Привлечение инвестиций – первоочередная задача для Кыргызстана в условиях отсутствия финансов и слабой экономики. Республика, не имея углеводородных запасов, особую роль отводит энергетике, однако ее нынешнее состояние вызывает серьезное беспокойство. Это связано со многими причинами: проблемы в области защиты прав собственности, недостатки существующей тарифной политики, замедление хода реформ, коррупционные схемы и слабое привлечение внешних инвестиций в энергетику.
Все эти проблемы обсуждались в ходе Круглого стола «Вопросы безопасности инвестиций в энергетический сектор Кыргызстана», проведенного Фондом эффективного партнерства. В диалоге участвовали депутаты Жогорку Кенеша, представители Министерства энергетики, руководители государственных энергокомпаний, эксперты-производственники, представители бизнес-сектора и гражданского общества.
Азамат Арапбаев, председатель комитета по ТЭК и недропользованию Жогорку Кенеша:
- Одной из основных причин, тормозящих развитие энергетики в Кыргызстане, является конфликт интересов между государствами Центральной Азии. Различные рамочные соглашения и отсутствие долгосрочных договоренностей с общим пониманием совместного развития энергосектора, противостояние по режиму использования воды – энергетического или ирригационного - стали тормозом в настоящее время, который существенно препятствует как привлечению, так и защите иностранных инвестиций.
Энергетический сектор Кыргызстана также имеет свои внутренние сложности, связанные с тем, что до настоящего времени не разработана концепция его развития, т.е. документа, определяющего стратегические цели энергетики страны. Существующая Национальная энергетическая программа КР на 2008-2010 гг. и стратегия развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года устарели и содержат множество несоответствий. Законодательная база в виде законов «Об энергетике» и «Об электроэнергетике», принятые в конце прошлого века, несовершенны и требуют кардинальной переработки.
Батыркул Баетов, статс-секретарь Министерства энергетики:
- Основные энергетические объекты республики были построены 35-40 лет назад, требуется их обновление и модернизация. Проекты, подготовленные еще в советское время и направленные на обеспечение надежности, безопасности электроснабжения, не потеряли своей актуальности. Это, в первую очередь, относится к магистральной линии электропередачи 500 КВт «Датка-Кемин». Особую значимость для республики имеет проект «Улучшение электроснабжения юга Кыргызстана», предполагающий энергоснабжение Ошской и Баткенской областей в обход территорий Узбекистана и Таджикистана.
Не вызывает сомнения необходимость модернизации Бишкекской ТЭЦ, котельное оборудование которой изношено и требует замены. Привлеченные донорские средства в размере 390 миллионов долларов за последние 10 лет были использованы неэффективно.
В данное время министерство считает главной задачей привлечение инвесторов в энергетический сектор страны с открытыми и понятными взаимовыгодными условиями. В этой части предпринятые Президентом меры дают возможность внедрять в отечественную энергетику принципы добросовестного управления – общественное участие, открытость, прозрачность и подотчетность.
Тынчтык Токтогулов, генеральный директор ОАО «Северэлектро»:
- ОАО «Северэлектро» является крупнейшей распределительной компанией по охвату территории и количеству обслуживаемого населения. По предварительным расчетам, для технической модернизации распредсетей компании требуется вложения не менее 360 миллионов долларов. Понятно, что у государства таких средств нет, поэтому требуется привлечение инвесторов и предоставление безопасности их вложений. В этом направлении проводится определенная работу, в частности, с заинтересованными компаниями КНР, которые на первоначальном этапе, исходя из межгосударственных договоренностей, оказывают безвозмездную техническую помощь в виде новых счетчиков. Надеемся привлечь других доноров для обеспечения всей Чуйской долины счетчиками IQ и высокотехнологическими проводами. Для нас это имеет особую важность в части кардинального снижения коммерческих и технических потерь.
Валерий Диль, руководитель Дирекции по развитию малой и средней энергетики КР:
-Для реализации программы развития малой и средней энергетики потребуется около 300 миллионов инвестиций.
В программе развития малой и средней энергетики до 2012 года, утвержденной указом Президента, общая мощность планируемых 41 малой ГЭС равняется 277,25 МВт. Учитывая приблизительную среднюю стоимость строительства 1 МВт мощности, предположительно, сумма необходимых инвестиций для строительства этих ГЭС, составит около 300 миллионов долларов США.
Из данной программы на сегодняшний день полностью реализован один проект - это Иссык - Атинская малая ГЭС, которая прошла реконструкцию и работает в рабочем режиме с осени 2008 года.
Что касается вопроса привлечения инвесторов. Главный интерес инвесторы проявляют к экономической стороне ведения бизнеса, это тарифы на электроэнергию, гарантии на ее обязательную покупку энергетическими компаниями. Большое значение для инвесторов имеет законодательная база республики, гарантирующая безопасность вложенным средствам, а также законы в области энергетики, обеспечивающие ведение данного вида деятельности.
Одним из вариантов решения проблем энергетической сферы является внедрение ВОТ-контрактов в эксплуатации гидроэлектростанций. В соответствии с данными договорами, предполагается вовлечение инвестиционных средств для улучшения и развития ГЭС, при этом станции отдаются в пользование инвесторам до тех пор, пока вложенные средства не будут возвращены. Для этого необходимо 15-20 лет, после чего сооружение передается в пользование государства.
Преимущество ВОТ-контрактов состоит в том, что станции остаются во владении государства. Таким образом, инвестор не может их купить или приватизировать. При использовании этих контрактов можно решить проблемы малой и средней энергетики без вовлечения бюджетных средств.
Расул Умбеталиев, независимый эксперт по ТЭК:
- В январе текущего года произошел ряд серьезных аварий в энергосистеме страны. Наша энергосистема дала сбой, который привел к выходу из работы Единой энергетической системы Центральной Азии. Были обесточены юг Казахстана и отдельные регионы Узбекистана, вследствие чего была создана межгосударственная комиссия по расследованию причин аварии. Узбекистан уже ранее неоднократно объявлял о своем выходе из энергетического кольца, из-за аварии Казахстан также заявил о подобном намерении. Это может означать для Кыргызстана энергетическую катастрофу в осенне-зимний период 2011-2012 годов. Статистика, согласно которой север страны потребляет 1700-1800 мегаватт электроэнергии, а пропускная способность ЛЭП, ведущей с юга на север, позволяет передать только 1000 мегаватт, то есть, лишь половину, может привести к энергетическому коллапсу в стране.
В Казахстане перестали надеяться на нашу энергосистему и начали сами заниматься своей энергобезопасностью, иначе говоря, сейчас они перебрасывают электроэнергию с севера страны на юг, где у них наблюдается недостача электроэнергии, и «закольцовывают» свою энергосистему с российской. В свою очередь Узбекистан, чтобы быть независимым от нашей воды, построил в каждом районе водохранилище.
Что необходимо сделать для выхода из кризиса:
Во-первых, необходимо уже в апреле-мае текущего года начать строительство стратегического объекта линии электропередач (ЛЭП) «Датка-Кемин», что нам позволит обеспечить электроэнергией север страны. На это потребуется 350 миллионов долларов, инвесторы уже есть.
Во-вторых, нужно восстановить деятельность госкомпании «Кыргызэнерго», которая контролировала генерирующие станции, транспортные и распределительные, и разработать единую стратегическую программу.
Эднан Карабаев, политолог:
- Кыргызстан поставлен в абсолютную зависимость даже не от колебаний цен на сырье, что имеет место для развивающихся стран на мировом рынке, а в зависимость от политических интересов внешних игроков. Более того, разделение с 2001 года энергосистемы на генерирующие, передающие и распределительные компании привело и к разделению возможности инвестиционных вложений. Ведь приватизации подлежат только распределительные сети.
Соответственно, сегодня для привлечения внешних и внутренних вливаний в энергетическую отрасль и экономику в целом, нам необходимо качественно изменить подход к экономическому развитию. Чтобы страна могла использовать получаемые от продажи ресурсов доходы на цели экономического развития.
Стратегические отношения между республикой и инвесторами должны закладываться уже сегодня. Причем главным должен стать принцип – не кто больше даст, а кто принесет больше пользы для долгосрочного развития страны. Поскольку речь не просто об обновлении высоковольтных линий, а об обеспечении национальной безопасности. И ответственность за выполнение требований и обязательств по устранению угроз стабильности должны стать краеугольным камнем инвестиционной политики Кыргызстана.
Подготовлено аналитической службой «Регион.kg»
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320