Политика
03.10.2011

Молодежь и выборы: единого кандидата нет

Начавшуюся предвыборную гонку можно сравнить с древним и, пожалуй, одним из самых популярных видов легкой атлетики - марафоном. В этом осеннем политическом соревновании возможны самые непредсказуемые исходы, ведь все мы помним прошлогодний командный забег.

Бегуны уже имеют определенный опыт, зрители и болельщики тоже. Под второй категорией лиц, как все поняли, я подразумеваю наш уважаемый и многочисленный электорат. Есть и третьи лица, так называемые рефери, которые удостоены и уполномочены судить эту гонку. Однако спорт подобного уровня доступен только физически сильной части нашего населения. Не зря же говорят: «Сила в молодости». И поэтому речь пойдет о молодежи Кыргызстана и ее роли в предвыборном периоде страны.

У каждого свои интересы

Сначала необходимо определиться с базовыми понятиями. Молодежь по законодательству нашей страны определяется по возрастному критерию, который четко указывает рамки от 14 до 28 лет. Так как речь идет об электорате, а как мы все знаем, в данную группу лиц входят совершеннолетние и старше, объектив нашего внимания будет сосредоточен на молодежи от 18 до 28 лет. Вроде бы рамки взятой нами группы ограничены всего лишь десятью годами, но, если углубиться, это вполне внушающая группа населения по своему количеству. Итак, почему же именно молодежь? Во-первых, Кыргызстан по последним данным стал одной из самых молодых стран СНГ, имея средний возраст населения, равный 27 годам. Согласно данным Нацстаткома, по численности населения на 2010 год население в возрасте 20-28 лет приблизительно составляло1 млн. 50 тысяч человек. Прибавим сюда молодежь 18-20 лет, отдельных данных по которым не имеется, но можно быть уверенными, что их количество не меньше 100 тысяч. Подобные выводы мы можем сделать, основываясь на ежегодном количестве выпускников средних школ и абитуриентов вузов.

Количество избирателей на прошедших парламентских выборах по данным ЦИК равно 2 852 762 человек. Прибавим еще 200 тысяч избирателей по дополнительным спискам, получится около 3 миллионов человек. Какие выводы напрашиваются? Совершеннолетняя молодежь составляет треть всего электората Кыргызстана! Человек, который разбирается в этих вопросах, поймет, что это очень большая группа населения, внушающая часть потенциального электората.

Электорат – это совокупность всех избирателей страны, разделенных по различным критериям. Разумеется, и у электората, и у кандидатов имеются свои определенные интересы. Зачастую, мы наблюдаем такую картину, когда за основу берутся интересы и потребности первых, а интересы вторых просто «подгоняются» под первых. Сейчас же мы заострим свое внимание на интересах молодого электората. Тут необходимо разбить эту группу на определенные подгруппы, где выделено несколько основных классов молодого электората Кыргызстана:

1). Региональная принадлежность (молодежь «севера» и молодежь «юга»);

2). Род занятий (студенты и работники);

3). Политическая принадлежность (партийные и беспартийные);

4). Этническая принадлежность (представители титульной нации и другие нации);

5). Использование интернет-ресурса;

Возможно, найдутся и другие критерии, по которым можно расширить данную классификацию, но, по-моему, этих пяти вполне достаточно. По крайней мере, это основные пять признаков, которые значительно повлияют на исход предстоящих выборов.

Итак, группы разбиты, остается привести гипотезы по предпочтениям каждой из них.

Как ни печально, но большинство граждан Кыргызстана продолжают идентифицировать себя по региональному принципу. И молодежь в этом процессе не исключение. Поэтому логично прогнозировать то, что подавляющее большинство молодежи южных областей страны будет голосовать за кандидатов в президенты, выходцев из южных частей страны или имеющих в том регионе родственные связи. Хотя я лично встречал и тех, кто, проживая на севере страны, намерен отдать свой голос в пользу так называемого «южного» кандидата и наоборот. Но это всего лишь исключения из общей тенденции. Сравнивая количество избирателей на севере и юге, однозначно то, что южные области количественно превышают северные. Отсюда очевиден вывод относительно того, который регион приоритетнее.

Во второй группе более подробного изучения требуют студенты. Эта категория электората, которая всегда активно использовалась кандидатами, как в получении голосов в свою пользу, так и в привлечении большего количества электората путем различных агитационных кампаний. Студенты составляют не менее 200 тысяч человек, что, опять-таки, немалая цифра. Зачастую абитуриенты видят выгоду в очередной выборной суматохе, и выгода эта в большинстве случаев – материальная. Нередки случаи «продажи» собственных голосов. Но еще большая часть выступает в агитационных кампаниях в пользу того или иного кандидата. Известны случаи, когда один студент одновременно работал на двух соперничающих друг с другом кандидатов. Предугадать выбор данных активистов сложно, но можно предположить, что большинство будет голосовать в пользу агитируемых ими кандидатов. Вторые работники – зачастую не так активны, как студенты. Больший процент неучастия на выборах, или так называемого абсентеизма, ожидаем от этой группы молодежи.

По политической принадлежности все предельно ясно. Опыт прошлогодних парламентских выборов показал, что популярность партии зачастую зависел от ее лидера, т.е., уровень фактора личности просто зашкаливал. Поэтому, немудрено то, что сторонники СДПК, тем более представители молодежного крыла оной партии, будут всеми силами поддерживать кандидатуру Атамбаева, «Бутун Кыргызстан» – Мадумарова и т.д. Спорна ситуация по тем партиям, от которых изъявили желание баллотироваться сразу несколько членов. Например, за кого будет голосовать электорат партии «Ар-Намыс»: за Калматова или Жапарова? Cхожая ситуация и у партии «Ата-Журт», где сразу несколько членов подались в предвыборную гонку, но явным фаворитом пока что остается Ташиев.

То, что этническая принадлежность будет играть роль в выборе молодого электората, очевидно. Достаточно посмотреть на результаты недавно проведенного социологического опроса, по результатам которого 46,1% населения страны больше всего боится гражданской войны. При этом более 70 процентов жителей Бишкека характеризуют межэтнические отношения как «дружественные, без проблем». Однако картина на юге выглядит по-другому. В Баткенской области 30 процентов от общего числа респондентов сказали, что они «натянутые и существует скрытая напряженность». Тем самым, проблема межэтнических взаимоотношений еще по-прежнему актуальна. Большинство узбекского населения намерено отдать голос за кандидата, который одним из векторов своей программы будет ставить политику развития государства, как многонационального института.

Количество пользователей интернета в Кыргызстане насчитывает более 700 тысяч человек. Из них в возрасте от 20 до 30 лет – 35%. Тем самым, молодой электорат составляет приблизительно 200-300 тысяч человек. Данная категория, скорее всего, будет наиболее объективна в своем выборе, ведь большинство разносторонней информации распространено именно в интернет-пространстве. Следует добавить факт ограничения трансляции зарубежных телеканалов, что может послужить (этого опасаются многие эксперты) значительному искажению информации, получаемой от местных традиционных СМИ.

P.S...

Стоит упомянуть, что большинство различных акций, проектов и других видов деятельности, которые проводятся в поддержку честности и объективности проведения предстоящих выборов, реализуется именно молодежью. Поэтому хочется верить в то, что молодой электорат нашей небольшой страны все-таки не поддастся различным влияниям и правильно внесет свой вклад в будущее Кыргызстана.

Есен Джуманов,
эксперт аналитического консорциума "Перспектива"

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320