Интеграция
07.06.2017

Мигранты из Кыргызстана все меньше попадают в «черные» списки

Трудовая миграция для Кыргызстана является актуальной темой, особенно часто эти процессы рассматриваются в контексте вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

При этом рост миграции не редко связывают с ростом радикализации. Насколько справедливы такие мнения в интервью «Регион.kg» рассказал заместитель главы Государственной службы по миграции КР Алмазбек Асанбаев.

«Регион.kg»: Как в России развивается ситуация с кыргызскими мигрантами после взрыва в метро Санкт-Петербурга, учитывая, что многие СМИ подчеркивали факт того, что террорист был выходцем из Кыргызстана?

- На самом деле, риски, которые возникают в связи с миграцией непредсказуемы, есть по факту и терроризм, экстремизм, как многие говорят, не имеющие ни национальности, не признающие условных границ. Но в части криминализации отдельных выходцев из Кыргызстана нужно проводить большую работу.

Прежде всего, по питерскому взрыву нужно понимать, что взрыв совершил гражданин России, который покинул нашу страну еще в раннем возрасте, и его криминализация не обязательно связана с пребыванием на территории Кыргызской Республики. И эта тема разбирается. Мы по данному поводу провели консультации с нашими российскими коллегами, и нашли понимание с их стороны, что данный теракт совершен не выходцем из КР, т.е. выходцем, который между тем исторически уже относится к Российской Федерации, по факту это гражданин России.

Однако, определенный резонанс после того, как в российских СМИ стала появляться информация о том, что террорист является выходцем из Кыргызстана, конечно, имел место быть. Но, что касается последующей реакции, то она больше связана все-таки с общественным мнением, нежели с официальными гонениями, если так можно сказать, со стороны власти. Я приведу конкретные факты, которые говорят о том, что никаких массовых последствий для кыргызстанцев находящихся в России этот теракт не вызвал.

Буквально недавно мы находились в Москве, где приняли участие в заседании двусторонней рабочей группы по миграции, где мы получили обновленную информацию по включению в так называемые «черные» списки наших граждан за 4 месяца 2017 года. И я могу сказать, что количество лиц, которые были включены, с учетом даже произошедшего в апреле в Петербурге теракта, не превышает тысячу четыреста человек. По этой статистике, можно с уверенностью говорить, что никаких действий по массовой депортации и выдворению наших граждан с территории Российской Федерации не происходит.

Основная часть кыргызстанцев, которые находятся в российских регионах являются трудящимися мигрантами, это не криминализованные элементы, к ним нельзя относиться, как к террористам или экстремистам. Они выполняют свою работу, и тем самым вносят большой вклад в развитие экономики России.

«Регион.kg»: Зачастую, мы говорим о трудовых мигрантах в контексте их влияния на экономику Кыргызстана. Что Вы имеете в виду, говоря о вкладе мигрантов в развитие российской экономики?

- Если взять в глобальных цифрах, то до семи процентов рабочей силы, которая присутствует на рынках труда РФ, это иностранные граждане. В большей степени это выходцы из бывших советских республик.

На первых местах – это Украина и Белоруссия. Затем – Узбекистан и Таджикистан. Большая трудовая миграция наблюдается в приграничных зонах с Казахстаном, и только потом идет Кыргызстан. Т.е. мы не самые первые в плане массовости трудовых мигрантов в Российской Федерации. Так вот, вся эта, скажем так, армия трудящихся вносит свой вклад и в валовой продукт РФ. Если взять за основу, как это делают экономисты, одного трудового мигранта, учитывая, что каждый человек вносит равный вклад в экономику и в развитие ВВП своим трудом, то сегодня мигранты дают до семи процентов ВВП России. Это колоссальные цифры в миллиардах рублей, на которые сегодня содержаться и социальные объекты, и школы, и выплачиваются пенсии.

«Регион.kg»: Вы затронули вопрос «черных» списков, скажите, сколько кыргызстанцев сегодня не могут въехать на территорию России, и как наша страна решает этот вопрос?

- Сегодня в условиях развития регионального рынка труда, конечно, таких сложных вопросов остается все меньше и меньше. В 2015 году число граждан Кыргызстана, которым был закрыт въезд на территорию РФ, превышало 56 тысяч человек. 19 июня 2015 года наш президент Алмазбек Атамбаев встречался в Санкт-Петербурге с Владимиром Путиным, с руководством ФМС. Во время встречи обсуждался вопрос более лояльного отношения и сокращения списка «запретников». В результате были приняты определенные административные решения со стороны российских властей. Уже в августе 2015 года, как вы помните, мы стали полноправными участниками Евразийского экономического союза. Эти два события изменили правовой статус наших граждан, которые более не являются трудящимися мигрантами, они признаются на территории всех стран ЕАЭС работниками. И все нормы национального законодательства работают равно в отношении граждан, как, собственно, принимающих стран, так и в отношении всех граждан Евразийского экономического союза.

В 2016 году статистика по нахождению наших граждан в списках «запретников» сократилась до 10-ти тысяч человек. Т.е. практически в пять раз произошло сокращение. Это результат, повторюсь, как переговорного процесса, так и вступления КР в ЕАЭС, создание иных условий трудоустройства и легализация. Тем не менее, мы продолжаем переговоры по сокращению «черного» списка.

Есть ряд вопросов на повестке дня, которые мы сегодня с РФ обсуждаем, это вопрос постановки на миграционный учет, мы знаем, что российские собственники жилья зачастую отказываются кыргызских граждан ставить на учет, но при этом и ответственность лежит на принимающей стороне.

Второй вопрос –связанный с невыплатами заработных плат. Существует теневая экономика во всех постсоветских странах, это не особенность РФ, это то, что происходит и в нашей стране тоже, когда заключаются неформальные трудовые отношения, не подписываются трудовые договоры, зачастую заработная плата выплачивается в конвертах во избежание налогообложения.

«Регион.kg»: И как решается эта проблема?

- В прошлом году мы открыли представительство нашего Госагентства в РФ, и за это время к нам обратилось около 450-ти человек с заявлениями о том, что работодатели не выплачивают заработную плату на общую сумму более 32-х миллионов рублей. И это только часть людей, которые к нам обращаются. Есть люди, которые не знают, куда обратиться, есть те, кто надеется, что получат свои деньги. Имеются часть граждан КР, которых работодатели попросту сдали в полицию, что у них был нелегальный статус, просроченные сроки пребывания. За это их депортировали, и они теперь вообще не могут рассчитывать на получение заработной платы.

Данная тема активно обсуждается с российскими коллегами, и мы находим понимание, мы получаем помощь от министерства внутренних дел, от министерства труда РФ и от других органов, чтобы возвращать эти невыплаченные зарплаты. В результате этой работы более половины заявленных сумм возвращено. Но есть такие компании, которые должны по 10-12 миллионов. Мы сейчас видим, что это явные мошенники, что они действуют по определенным схемам. В частности, после того, как они набирают определенное количество долгов, они банкротят свои компании и прячут концы в воду.

«Регион.kg»: Возвращаясь к первому вопросу, как Вы считаете каково влияние членства Кыргызстана в ЕАЭС, легализации трудовой миграции на уровень радикализации страны в целом?

- Вы знаете, я с радикализацией общества связываю все-таки и случай в Санкт-Петербурге, и до этого был случай, связанный с, так называемой бандой ГТА, которая убивала людей на подмосковных трассах. Два года назад была разоблачена банда, которая готовила террористов, рекрутов для участия в боевых действиях в Сирии на стороне террористических организаций.

К сожалению, все эти случаи были связаны с представителями определенной этнической группы, которая, как я полагаю, была радикализована после трагических событий на юге страны. Поэтому здесь нам нужно искать компромиссы, идти на то, чтобы налаживать межнациональный мир и согласие. Молодые люди, которые видели факты противоборства, факты насилия, естественно их психика была нарушена, поэтому нельзя с себя снимать ответственность за эту радикализацию. Но опять же повторюсь, что эта группа обозначена, мы знаем, кто они, мы знаем, что часть из них сегодня воюет на территории Сирии. Мы знаем, что они участвуют в боевых действиях на стороне Талибана, там их достаточно большее количество. Они более подвержены исламскому фактору, значит, они более религиозны, и их проще подвигнуть на то, чтобы они пошли по пути джихада. С этим нужно работать. Решений здесь простых нет. Нам нужно стремиться, чтобы внутри Кыргызстана не было межнациональных конфликтов, если будет согласие, если отношения между различными этносами будут выстраиваться, как между равноправными членами общества, если будет одна нация – кыргызстанцы, то радикализация сама по себе со временем сойдет «на нет». Я в этом уверен.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320