Власть и общество Кыргызстана пока не могут выработать эффективные механизмы для решения ключевых межнациональных проблем страны.
Слов много - дел мало
После трагических событий на юге страны 2010 года, до сих пор нет четкого видения по решению острых межнациональных вопросов. Об этих проблемах шла речь на прошедшем при поддержке Представительства ПРООН в КР и регионального отделения Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека форуме «Реализация рекомендаций международных механизмов защиты прав человека: достижения и вызовы».
Хотя представители данных международных структур и констатировали, что нынешние власти страны стали уделять больше внимания основным проблемам защиты прав человека и чаще прислушиваться к международным рекомендациям, но в межнациональных отношениях негативные явления продолжают оставаться.
Как отметила в своем докладе завотделом этнической и религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом Аппарата президента Мира Карыбаева, долгое время в Кыргызстане отсутствовала четкая и конкретная позиция в отношении межнациональных отношений.
- Проведенный нами анализ деятельности госорганов в этом направлении показал, что с начала 90-х годов много говорилось о необходимости создания межэтнической политики Кыргызстана, но все так и осталось только на уровне обсуждений, - констатировала представитель администрации президента. - Поэтому, с одной стороны, на официальном уровне в республике поддерживался миф, что Кыргызстан - это некий рай для нацменьшинств, и никаких проблем касаемо данной темы в стране нет, и межэтнические отношения носили, якобы, гармоничный характер.
Но реально, по словам Миры Карыбаевой, кроме переписи населения, никаких данных о межэтнической ситуации не было.
- От такой невразумительной межнацполитики прежних властей дискомфортно себя чувствовали представители других национальностей, а у представителей кыргызской национальности складывалось ощущение, что их этнокультурным интересам не уделяется должного государственного внимания, - отметила Карыбаева. - В стране так и не было единой языковой и этнокультурной политики, которая бы давала возможность в комплексе рассмотреть все эти вопросы. Более того, межэтническая политика отсутствует и на концептуальном государственном уровне, поэтому население до сих пор не понимает разницу между нацией страны и национальностью.
В свою очередь, глава общественного фонда «Институт региональных исследований» Атыркуль Алишева отметила, что формы национализма за последние годы в стране принимают все более агрессивный характер.
- Зачастую эта форма агрессивного национализма присутствует в наших СМИ, - констатировала Алишева. Добавив, что еще одна серьезная проблема с медиа заключается в том, что в настоящее время, в южных регионах страны прекращено телевещание на узбекском языке.
Все эти факторы усиливают в стране миграционные процессы. Согласно озвученным на форуме данным, к 2030 году русскоязычное население в Кыргызстане будет составлять не более 3 процента от общего числа жителей.
От кадрового неравенства к госязыку
Одна из основных причин, которая вынуждает представителей не коренных национальностей мигрировать из Кыргызстана – безработица, которую представители общественных организаций увязывают и с отсутствием возможности устроиться на государственную службу.
В презентованном в ходе форума исследовании отмечалось, что законодательная и исполнительная власть в стране укомплектована представителями кыргызской национальности практически на 90 процентов. Даже в Жогорку Кенеше, где существуют квоты на депутатские мандаты для представителей других национальностей, по сравнению с 2007 годом, ситуация изменилась в худшую сторону, количество нардепов уменьшилось с 18 до 12 процентов.
- Эти показатели во многом зависят от этнического состава политических партий, - резюмировала Мира Карыбаева. – Над этим вопросом стоит усиленно работать нашим политорганизациям, чтобы они более сбалансировано представляли интересы всех национальных и социальных групп населения.
Атыркуль Алишева в своем докладе высказала точку зрения о том, что процессы трудоустройства в госструктуры и кадрового распределения власти носят не просто неравномерный характер, а уже являются фактором дискриминации по национальному признаку.
- В тех же правоохранительных органов фактически не представлены представители других национальностей, - отметила Алишева. Что касается других структур государственной службы, то здесь кадровая комплектация представителями нацменьшинств составляет максимум 9 процентов. При этом действующие в стране законы не обеспечивают конституционные нормы, которые бы гарантировали равенство всем народам страны. В структурах государственной власти нет органов, которые бы защищали права представителей любой национальности.
Особый акцент представитель «Института региональных исследований» сделала на языковом вопросе, который в последнее время доминирует в сфере межнациональных отношений.
- Но государство не обеспечивает полноценных условий для того, чтобы граждане страны могли иметь доступ к качественному изучению госязыка. Таже учебная литература не соответствует качественным показателям. Получаются, что крайними в этой ситуации, становятся сами граждане. При этом фактор не владения кыргызским языком негативно отражается на возможности трудоустройства представителей других национальностей и особенно молодежи.
Между тем, вопрос государственного языка сегодня активно обсуждается в парламенте, куда внесен законопроект «О государственном языке Кыргызской Республики». Его инициаторы настаивают на обязательном знании претендентов на госдолжности кыргызского языка. Вплоть до установления штрафов. Однако, по мнению депутата от фракции «Ата Мекен» Натальи Никитенко, «если вводить экзамен на знание государственного языка при приеме на государственную службу, это может расцениваться как ущемление прав других граждан, которые относятся к разной этнической принадлежности».
Что дальше?
Как полагает Мира Карыбаева, для улучшения межэтнической ситуации необходимы кардинальные шаги, которые должны быть связаны с принятием соответствующих законов, отвечающих международным стандартам. На системном уровне нужен постоянный мониторинг межэтнических ситуаций и соответствующие государственные и общественные структуры, которые будут отслеживать эти процессы в постоянном режиме.
Однако, как это должно реально функционировать, не могут сказать даже в Аппарате президента. Учитывая, что в бюджете отсутствуют средства на реализацию этих стратегических задач. Вся надежда возложена исключительно на донорскую помощь. Подобная ситуация, по мнению главы общественного фонда «Институт региональных исследований», приводит к нарушению прав этнических меньшинств, которые не имеют реальной возможности требовать соблюдения законов.
В то же время, представители власти и гражданского общества должны осознавать, что для устойчивости и развития Кыргызстана разделения по национальным и правовым признакам несут для страны большие риски и угрозы. Тем более что к этим факторам, по мнению Миры Карыбаевой, добавилось разделение по региональному и родоплеменному признаку.
Андрей Барышев
Союзбек Аскаров
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320