Общество
10.09.2024

Между государством и практикующим религию сообществом важен диалог, запретами радикализацию не остановить

На данный момент в Кыргызстане идет активная общественная дискуссия относительно инициативы по принятию новой редакции Закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Изменения законодательства инициировала Государственная комиссия по делам религий КР.

Напомним, ведомством разработан законопроект, где предусматривается запрет «на использование религии в политических целях, а также на ношение одежды, не позволяющей идентифицировать личность гражданина в учреждениях органов государственной власти и общественных местах и другие ограничения». Своим мнением относительно данной инициативы, а также по ряду других вопросов в беседе с Регион.kg поделился директор Института стратегического анализа и прогноза при КРСУ Аман Салиев.

«Регион.kg»: На ваш взгляд, насколько необходимо сейчас в Кыргызстане «обновить» Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»?

- На мой взгляд, действующий Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» вполне самодостаточен. Что касается вопроса использования религии в политических целях, то он присутствует в обществе и обсуждается в нашей стране уже давно. Насколько мне известно, имеются положения, которые запрещают использовать мечети и другие религиозные площадки в предвыборной агитационной деятельности. Эти нормативные акты в свое время поддержали многие эксперты. Более того их поддержали представители духовенства во избежание смуты, спекуляций и использования религии в политической борьбе, которая нередко может иметь негативный оттенок.

Что касается одежды, этот пункт я бы так же не включал в Закон, поскольку мы можем столкнуться и уже сталкиваемся с проблемой, когда этот вопрос обсуждается секулярной частью нашего общества, при этом мнения представителей религиозного сообщества либо остаются не понятыми, либо вообще не воспринимаются. А это в свою очередь ведет к тому, что внутри государства между верующими людьми и государственными институтами появляется обширная зона некоего антагонизма, недоверия и даже определенного раскола. Потому что – как и кем эти нормы будут устанавливаться, как они будут регулироваться – это большой вопрос.

Недавние события, произошедшие на Северном Кавказе в РФ, связанные с обсуждением закона о запрете никаба, повлекли за собой много шума. С утра духовное управление мусульман публикует решение, что никаб нужно запретить, поскольку он не свойственен кавказским женщинам – Дагестана и Чечни, а вечером идут уже совершенно диаметрально противоположные заявления о том, что в Исламе нет запрета на никабы, но есть положение, что он не обязателен.

Когда такие фундаментальные религиозные вещи базовые для мусульман становятся причиной спекуляций, особенно со стороны людей, которые далеки от религии, с точки зрения безопасности это очень и очень не хорошо. И для репутации институтов власти, и в целом для сохранения диалогового пространства между всеми социальными группами населения. Я не скажу, что это не понимание, но это недостаточное придание значимости фундаментальным вещам в сфере религии, которые касаются вопросов безопасности общества и государства. Учитывая, в каком регионе и в какой стране мы живем, лишний раз набирать политические очки и настраивать против себя существенную часть населения – не совсем разумный шаг.

Возможно, есть люди, которые испытывают дискомфорт при виде всех этих религиозных атрибутов, но надо осознавать, что живя в светском государстве, мы должны правильно понимать эту светскость. Она предполагает взвешенное и адекватное отношение к разным конфессиям и убеждениям. И если при этом мы слышим из уст политиков, что нужно сохранять свои традиционные ценности, причем не только в нашей стране, но и в странах бывшего Советского союза в целом, то как тут коррелируется, что люди беспокоятся относительно религиозных атрибутов, вместе с тем не беспокоясь, допустим, по поводу совершенно не свойственных нашим традициям элементов одежды, которые популяризируют культуру какой-то открытости и даже распущенности? Т.е. получается какой-то когнитивный диссонанс. Поэтому я думаю, что прежде чем такие вопросы вообще обсуждать, государство должно глубоко и широко изучить этот вопрос, а уже потом не второпях, ни в спешке принимать решения, потому что все они будут иметь последствия не только для нашей республики, но и интеграционных процессов, которые идут в рамках различных объединений.

«Регион.kg»: На данный момент, с учетом событий, происходящих в мире, вопросы безопасности – не только военной, но и экономической, продовольственной и т.д. – являются ключевыми для любой страны. Какие угрозы и вызовы наиболее актуальны для Кыргызстана? И как вы видите решение этих задач?

- Надо понимать, что сегодня и у нас в Кыргызстане, и в других странах мира существующие локальные вопросы безопасности тесно связаны с теми процессами, которые происходят в мире.

Сейчас, с учетом глобальной геополитической и геоэкономической турбулентности, в том числе санкционной политики отдельных стран, сами условия подталкивают наши государства к более активному и тесному сотрудничеству в рамках таких объединений как ЕАЭС и ОДКБ, т.к. все аспекты безопасности – и в военной, и в экономической, и продовольственной сферах, а я бы туда еще добавил и гуманитарную безопасность, тесно связаны. Поэтому процесс по их обеспечению должен двигаться синхронно во всех направлениях.

В странах бывшего СССР, где в первые годы независимости, когда наши государства еще были слабы, происходил вывоз ресурсов, колоссальный отток кадров и разрушение производства, проводились экономические реформы, которые приводили к демонтажу целых пластов экономики. Сейчас пришло время переоценить все эти процессы, создавать совместно институты и механизмы, чтобы купировать проблемы, связанные со всеми видами безопасности, и биологической в том числе. Т.е. у нас общие проблемы, и решать их надо сообща с нашими соседями, стратегическими партнерами и союзниками.

Нужно устранять многолетние простои в процессах, касающихся развития того же производства. Соответственно и запрос на науку, и инновационные разработки в идеале тоже должен возрасти. Т.е. концептуально необходимо перестраивать всю модель и алгоритм работы и связей науки, производства и экономики. Я думаю, велосипед здесь изобретать не нужно, есть множество позитивных наработок и революционных и прогрессивных достижений нашего недавнего советского прошлого, которые были забыты, но не исчезли,  их нужно просто реанимировать с учетом нынешних реалий. В том числе в сфере вооружения и обеспечения безопасности.

«Регион.kg»: Насколько, на ваш взгляд, реальна угроза, которая исходит из Афганистана?

- Афганистан, оставаясь территорией, где талибы достигли существенного прогресса в обеспечении безопасности, но не решили крайне важные экономические и гуманитарные вопросы, остается территорией, не отвечающей всем требованиям стабильного государства в нашем привычном понимании. Поэтому на этом фоне внутренняя безопасность в Афганистане, а также в приграничных с ним районах Пакистана, где по разным данным остаются какие-то ячейки, даже если учесть заявления Талибана, что они практически ликвидировали ИГИЛ на своей территории, вызывает большие вопросы. Надо понимать, что террористические организации – это не постоянные какие-то структуры, что всегда имеет место миграция боевиков. По утверждению того же самого Талибана, время от времени на эти приграничные территории прибывают люди, как это ни странно, именно со стороны наших центральноазиатских республик.

И здесь логично задаться вопросом, почему это происходит? И если вернуться к первому вопросу, касательно закона о религии, как я и говорил, то прежде чем принимать какие-то запретительные меры, надо все эти шаги тщательно взвешивать и широко обсуждать – не в кругу экспертов, где превалирует одна точка зрения. Важно выслушивать и противоположные мнения. Тогда решения будут более эффективными и адекватными.

Надо отметить, что достаточно долгое время в Таджикистане, и в свое время в Узбекистане была очень жесткая политика властей – были и репрессии, и преследования, и безальтернативные запреты, которые спускались без какого-либо широкого обсуждения.

Все это привело к тому, что в этих странах появилась оппозиция, где-то даже подпольная вооруженная оппозиция. Но самое главное, что все эти запреты в значительной мере проблему снижения уровня радикализма и экстремизма не решили.  Более того значительно возрос уровень разрыва между государством и представителями религиозных групп, у них возникло такое взаимное недоверие и непонимание, что сейчас ни о каком диалоге речи идти не может.  Получается, что с каждым годом людей, практикующих религию, становится все больше,  но государство не выступает в авангарде процессов, которые могут задавать тон религиозной политике. Т.е. они идут сами по себе, и это является серьезной проблемой. И единственная возможность привести все в нормальное, адекватное состояние с учетом требований безопасности внутри страны, это диалог, а также постоянная работа по просвещению и образованию. Только так можно существенно минимизировать проблемы в сфере безопасности, связанные с религиозной политикой.

Это единственные действенные механизмы наряду с силовыми методами, оправданными, когда есть террористическая угроза, есть абсолютно радикальные элементы, которые ставят своей целью дестабилизацию или свержение действующего режима и власти. В этих случаях применение силы оправдано. Но распылять и размазывать такие подходы на все религиозное сообщество, которое представлено разными убеждениями и точками зрения, ни в коем случае нельзя. Потому что это подталкивает людей пополнять ряды радикальных течений, т.е. это только на руку радикалам.

Возвращаясь к вопросу об Афганистане, нужно сказать, что там тяжелейшая гуманитарная ситуация. И сегодня необходимо решать этот вопрос и нашем регионе совместно с соседями, и в рамках ОДКБ, и на международных площадках в ООН. Т.е. применять методы, которые, допустим, используют страны НАТО по отношению к Сирии, устанавливая блокаду страны, провоцируя голод и создавая тяжелейшее положение в плане продовольственной безопасности, чтобы решить вопрос свержения действующего президента Башара Асада, не должны применяться к Афганистану.

Нужно понимать, что в странах, где существует нерешенная проблема экономического, продовольственного, гуманитарного характера, риски дестабилизации, возникновения противостояния и гражданской войны всегда высоки. Соответственно, на фоне этих процессов будет актуальной и террористическая угроза. Поэтому, прежде чем решать эту проблему, нужно устранить ее причины, и уже потом применять какие-то санкционные или даже силовые методы.

Талибы прекрасно отдают себе отчет в том, чем им грозит ситуация, при которой они гипотетически возымеют намерение  вторгнуться в соседние страны. Это будет означать не просто войну, но и в перспективе погружение Афганистана в очередной хаос, который может привести к уничтожению страны. Я думаю, это никому не нужно ни в самом Афганистане, ни в наших республиках. Поэтому в данный момент, я считаю, Кыргызстан должен поставить приоритет, прежде всего, на внешнеполитическую активность, направленную на развитие контактов с представителями действующей афганской власти. Нужно мониторить ситуацию, тесно работать с соседями и партнерами по ОДКБ и стараться минимизировать угрозы именно за счет решения гуманитарных и продовольственных проблем в Афганистане. Такая стратегия, на мой взгляд, является априори выигрышной.

Справка «Регион.kg»

На днях стало известно, что Кыргызстан вывел «Движение Талибан» из списка запрещенных на территории страны организаций.

Первым об этом на своем официальном сайте сообщило внешнеполитическое ведомство Афганистана. Днем позже информацию подтвердили в МИД КР.

«Министерство иностранных дел КР подтверждает, что после тщательного рассмотрения и всесторонней оценки компетентными государственными органами страны, было принято решение исключить «Движение Талибан» из списка запрещенных организаций на территории Кыргызской Республики.

Это решение направлено на укрепление региональной стабильности и поддержание диалога. Кыргызская Республика остается приверженной поддержанию усилий международного сообщества, направленных на обеспечение стабильной и мирной обстановки в Афганистане и в регионе в целом», - говорится в сообщении внешнеполитического ведомства Кыргызстана.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320