Ой Ордо
16.10.2024

Михаил Петров: Кыргызстану нужно освободиться от удавки западной финансовой системы

В настоящее время в функционировании мировой финансовой системы происходят необратимые фундаментальные изменения. Наблюдается постепенный распад ориентированной на американский доллар модели, которая в свое время была основана на Бреттон-Вудских соглашениях, и для которой со временем стало характерным доминирование западной финансовой инфраструктуры над всеми остальными странами.

Объективными причинами ее распада стал рост экономик, а также мощи и роли «не западных» государств. Катализатором же процесса послужили  злоупотребления со стороны США и стран Евросоюза, которые стали использовать свое положение в мировых финансах для оказания давления на своих геополитических противников и экономических конкурентов. А также на их союзников – через угрозы введения вторичных санкций и прочих ограничений в отношении банковской, и в целом финансовой системы стран, которые сотрудничают, например, с Россией.

В этой связи республикам Центральной Азии необходимо с большей осторожностью подходить к агрессивной и навязчивой политике западных финансовых институтов, учитывая, что их целью является не решение острых социальных и экономических вопросов, а установление над странами региона санкционного контроля. К такому выводу пришли участники круглого стола: «Тенденции и перспективы банковской  системы Кыргызстана и стран ЦА в условиях вторичных санкций», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

Как отметил президент товарно-сырьевой биржи Евразийского союза (Кыргызстан) Михаил Петров, сегодня перед республикой стоят две задачи – освободиться от кабалы, в которую страну втянули международные финансовые институты, и успеть запрыгнуть в поезд БРИКС, который уже сейчас формирует новую модель мировой экономики и новые форматы международных отношений, основанных на принципах справедливости.

По его словам, сейчас Национальный банк Кыргызстана на самом деле является не очень национальным банком, т.к. по большей части работает не на экономику республики, а на обслуживание западной финансовой системы.

- Такая ситуация сложилась еще в 90-х годах, когда был написан устав Нацбанка, в котором кроме одной– поддержания курса валюты – никаких других функций не предусмотрено. Я думаю, этим вопросом должен заняться Жогорку Кенеш – необходимо срочно менять системную политику относительно НБ КР.

Проведя анализ деятельности банков многих стран мира, мы подготовили статью для «Вечернего Бишкека», которая получила десятки тысяч просмотров. К сожалению, кроме широкого общественного резонанса ничего больше не произошло. В публикации говорилось о том, что у нашего главного банка нет никаких обязанностей или функциональных направлений, нацеленных на развитие национальной экономики. Это парадокс. Взять, например, японский банк – его прямая обязанность развивать национальную экономику, и только третьим или четвертым пунктом идет поддержание стабильности валютного курса, который на самом деле вторичен, как признак развития. Несмотря на то, что йена годами девальвировала, Япония развивалась семимильными шагами. По крайней мере до тех пор, пока ей «не прилетела» подсечка со стороны запада, и ее не выдоили. Тем не менее, это одна из самых больших и развитых экономик в мире, хотя они живут на островах, где нет практически никаких ресурсов.

Теперь посмотрите на нашу страну. Мы как кощей, который над златом чахнет. У нас только золотых месторождений больше 2,5 тысяч. Уже добытого золота порядка 50 тонн лежит в хранилищах Кыргызалтына или Нацбанка. Это же обеспечение любой валюты. По наполненности нашего сома мы можем со Швейцарией абсолютно свободно конкурировать. При этом у нас не только золото в недрах. У нас редкоземов – вся таблица лантаноидов в полном составе, железорудные месторождения и другие полезные ископаемые, в том числе очень дорогие. Даже рубины есть, в Баткенской области растут как грибы. Но при этом мы, чтобы получить нужный нам объем финансирования для того же проекта железной дороги, начинаем обращаться к международным организациям и брать средства под проценты. Этого категорически не следует делать. Достаточно изменить политику. Надо поменять несколько строчек в законодательных актах, и эффект роста полностью изменится, потому что у нас развяжутся руки, и мы сможем строить национальные проекты, которые очень быстро и легко обеспечат нашей стране максимальное развитие.

Я снимаю шляпу перед огромным упорством нашего нынешнего правительства. У нас и государственность то, можно сказать, появилась буквально за последние несколько лет, т.е. при нынешнем руководстве. И им нужно развязать руки. Сейчас они работают фактически со связанными ногами и руками, т.е. наше правительство не может финансировать проекты, которые масштабнее, чем, грубо говоря, покупка автобусов, и вынуждены постоянно обращаться к международным финансовым организациям, фондам и т.п. При этом, еще раз подчеркну, наша собственная валюта обеспечена раз так 250-300. Это по самым скромным оценкам. Валюта оценивается по тому, что имеет страна – это продукт, который мы можем продать, это недра, это ценные полезные ископаемые, нерудные рудные материалы и т.д. Из этого формируется стоимость каждой единицы валюты, но у нас с девяностых годов все привязано к системе, которую нам навязали для удавления, в прямом смысле этого слова, нашей экономики. От нее то и необходимо избавиться в ближайшее время. Тогда мы получим рост.

Кстати, такие же проблемы один в один были и в Российской Федерации, они точно также были привязаны к международной, т.е. западной, системе через точно такой же шаблонный способ удавления экономики, т.е. также были лишены возможности собственную валюту поддерживать. А когда они, как говорится, через флажки прыгнули, им тут же устроили войну под боком. Так и было задумано, так и было заточено. Я боюсь, что наши шаги тоже будут вызывать негативную реакцию со стороны ряда западных стран. Но мы не должны этого страшиться. Кыргызстан находится в самом центре региона, в окружении стран колоссального размера. Т.е. мы занимаем ключевое место в транспортной системе, находясь на пересечении основных транзитных маршрутов, таких как «Север – Юг», например. По сути, весь пояс центральноазиатских стран связан через нас.

Сейчас самый основной проект, который действительно нужно развивать, это транснациональный железнодорожный коридор. Причем развивать его надо по полной программе – начать строить железную дорогу, сразу же ее электрифицировать, и параллельно ставить атомную станцию, которая будет кормить весь проект электроэнергией. Такая связка даст самый эффективный и быстрый результат.

Финансировать этот проект необходимо методом целевой эмиссии национального банка. Т.е. НБ КР должен давать нужное количество денег через эмиссию под конкретный проект. И тогда мы запустим реализацию проекта по строительству железной дороги не за чужой счёт и не за очередную зависимость, полученную в результате заемных средств, а на собственные средства. У нас практически все есть – шпалы и бетон у нас свои. Рельсы, я думаю, мы на золото выменяем в любой стране, где их производят. И далее по списку. Там 27 тыс. наименований того, что нужно для железной дороги, и это можно приобрести в обмен на золотые активы. Объективно у нас нет необходимости занимать деньги и получать дополнительную удавку. Просто нужно сделать все правильно, и тогда все это будет очень быстро и легко построено, - поделился своим мнением спикер.

Вместе с тем, Кыргызстан – относительно небольшое государство, поэтому очевидно, что ему необходимо находиться в тех или иных международных и региональных объединениях. ШОС, СНГ, ЕАЭС – это те интеграционные проекты, которые оказывают положительное влияние на развитие национальной экономики.

- Сейчас набирает вес на международной арене БРИКС, со вступлением в который мы, занявшись решением внутренних задач, немного запаздываем.  Я считаю, что в ближайшее время страны БРИКС станут основным локомотивом нового экономического развития и самое главное политического порядка в мире. И сейчас, на мой взгляд, перед Кыргызстаном стоит острая необходимость успеть запрыгнуть в поезд БРИКС. По-моему, это должна быть законодательная инициатива парламента, прежде всего.

Почему для нас важен БРИКС. Потому что в рамках объединения сейчас  формируется новая экономическая модель, и разрабатывается система, так называемого, обмена между центральными банками, которая, как мне видится, является ключевым звеном всей организации. Можно не заходить даже в саму организацию, но зайти в этот механизм обмена активов центральных банков необходимо. Этот международный «обменник» позволит полностью обеспечить ликвидность средств, т.е. мгновенно менять любую валюту на ту, которая нам необходима в данный момент, и таким образом развиваться и торговать. Для нас очень ценно не иметь головной боли со SWIFT, который сейчас фактически каждый день уменьшается.

Регулярно мои брокеры, мои клиенты жалуются на то, что платежи практически не проходят. Из 6 проходит один. Завтра и этого не будет. Очень скоро отрежут совсем. Мы сейчас в таком положении, когда кабель, по которому можно отправить сообщение SWIFT, есть, а сигналы по нему не проходят. Очень скоро и этого кабеля не будет. А если мы за это время не позаботимся об альтернативной системе, мы просто «ляжем», и все весь наш транзитный потенциал, и железная дорога уже никому не будут нужны, - предостерег М. Петров.

Наталья Лобанова

Продолжение следует…

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320