типовую налоговую политику, и при регистрации в Минюсте дать возможность малому бизнесу выбирать – работать по разработанной ими или по типовой налоговой политике, - добавила Б. Асакеева.

Министр экономики и коммерции Д. Амангельдиев отметил, что это отличная идея, и пообещал, что ведомство возьмет ее на заметку.

Вопрос «Кто включил в новый кодекс пункт об освобождении от налога доходы, полученные из иностранных государств, и зачем это сделали?» озвучила в рамках дискуссии аудитор Юлия Абдуманапова.

- Это просто возмутительно и нарушает все принципы международного налогообложения. Зачем мы заключаем соглашения об избежание двойного налогообложения, если можно просто не платить? Это чистой воды олигархическое лобби, - подчеркнула спикер.

На что депутат ЖК КР Марлен Маматалиев ответил, что эта норма внесена с учетом пожеланий трудовых мигрантов, которые «хотят инвестировать свои заработанные за рубежом средства в экономику КР».

В рамках дискуссии в адрес госструктур со стороны бизнеса было озвучено много вопросов, ответы на которые предприниматели не могут получить при обращении в профильные ведомства уже несколько месяцев. Так, много вопросов у представителей фармацевтических компаний вызвало, например, использование штрих-кодов, как оказалось, система их присвоения товарам оказалась недоработанной.

Одной из обсуждаемых проблем были сложности, с которыми столкнулся бизнес в процессе внедрения новых механизмов налоговой отчетности. Также были рассмотрены перспективы разработки и внедрения общих принципов проведения налоговых проверок на основе международных стандартов. Участники обсуждали вопрос, будет ли период 2022 года при внедрении ЭТТН освобожден от штрафов за ошибки, допущенные в нем. Также были подняты вопросы оптимизации и интеграции систем налоговой службы АИС «Сводный пост» и ЭСФ.

По итогам мероприятия глава МЭК Данияр Амангельдиев предложил провести еще одну встречу в ближайшее время, чтобы дать возможность бизнесу высказать все вопросы и предложения.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320