Милиция меньше всего раздражает митингующих
В парламенте и правительстве бурные митинговые настроения пытаются облечь в законодательную форму. При содействии ОБСЕ, ПРООН и Европейского союза Министерством юстиции и парламентским комитетом по правам человека разработан новый вариант проекта закона «О мирных собраниях». Однако, как показали прошедшие в Жогорку Кенеше парламентские слушания, для тех, кто митингует, законы не писаны.
Так, согласно обнародованному исследованию, которое при содействии ОБСЕ провели представители правозащитных организаций страны, более 60 процентов проводимых в стране митинговых мероприятий проводятся без уведомления местных властей. Причем, организаторы акций не имеют понятия о том, что в Кыргызстане существуют законы, по которым надо организовывать мирные акции. Вероятней всего, и новый законопроект постигнет та же участь. Хотя в нем появился достаточно важный пункт, который предусматривает, что для права проведения мирного собрания за 10 дней их организаторам нужно уведомить соответствующие госорганы. Также определены положения о том, что собрания не должны проходить в непосредственной близости со стратегическими объектами типа железной дороги или энергетическими комплексами.
Запрещает законопроект и выражать неудовольствие у детских дошкольных и учебных заведений, а также медицинских учреждений. Но, как было замечено экспертами из числа правозащитников, этот пункт вряд ли будет выполнен. Поскольку акции протеста в основном организуются стихийно, по принципу здесь и сейчас, никто не будет терпеливо ожидать разрешений от чиновников. По мнению омбудсмена Турсунбека Акуна, это положение станет только поводом для конфликтов между митингующими и чиновниками. Тем более что объектами становятся уже не только ведомственные здания, где расположены кабинеты высокопоставленных чиновников, но и, как штаб – квартира национального общества Красного креста, где не только пикетами, но и с помощью захватов помещений решаются внутренние кадровые вопросы.
Однако, согласно исследованию, органы правопорядка стремятся не вмешиваться в митинговые страсти, находясь в роли беспристрастных наблюдателей. В отличие от журналистов и сотрудников органов местного самоуправления, которые выполняя свой профессиональный долг, находятся в гуще событий, представители милиции не пытаются наводить порядок среди участников, так называемых мирных собраний. Как полагают эксперты, уголовное преследование военнослужащих, которые 7 апреля защищали здание Белого дома, в моральном плане серьезно повлияло на выполнение сотрудниками органов внутренних дел своих служебных полномочий. Поэтому примеров пресечений действий митингующих в исследовании нет. Впрочем, осторожную позицию работников милиции чисто по-человечески, понять, конечно, можно: сегодня ты задержал нарушающего законы митингующего, а завтра он член очередного Временного правительства, который все это обязательно припомнит.
Число зарегистрированных в республике «мирных собраний» с проявлением безнаказанной агрессии составляет около 20 процентов. Особенно впечатляют своим размахом эти «мирные акции» в регионах страны против разрабатывающих месторождения инвесторов. Здесь уже в качестве основного «демократического» аргумента в борьбе за социальное равенство и бережное отношение к экологии применяются бутылки с зажигательной смесью, палки, камни и арматура.
Ничего личного, только деньги
Между тем, в презентованном отчете не нашлось места представляющей большой интерес статистике - сколько в Кыргызстане проводится акций протеста на коммерческой основе. По словам его авторов, регистрировать случаи митингового бизнеса отнюдь небезопасно для наблюдателей. Правда они признают, что в Кыргызстане проходит множество проплаченных митингов, которые проводят сплоченные финансовыми интересами специальные группы, которые, то выступают против разработок месторождений, то борются за судебную реформу или, к примеру, пытаются добиться отставки высокопоставленного чиновника. Любителям помитинговать идет почасовая или посуточная оплата, включая организацию горячего питания и горячительных напитков. Такса за такие платные массовки составляет от 300 до 500 сомов в день, причем данный прейскурант держится уже достаточно давно, учитывая, что желающих помитинговать за особую плату в стране хватает.
В кулуарах парламентских слушаний представители региональных правозащитных организаций сообщили, что все чаще услугами митингующих пользуются местные политики и чиновники, которые хотят либо занять высокий административный, либо на нем удержатся. Именно они являются основными заказчиками «народной» активности, когда основная задача митингующих изобразить из себя стоящий за представителя региональной номенклатуры народ. Подобные трюки рассчитаны, прежде всего, на реакцию центральной власти, поскольку реально на местах за этих слуг народа в лучшем случае будут выступать их ближайшие родственники.
Как сообщают правозащитники, во всех областных центрах страны сейчас действуют от 7 и больше митинговых команд, которые выполняют заказы не только на региональном уровне, но и частенько выезжают в «гастрольную» поездку в Бишкек.
«К сожалению, наша власть уже давно реагирует только на протестные настроения людей. Другим способом до нее достучатся невозможно. И население это прекрасно понимает, видя, что раз власть готова пойти даже на незаконные шаги, ради выполнения их требований, то этот механизм давления на чиновников будет использоваться вновь и вновь. Представители власти, включая и судебную, должны до конца отстаивать свои решения, если они приняты в соответствии с законом. Но в нашей республике, практически нет прецедентов объективных судебных решений», - заявил «Региону.kg» один из авторов законопроекта, независимый эксперт Алмаз Эсенгельдиев.
Пока власть не будет стремиться, чтобы в Кыргызстане, наконец, заработали механизмы правового государства, не один даже самый совершенный закон не превратит митинги в мирные собрания.
Игорь Шестаков,
политический обозреватель
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320