Зачастую роль координаторов местных сообществ в Кыргызстане стал выполнять криминал, который занимается беспределом в отношении инвесторов.
Правительство послало инвесторов в народ
Об актуальных проблемах, с которыми инвесторы горнодобывающей отрасли сталкиваются в регионах, шла речь в ходе круглого стола: «Нужен ли Кыргызстану инвестор?»
По мнению представителей экспертного сообщества, конфликты с зарубежными бизнесменами, которые участились за последние 3 года, могут оставить стратегическую отрасль страны без разработчиков недр.
- Информация о происшествиях на месторождениях напоминает больше сводки о боевых действиях, процессы так называемой борьбы за справедливость стремительно политизируются и имеют своих заказчиков. О чем свидетельствует ситуация вокруг «Кумтора», которая превратилась сегодня в основной повод для политической борьбы за власть, - отметил модератор круглого стола, политолог Игорь Шестаков.
Схожую точку зрения высказал и известный экономист Джумакадыр Акенеев: «Самое плохое, что наше политизированное население является лишь орудием, оно даже не понимает, что его просто используют».
Как считает председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова, во многих региональных проблемах, которые сложились вокруг зарубежного бизнеса, виновата центральная власть.
- В Кыргызстане действует централизованная система шантажа по отношению к инвестору, -отметила эксперт. - Со стороны власти прозвучал неправильный посыл о том, что инвестор должен сам строить отношения с местным сообществом. К примеру, вице-премьер Джоомарт Оторбаев, заявил, что инвестор должен идти и сам договариваться с местным населением. Однако от лица местного сообщества выступили не уважаемые аксакалы, а криминальные авторитеты, объединившиеся в преступную корпорацию, которая использует самые современные технологии. И за последние полтора года мы увидели, как из разрозненных очагов сопротивления в отдельных регионах, а, по сути, вымогательства и шантажа, эти технологии конфликтов распространились по всей стране. Сейчас экспертному сообществу стало очевидно, что по всей стране действует централизованная система шантажа и так называемого взаимодействия с инвесторами. И порой одни и те же люди управляют этими процессами. Инвестор должен взаимодействовать с конкретными властными структурами, которые обладают полномочиями решать вопросы с населением – это органы местного самоуправления. Единственным контактным лицом в этой ситуации является местный кенеш и айыл окмоту. К сожалению, эти органы сами оказались не готовы вести равноправный диалог или адекватные переговоры с местным населением.
Деньги решают еще не все
По словам Надежды Добрецовой, когда инвестор приходит в регионы местное население вправе ожидать, что произойдут какие-то социально-экономические улучшения, в частности, инфраструктурные. Но финансовая реализация этих проектов должна идти через республиканский и местный бюджет, куда компании отчисляют налоговые и иные сборы.
- Мы видим, что за два последних года многие местные бюджеты тех городов и районов, где идет или планируется разработка месторождений, уже получили в свою казну сверхдоходы. Но проблема заключается в том, что этими деньгами они не умеют эффективно распоряжаться. Местные органы власти привыкли жить по смете, когда денег хватает только на поддержание штанов и не более. У них просто нет опыта управления инвестициями. И ситуация у многих муниципалитетов сложилась парадоксальная, поскольку на счетах в казначействе имеются хорошие деньги. Инвестор платит положенные по закону платежи. Но нет улучшений в социально-экономическом положении территорий, а местные жители чувствуют себя обманутыми и разочарованными. Вот и получается, что инвестор свои обязательства выполняет, но для населения ничего не меняется, - констатирует эксперт.
Видя такую ситуацию, инвестор начинает направлять средства не в бюджет, а на прямое взаимодействие с местным сообществом, строя самостоятельно дороги и ремонтируя больницы. Хотя, как считает глава Института развития, бизнес этого делать не должен, уже достаточно сделанных отчислений в бюджет.
В качестве примера нерационального распоряжения деньгами компании был приведен Фонд развития Иссык-Кульской области, куда «Кумтор» ежегодно перечислял десятки миллионов долларов, но для области ничего не делалось в плане улучшения инфраструктуры.
Как известно, со следующего года местные бюджеты станут получать на свои нужды 2 процента налоговых отчислений от инвесторов, разрабатывающих месторождения.
- Для некоторых территорий это будут очень большие деньги, поэтому там уже возник вопрос, как и куда они должны распределяться конкретно, в бюджет одного района, где находится рудник или бюджет области? Но проблема опять заключается в том, что реально МСУ не готовы стать партнером инвесторов и создать для них соответствующие условия. Однако мы не видим пока позиции правительства, как в Кыргызстане должно функционировать региональное управление? Не видно четкой концепции, как страна должна управляться на региональном уровне. В результате происходит полный хаос, - резюмировала Надежда Добрецова.
Шла на круглом столе и речь о коррупции, которая направлена также на то, чтобы кошмарить инвесторов. Пример о беспределе в отношении тех, кто пытается работать в Кыргызстане, привел член политического совета партии «Замандаш-Современник» Таалайбек Сагынов.
- Недавно с делегацией членов правительства и представителей бизнеса я побывал на форуме в Новосибирске. Наши высокопоставленные чиновники призывали российских предпринимателей развивать экономическое сотрудничество, вкладывать средства в различные сферы экономики Кыргызстана. Но в то же время, я пообщался с сибирским бизнесменом, который вложил более 500 тысяч долларов в свой проект в нашей республике, и теперь не может до сих пор забрать свои деньги. Его здесь арестовали, отобрали паспорт, и он вынужден был, как преступник бежать из страны. Участники круглого стола отмечали, что бизнес вынужден идти договариваться с местным самоуправлением или криминалом, это происходит потому, что предприниматели боятся власти. Я считаю, что в настоящее время необходима ревизия законодательной базы, связанной с экономической деятельностью и инвестициями. Нужно чтобы местное сообщество тоже имело возможность привлекать инвестиции. Но для этого также необходимо, чтобы в МСУ выбирались профессионалы в вопросе госуправления, - полагает Сагынов.
Однако самим инвесторам, увы, выбирать не приходится, они вынуждены сотрудничать с той исполнительной или законодательной властью, которая есть. И пока итоги этого взаимодействия таковы, что добросовестные компании уходят из Кыргызстана.
Союзбек Аскаров
-
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320