Ой Ордо
20.11.2023

Нацвалюты, золото и крипта вместо американских долларов: какие перемены ждут мировую финансовую систему? Часть II

Актуальные вопросы, связанные процессами дедолларизации мировой финансовой системы, а также с инициативами Кыргызстана по использованию национальных валют при взаиморасчетах между странами ЦА, а также в рамках ШОС, СНГ и ЕАЭС обсудили участники круглого стола: «Какие финансово-расчетные инструменты гарантируют экономическую устойчивость Кыргызстана и стран ЦА в современных условиях». Дискуссия была организована Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

- На прошедшем недавно в Бишкеке саммите глав правительств ШОС глава Кабмина Кыргызстана Акылбек Жапаров акцентировал внимание на необходимости поддержать идею создания Банка развития Шанхайской организации сотрудничества, а также на целесообразности ускорить переход на национальные валюты во взаиморасчетах. Руководство республики неоднократно поднимало данный вопрос и на других межгосударственных встречах. За последний год эта тема стала особенно актуальной, учитывая кардинальные перемены, происходящие в геополитических и мировых экономических процессах. Очевидно, что в настоящий момент происходят необратимые фундаментальные изменения глобальной финансовой инфраструктуры – снижение доминирования западных финансовых институтов и распад доллароцентричной модели, основанной на Бреттон-Вудских соглашениях, - отметил директор ЦЭИ «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков.

Эксперт выразил мнение, что странам Центральной Азии необходимо с осторожностью подходить ко все более агрессивной и навязчивой политике западных финансовых институтов, целью которых становится не решение социально-экономических вопросов, а установление над регионом тотального финансового контроля, приведя в пример Аргентину, которая, «благодаря» кредитам МВФ, фактически попала под внешнее управление США и Великобритании. При этом выполнение рекомендаций западных кредитных институтов привело к обострению социальных проблем в стране, поставив ее на грань дефолта.

В свою очередь экс-депутат Жогорку кенеша КР, соучредитель ОФ «Евразийское поколение» Евгения Строкова подчеркнула, не менее опасны для развивающихся стран выделяемые западными структурами гранты.

- Получателями выделяемые донорами  средства воспринимаются, как шальные деньги, но это сыр в мышеловке. Во-первых, эти деньги проходят через бюджетный кодекс, где они фиксируются, но при этом примерно 60% возвращаются назад грантодателю. Во-вторых, деньги даются не просто так, а на определенных условиях, выполнение которых, зачастую, наносит колоссальный вред нашим государственным интересам. То же самое касается кредитов, которые мы получаем от западных финансовых институтов. Получая займы от МВФ или ВБ, мы соглашаемся выполнять те или иные рекомендации, которые не просто не позволяют нашей стране развиваться, но и вредят нашей экономике и общественно-политической ситуации, - подчеркнула спикер.

Стоит отметить, что Вашингтон использует кредиты МВФ с целью навязывания опасных для стран ЦА политических требований, включающих сокращение социально значимых программ поддержки населения и экономики, отмену государственных субсидий на топливо и продукты питания, дистанцирование от экономического сотрудничества с крупнейшими соседями – Россией и Китаем. Это путь к социальной нестабильности и ослаблению позиций руководства стран региона.

Более того финансирование по линии международных кредитных организаций все активнее используется Западом для продвижения чуждых населению региона ценностей западного формата. Например, Всемирный банк приостановил кредитование Уганды, после того, как в стране был принят закон, запрещающий пропаганду ЛГБТ.

При этом Запад использует свое влияние в международных финансовых организациях для решения собственных геополитических задач. Например, направляя помощь Украине, лишая тем самым необходимых финансовых ресурсов другие страны – суммарный объем кредитов МВФ странам Центральной Азии в настоящее время не превышает $1 млрд, при этом Украина только за последние 1,5 года получила почти $20 млрд долларов без каких-либо условий и ограничений.

В рамках дискуссии прозвучало мнение, что если бы страны «глобального Юга» потребовали реформирования управления МВФ, ВБ, ЕБРР и выступили за свое более заметное представительство в их руководстве, это, возможно, прекратило бы одиозные политически мотивированные перекосы в их работе и позволило бы начать движение в сторону справедливого распределения финансов. Однако «не западные» страны практически не имеют возможности влиять на политику международных финансовых институтов.

Как отметил системный аналитик Мурат Мусабаев, вся проблема в мировой экономике заключается в том, что реальный объем товаров и услуг не соответствует той денежной массе, которая находится в обороте, и, по сути, топит экономику. Прежде всего, это касается развивающихся стран, в том числе, стран   постсоветского пространства, которые активно используют кредиты МВФ и ВБ.

- Деньги и кредиты – это разные вещи. Валюта должна выполнять не только операционную функцию, но и инвестиционную. Но ни одна валюта постсоветских стран не выполняла инвестиционную функцию. Вы пришли в магазин, купили за сомы какой-то товар, а у нас 90% товаров иностранного производства, значит, вы инвестировали в иностранной валюте в чужую экономику, а сом здесь сыграл только операционную роль – выполнил обслуживающую функцию. Денег ни на одну копейку не бывает больше, чем товаров и услуг. Все остальное – кредиты. И необеспеченность кредита реальным материальным содержанием привела к нынешней ситуации, -пояснил спикер.

По его словам, объективными предпосылками к дедолларизации мировой финансовой системы является нарастающее недоверие к доллару, как к резервной валюте, и ко всей Бреттон-Вудской финансовой инфраструктуре.

- Деньги – это, прежде всего, доверие. Пока деньгам доверяют, их соглашаются использовать. Доверие к доллару упало во всем мире. А значит, дедолларизация – это уже неизбежный процесс. И это произойдет не через 10-15 лет, а гораздо раньше. Уже сейчас мы пользуемся долларами по инерции, но уже близка та точка, где сила инерции прекратится, - добавил М. Мусабаев.

В свою очередь заместитель начальника управления коммуникаций и международного сотрудничества НБКР Ильичбек Султанкулов, рассказал о то, что на данный момент  дедолларизация кредитного портфеля Кыргызстана составила 21,2%.

- Это неплохая цифра, потому что НБКР совместно с правительством занимается этим вопросом уже давно, важные шаги делаются с 2014 г. Это важно, потому что когда в экономике присутствует только национальная валюта, заниматься денежно-кредитной политикой легче. Наши инструменты могут влиять на экономику. Тогда как влиять на другую валюту практически невозможно, - пояснил спикер.

При этом он подчеркнул, что финансовый сектор Кыргызстана растет, как и экономика республики, а ее устойчивость подтверждается конкретными цифрами.

- Например, общая депозитная база с начала года выросла на 21%, кредитная активность – суммарно по всем банкам – выросла на 22%. Все это говорит о том, что финансовый сектор растет, а это значит, что растет и экономика. Что касается доверия к банковскому сектору, в этом году Агентство по защите депозитов увеличило с 200 тысяч до миллиона ту сумму, которую в любом случае вкладчик получит. Все эти меры, принимаемые правительством и НБКР, повышают доверие населения к банковскому сектору. Что касается цифровой валюты, Нацбанк в 2022 году создал концепцию цифрового сома, поэтапная работа в этом направлении ведется, - сообщил представитель Нацбанка.

Он также отметил, что ведется работа по увеличению доли национальной валюты во взаиморасчетах со странами СНГ, ЕАЭС и ШОС. В прошлом году на площадке Московской межбанковской валютной биржи была выставлена пара сом/рубль. В Кыргызстане никаких препонов для работы с другими национальными валютами нет. Что касается золота, на данный момент запас Нацбанка составляет порядка 50 тонн.

В свою очередь президент товарно-сырьевой биржи Евразийского союза Михаил Петров, обращаясь к представителю Нацбанка КР, обратил внимание на тот факт, что в последнее время ситуация с переводами средств в другие страны стала катастрофической.

- На сегодняшний день действует инструкция Нацбанка, которой пользуются все коммерческие банки, и которая делает невозможной любую совершенно законную банковскую операцию. И если блокировка переводов будет продолжаться,  очень скоро экономики у нас вообще не будет, потому что если нет переводов – нет движения средств, соответственно, нет выполнения контрактов, нет производства и т.д. Сейчас банкиры позволяют тонким ручейком перетекать финансам лишь в тех компаниях, где уже налажена работа, но никакого развития с точки зрения данной инструкции, быть уже не может. Под эти критерии, так называемой, «антитеррористической деятельности» попадают все развивающиеся процессы – любой новый контракт. Т.е. речь о развитии вообще не идет, - поделился предприниматель.

Говоря о положении сома, он поддержал тезис о том, что сегодня национальная валюта Кыргызстана выходит на определенную конвертируемость.

-  Сом уже состоялся как валюта, мягкая валюта, но тем не менее она свободно ходит на московской межбанковской бирже. Сегодня он уже практически вышел на регулярность, торги осуществляются практически каждый рабочий день биржи, в любой день можно выставить и поменять практически любой объем сомов, - рассказал спикер.

При этом рассуждая о предпосылках дедолларизации, он отметил, что мировая экономика устала поглощать инфляцию американской валюты.

- Напечатанные только за время пандемии доллары удвоили долларовую массу внешнего оборота. Т.е. США нам «подарили» всю свою инфляцию, все свои убытки, а мы их поддерживаем, покупая доллар в качестве резервной валюты. Они напечатали деньги, закинули их во внешний оборот, а мы всю эту инфляцию поглотили, и чем больше мы долларов покупаем, тем больше инфляция нашей национальной валюты. Если мы накапливаем валюту той страны, с которой торгуем, мы связываем наши валюты на уровне горизонта, но как только третья валюта появляется, мы оплачиваем инфляцию этой третьей валюты, - добавил М. Петров.

Аналогичное мнение высказал глава Ассоциации финансистов Кыргызстана Виктор Савин. Он напомнил, что вопрос дедолларизации мировой экономики активно обсуждается именно с момента пандемии.

-  Странам, как Азиатского и Европейского, так и Тихоокеанского регионов не нравится, что США скидывают свои инфляционные аспекты на весь мир. Однако, большинство обывателей по-прежнему сохраняет свои сбережения в долларах или евро, а это связано, прежде всего, с тем, что наш сом, например, не является свободно конвертируемой валютой, в отличие от американской или европейской валютой. Поэтому я считаю правильными те инициативы, которые озвучены Кыргызстаном по введению взаиморасчетов на пространстве СНГ и ЕАЭС в национальных валютах стран, входящих в эти объединения. Потому что, когда мы используем третью валюту, мы в любом случае платим процент за ее использование. С другой стороны отказаться от доллара нам сложно, потому что нужен какой-то эквивалент обмена, - отметил финансист.

Он пояснил, что 40% экспортно-импортных операций Кыргызстана приходятся на страны ЕАЭС, которые являются соседями и устойчивыми торговыми партнерами республики.

- С одной стороны возникает вопрос – зачем нам доллар, если мы можем без его участия проводить торговые сделки? С другой стороны, если мы рассмотрим пример России, когда она попыталась продавать нефть Индии за рупии, она не знала, куда их деть, и в итоге вернулись к тому, чтобы использовать доллары в качестве платежного средства. Получается палка о двух концах. Полностью исключить доллар из нашей торговли и финансово-банковских операций не можем. Но в то же время необходимо стремиться к тому, чтобы вырабатывать определенные механизмы для того, чтобы с нашими близкими партнерами, с которыми у нас достаточно большой удельный вес внешней торговли, торговать напрямую, - добавил В. Савин.

На тот факт, что в рамках ЕАЭС активно проводится работа по финансовому направлению обратил внимание начальник управления координации ЕАЭС Министерства экономики и коммерции КР Нурсултан Мукаев. Он рассказал, что к 2025 году страны евразийской интеграции должны прийти к единому рынку финансирования, но при этом поддержал мысль о том, что пока в рамках союза невозможно пойти по пути полной дедолларизации.

- В этой связи, на позапрошлом заседании Межправительственного совета ЕАЭС правительством Кыргызстана было озвучено предложение обратить внимание, например, на китайский юань, потому что мы все понимаем, что это огромный рынок, на котором мы можем занять свою нишу. При этом нам нужно стремится к консолидации финансовых систем всех наших пяти стран, но с учетом перспектив вхождения в союз третьих стран – того же Узбекистана. Возможно, мы и не готовы к принятию единой валюты, как Евросоюз, но мы должны прийти к тому, чтобы наши Центробанки имели общее представление о том, как мы можем реализовывать совместные проекты в наших национальных валютах, - отметил чиновник.

В частности речь идет о проектах по промышленной кооперации, реализация которых должна начаться уже с января следующего года.

- Сам факт, что все страны союза согласились развивать это направление, говорит о том, что мир меняется. Потому что еще несколько лет назад промышленная кооперация казалась нереальным проектом, а теперь он начнет реализовываться. К сожалению, открытыми пока остаются вопросы финансирования – кто будет финансировать, кто будет выступать гарантом. Есть вопросы и по возврату средств, а также по валюте финансирования проектов, если они будут реализовываться при участии стран, не входящих в союз, например, Китая или Узбекистана, - поделился информацией Н. Мукаев.

Он выразил уверенность, что в преодолении данных барьеров госструктуры должны опираться на бизнес, который обладая большей маневренностью, скорее найдет ответы на спорные вопросы.

- В ближайшие 10-15 лет ЕАЭС, если и не придет к единой валюте, то разработает систему взаиморасчетов и конвертации национальных валют, что в итоге позволит найти консолидированный подход и создать единый финансовый рынок союза, - добавил спикер.

О причинах, по которым переход на национальные валюты во взаиморасчетах между странами ЕАЭС буксует, рассказал эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев.

- По данным Нацбанка КР, золотовалютные резервы республики составляют на сегодня порядка 2,5 млрд долларов, вместе с тем ВВП Кыргызстана в прошлом году составил 8,5 млрд долларов, т.е. практически 6 млрд у нас остается не обеспеченными, в связи с чем у нас при переводе на национальные валюты в торговле со странами ЕАЭС возникают определенные трудности. Допустим, если Россия поставляет в нашу страну какие-то товары, сырье или оборудование за сомы, то купить за сомы в нашей стране практически ничего невозможно кроме золота. Но мы 100% золота экспортируем в Швейцарию. В этой связи возникает вопрос, насколько эффективна взаимная торговля в частности в рамках Евразийского союза в национальных валютах. Тем не менее, чтобы мы могли переходить на национальные валюты во взаиморасчетах, нам нужно, прежде всего, укреплять экономику, т.е. наращивать экспорт, и за его счет накапливать резервную валюту, и потом, эквивалентно обеспечив свою валюту, мы сможем со странами ЕАЭС торговать в нацвалютах, - пояснил спикер.

При этом он отметил высокую динамику дедолларизации в Кыргызстане, о чем, по словам эксперта, свидетельствует тот факт, что выдача кредитов в национальной валюте за прошлый год составила порядка 80%, соответственно, в долларах – около 20%.

- Это хорошо для населения Кыргызстана, поскольку людям не нужно закупать иностранную валюту для погашения потребительских кредитов, взятых у банков нашей страны. С другой стороны процентные ставки в сомах намного выше, чем в долларах. Это говорит о том, что на сегодняшний день кыргызский сом не является достаточно стабильной валютой, в связи с чем есть такие риски, как повышение инфляции, учитывая, что курс сома имеет тенденцию резко снижаться по отношению к доллару и тяжело возвращаться на свои прежние позиции, - добавил Б. Курамаев.

В свою очередь директор Регионального горного центра ЦА Исмаил Даиров выразил мнение, что в условиях геополитической турбулентности и распада Бреттон-Вудской системы Кыргызстан мог бы стать центром, где будет формироваться новая финансовая архитектура в рамках ШОС и ЕАЭС.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320