Общество
15.06.2011

Молодежь и власть вновь по разные стороны баррикад

Какое место в политической жизни Кыргызстана сегодня занимает молодежь? Ответ на этот вопрос пытаются найти участники многочисленных форумов, которые все чаще проводятся в преддверии президентских выборов. Их итоги свидетельствуют о том, что молодежь Кыргызстана пока не может стать движущей силой в политической жизни страны.

 

Партия, дай порулить!

Согласно проведенным в прошлом году исследованиям, лишь около 10, из почти 150 политических партий Кыргызстана, имеют молодежные «крылья». Однако исследования показали, что молодые партийцы не всегда в курсе, кто является первыми номерами политических организаций. Существуют тенденции, когда молодые люди крайне быстро охладевают к партийной деятельности, убедившись, что ловить им в партийных кругах особо нечего. Они понимают, что на долгое время могут оказаться в роли рядовых исполнителей мелких поручений партийной верхушки. Одной из немногих партий, где молодые политики достаточно быстро продвигаются по партийной лестнице вверх, стала «Ата Мекен». Но это скорее исключение, чем правило. Статистика показывает, что основное число молодых членов партий составляют представители малообеспеченных семей. Выходцы из обеспеченных семей напротив отнюдь не стремятся связать свою жизнь с политической карьерой, предпочитая более предсказуемую и выгодную деловую сферу деятельности. Хотя в партийных списках на последних парламентских выборах и были замечены молодые представители бизнеса, но это было скорее связано не с партийной, а со спонсорской деятельностью.

Стоит напомнить, что представители молодежи появились на парламентской арене в конце 2007 года, когда была введена квота на молодых парламентариев. Их наибольшее число было представлено в пробакиевском «Ак – Жоле», но особого влияния на деятельность фракции молодые выдвиженцы не оказывали. В нынешнем Жогорку Кенеше депутаты, чей возраст не превышает 35 лет, составляют примерно 10 процентов от общего числа народных избранников. Ряд из них достаточно активно участвует в работе своих фракций, но происходит это в большей степени по их личной инициативе, на этом настаивают партийные лидеры. Часть из молодых кандидатов, которые оптимистично улыбались избирателям с предвыборных плакатов, оказались за бортом проходных мест в партийных списках. Что касается работы с молодым электоратом, то она ограничивалась эстрадными шоу с раздачей партийной атрибутики. Впрочем, молодежь также не проявляла особого рвения в избирательном процессе. Работа в партийных штабах привлекала многих молодых людей исключительно из меркантильных соображений. Как полагают эксперты, материальный интерес со стороны молодежи будет доминировать и на предстоящих президентских выборах. Так как большинство политиков не пользуется сегодня популярностью и авторитетом в молодежной среде. У подобных аполитичных настроений есть вполне разумное объяснение. Парламентское квотирование не стало карьерным лифтом для политически активной молодежи.

По мнению ряда лидеров молодежных движений, основная проблема заключается в том, что партии Кыргызстана работают в основном в интересах своего лидера или ее спонсоров. В связи с чем, партийная молодежь полностью зависит от мнения главы партии или позиции тех, кто ее финансирует. Именно это и определяет на нынешнем этапе основные критерии партийной деятельности в Кыргызстане. Развитие ситуации после 7 апреля показало, что молодежь старшим политикам была необходима только на баррикадах. А потом старшие товарищи о ней благополучно забыли, увлеченные борьбой за распределение власти и переделом собственности. Однако без молодых кадров сложно представить себе эффективное развитие партийной системы страны. Это также создает опасный прецедент того, что Кыргызстан может получить новое поколение, состоящее преимущественно из революционно настроенных масс, которое будет не созидать, а заниматься свержением действующей власти. Поэтому политической элите придется обратить на эту проблему особое внимание, тем более что в среде молодых политиков уже все громче начинают звучать призывы к смене элит.

Кадровый сэконд - хэнд

Кадровая политика прежних властей в большей степени напоминает карточную игру, изрядно потрепанной колодой карт, которую Акаев и Бакиев постоянно перетасовывали, сдавая ее, то сверху, то снизу. В результате одни и те же чиновники постоянно перетекали из одного министерства в другое, безо всякой пользы для государства. Вклиниться в этот процесс молодому поколению менеджеров, не имея влиятельных родственников и покровителей, было крайне сложно. Большая часть выпускников вузов остаются за бортом государственной службы. А громкие заявления о конкурсной специфике приема на работу, ограничиваются сбором резюме.

В итоге, отсутствие кадровой конкуренции в структурах власти привело к низкой эффективности системы государственного управления, где основой стали коррупционные схемы по «распилу» бюджетных средств. Для сравнения, прохождение молодого человека через советскую систему «пионерия-комсомол» давало ему возможности личного участия в управлении государством.

Потерпела полное фиаско и объявленная прежней властью программа «Кадры 21». Идея была благой - отправить на обучение за рубеж наиболее способную молодежь. Но реализация проекта осуществилась по принципу – хотели как лучше, а получилось, как всегда. Большая часть кадров предпочла остаться за рубежом, а те, кто вернулся, оказались не у дел. Изменить ситуацию попыталась Роза Отунбаева, но и ее госпрограмма по подготовке молодых кадров для муниципального управления, не достигла своих целей. Из принявших участие в программе более двух тысяч человек на работу устроились единицы. Остальные были отправлены в бессрочный кадровый резерв. Еще одним явным провалом стало создание Министерства по делам молодежи. В отсутствии в стране четкой молодежной политики данное ведомство чисто формально демонстрирует свою причастность к молодежной проблематике. Хотя по линии данного ведомства можно было бы установить необходимый для власти конструктивный контакт с молодежными организациями. Привлекая к реализации нужных стране социальных, экологических и экономических проектов и оказывая им соответствующую грантовую поддержку. Но эту стратегическую нишу занимают сегодня международные организации. Таким образом, власть полностью переложила идеологическую ответственность за воспитание молодежи на зарубежные страны. Свою роль в этом процессе представители исполнительной и законодательной власти ограничивают декларациями и призывами к патриотизму, любви к родине и служению на благо общества. Но вряд ли молодежь клюет на этот популизм. Да и примеры изгнанных из страны президентов и их близких, вряд ли могут служить для молодежи образцом для подражания. Власть и политики Кыргызстана привыкли легко и беспроигрышно апеллировать к молодежи, поскольку она олицетворяет будущее. Но также легко ее оттеснить от возможности принять участие в управлении государством, на том основании, что она может подождать и потерпеть.

Между тем, организованные преступные группировки демонстрируют успешные примеры работы с молодым контингентом. На протяжении последних 5 – 6 лет педагоги, эксперты, специалисты из правоохранительных органов бьют тревогу, что многие школьники с начальных классов начинают жить по законам преступной жизни. В средних учебных заведениях имеются «смотрящие», «общаки», существует рэкет, ОПГ щедро финансирует так называемые спортивные клубы, где готовят молодых «бойцов». На что они способны - показали примеры погромов на улицах Бишкека 24 марта и 7 апреля. Немало кыргызстанской молодежи воспринимает сегодня лидеров криминального мира, как людей, у которых жизнь удалась и на них надо равняться. Обращают пристальное внимание на молодежь и различные религиозные секты.

Властям Кыргызстана необходимо детально изучить и внедрить опыт России, Казахстана, стран Европейского союза по привлечению в органы власти выпускников вузов. Создать элементарные условия для реализации в родном государстве, а не в поисках лучшей жизни за рубежом. Иначе молодежь и власть в Кыргызстане могут вновь оказаться по разные стороны баррикад.

Игорь Шестаков,
политический обозреватель

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320