В центре внимания
15.12.2011

Мнение оппозиции не интересует коалицию и правительство

 

«Регион. kg»: Действительно ли парламентская оппозиция получила реальные рычаги контроля государственного бюджета?

 

- Да, механизмы бюджетного контроля на законодательном уровне у оппозиционных фракций на самом деле появились. Но, к сожалению, как и в прежние годы, принятие решений, связанных с бюджетной политикой, зависят от парламентского большинства. Моя точка зрения, как председателя комитета, реально не была услышана по вопросам дефицита бюджета, который превышает 20 миллиардов сомов.

К примеру, по доходной части бюджета на текущий год, когда наш комитет предлагал кабинету министров воспользоваться дополнительными источниками поступлений денежных средств в бюджет в размере 7 миллиардов сомов, однако правительство на это предложение не прореагировало. Также мы выработали целый комплекс предложений для сведения бюджетного дефицита к нулевому показателю, и вновь исполнительная власть не уделила этим инициативам должного внимания. Также как и парламентская коалиция.

«Регион. kg»: А что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы точка зрения оппозиции по основным экономическим вопросам была услышана уже новой коалицией?

- Я считаю, что представители новой коалиции должны адекватно реагировать на инициативы оппозиции. Если это идет во благо страны, в этом случае должны обязательно преобладать национальные интересы, а не политические подходы. Надо отбрасывать в данном случае амбиции и прекращать попытки заработать политические дивиденды.

Если «Ар-Намыс» войдет в состав коалиции, мы будем внимательно прислушиваться к точке зрения наших коллег - оппозиционеров. Учитывая и опыт, который мы получили за время работы в бюджетном комитете. Но я все-таки считаю, что первый год работы парламента прошел не зря, многие депутаты начали понимать, что окончательное решение вопроса по госбюджету зависит именно от позиции парламента. К сожалению, немалая часть парламентариев надеялась, что все проблемные вопросы по главному финансовому документу страны решат правительство и президент.

Однако определенный этап в Жогорку Кенеше в этом плане прошел. Надеюсь, что на многих моих коллег отрезвляюще подействовала отставка спикера. И заканчивающийся финансовый год оказался для Кыргызстана не самым удачным.

«Регион.kg»: В чем, на ваш взгляд, заключается главный минус распавшейся коалиции?

- Прежде всего, в том, что в Кыргызстане пока не появилась четкая государственная стратегия по экономическому развитию страны. Поэтому, собственного говоря, ни с коалиции, ни с правительства спрашивать нечего. Получается, что народ, правительство и парламент, живут, как какие - то независимые государства, сами по себе.

Кроме этого, у правительства и коалиции были слишком большие надежды на внешнюю помощь и получения дивидендов от распродажи национализированных объектов, в плане сокращения бюджетного дефицита. Но наш бюджетный комитет неоднократно предупреждал правительство о возможных рисках в этих вопросах. И мы вновь не были услышаны вновь.

Как видите, наши пессимистические прогнозы на этот счет оправдались и полностью сбылись. Я не отношусь к числу ясновидящих, и на картах не гадаю. Я исхожу из личного опыта и основываюсь на знании экономических процессов. Надеюсь, что в правительстве теперь будут внимательней относиться к точке зрения парламентской оппозиции.

«Регион.kg»: А как нужно сделать так, чтобы Кыргызстан, наконец, стал жить по средствам, не надеясь на внешнюю помощь и не влезая в очередные долги?

- Такая задача передо мной стояла, когда я был министром финансов с 2005 по 2008 годы. И я их выполнил с учетом того, что эти бюджеты тех четырех лет были бездефицитными. Прежде всего, это произошло за счет того, что были значительно урезаны бюджетные аппетиты наших чиновников. Вопрос приобретения автотранспорта для ведомств и высокопоставленных чиновников решался лично на уровне президента и премьер – министра. Мой нынешний коллега по парламенту Курманбек Осмонов в те годы добивался в течение трех лет права приобрести для Верховного суда пять служебных автомобилей «Волга». В те годы премьер-министры Феликс Кулов и Алмазбек Атамбаев давали личное разрешение, чтобы ведомство могло купить «Жигули». А сейчас ведомства приобретают дорогостоящие иномарки типа «Лексусов», «джипов» и даже яхты. И все это делается, якобы, в интересах народа. Я считаю, что весь этот шабаш по разбазариванию бюджетных средств должен быть приостановлен.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320