ОДКБ является гарантом нашей национальной безопасности от внешних угроз. ОТГ мы рассматриваем как дополнение к существующим форматам сотрудничества, что только укрепляет наше взаимодействие и усиливает вклад в общую стабильность, отметил секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов.
Об этом он рассказал во время круглого стола: «К итогам саммита ОТГ. Геополитические контуры тюркского мира: идеология, экономика, безопасность», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
- Я всегда рад принимать участие в мероприятиях, которые организует ЦЭИ «Ой Ордо». И пользуясь возможностью выступить в рамках сегодняшней дискуссии, я хочу еще раз обозначить и подчеркнуть актуальные вызовы и угрозы, которые сейчас стоят перед Кыргызстаном и ЦА в целом. В настоящее время многие государства в мире, в том числе, считающиеся достаточно успешными, переживают сложный период в экономике и внутренней политике. Центральноазиатский регион также столкнулся с рядом вызовов – это экономические трудности, терроризм и экстремизм. В современном мире, где конфликты, геополитическая напряженность и глобальная трансформация все чаще определяют международную повестку, региональное сотрудничество становится, как никогда, важным, - подчеркнул спикер.
По его словам, ситуация в Афганистане также продолжает создавать риски для региональной безопасности. При этом, он подчеркнул, что от режима талибов не исходят угрозы или давление на соседей и региональную безопасность. Речь идет о том, что после прихода к власти движения Талибан афганская территория используется многими террористическими организациями как база, которая помимо всего прочего занимается еще и рекрутированием новых членов.
- Как человек с многолетним опытом работы в сфере борьбы с терроризмом, могу сказать, что в современном мире люди не берутся за оружие на пустом месте. Боевики получают финансирование, и всем понятно, откуда идут эти средства. Есть тренд — частные военные компании, и эти террористические организации фактически стали своего рода частными армиями. Их используют для продвижения глобальных политических интересов. Если бы у них не было финансовой поддержки отдельных государств, ни одна террористическая организация не смогла бы существовать самостоятельно.
Приведу пример Сирии, где в 2014 году во время гражданской войны боевики влились в ряды организации «Исламское государство», насчитывавшей более 100 тыс. человек с современным вооружением и финансированием. Даже государство среднего уровня не сможет содержать армию в таком количестве. Значит, кому-то это было выгодно — использовать их для продвижения своих геополитических интересов.
Поэтому, когда мы наблюдаем те или иные процессы, следует задаться вопросом, кому это выгодно? Тогда станет ясно, кто за ними стоит, и какие цели преследует. Когда речь идет об Афганистане, мы имеем в виду ситуацию, при которой многие экстремистские группы там базируются, создают лагеря и рекрутируют новых сторонников, включая граждан стран Центральной Азии и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.
Эти группы представляют для нас угрозу, и мы понимаем, что если они проникнут в страну сначала в малом количестве, затем в большем, это будет угрожать стабильности. Поэтому мы внимательно отслеживаем ситуацию. В настоящее время движение Талибан само ведет борьбу с этими группами. В Кабуле и других провинциях практически ежедневно происходят теракты, а численность боевиков растет. Эти группировки, включая «ИГИЛ-Харасан», представляют угрозу самому движению Талибан, конкурируя с ним за власть в Афганистане. Мы знаем, к чему может привести приход к власти террористической организации. Мы уже видели примеры в Ираке, Сирии и Ливии. Эти силы представляют серьёзную угрозу и являются вызовом для внешней безопасности, - пояснил секретарь Совбеза.
Он также подчеркнул, что нестабильность, нехватка воды и энергетические вызовы усиливают напряженность и требуют коллективных действий для укрепления стабильности. Глобальные структуры безопасности теряют эффективность и легитимность, что выражается в кризисе универсального международного права, обострении противоречий в международных отношениях, военных конфликтах и санкционной политике. Возросшая усталость стран глобального юга от монопольного влияния одной державы также подталкивает мир к переходу от однополярности к многополярности. Это продемонстрировал саммит БРИКС в Казани, на котором присутствовало значительное число стран.
- Важно отметить ключевые аспекты информационной безопасности и современных технологий, которые играют значительную роль в обеспечении безопасности региона. Цифровизация и повсеместное использование интернета создают для Кыргызстана и других государств новые угрозы, увеличивая риск кибератак на государственные структуры и финансовые и инфраструктурные объекты, что может привести к дестабилизации региона.
Весной мы столкнулись с атакой на учебные заведения, когда один за другим поступали ложные сообщения о взрывных устройствах. Эти аккаунты находились за рубежом, что подтверждает целенаправленность такой информационной атаки. Дезинформация, кибершпионаж и пропаганда становятся мощными инструментами влияния, способными манипулировать общественным мнением и подрывать доверие к государственным институтам.
Одной из угроз остается использование интернета и социальных сетей для организации протестных движений, целью которых может быть внутригосударственная дестабилизация. Реализация сценария «цветных революций» включает информационные технологии для создания атмосферы политической нестабильности и управляемого хаоса. Внешние силы продолжают применять гибридные методы для вмешательства в дела различных стран — от финансирования оппозиционных движений и экономического давления до распространения дезинформации, - отметил М. Иманкулов.
Кроме того, компетентные органы фиксируют нетрадиционные угрозы, такие как подмена устоявшихся ценностей ложными ориентирами, а также идеологические риски. Современные технологии, включая беспилотные системы и искусственный интеллект, создают новые вызовы в оборонной сфере, что требует разработки новых подходов для защиты государства.
- Постоянное давление на системы безопасности государств региона усиливается общими проблемами, такими как социальные и финансовые трудности, безработица, бедность, недостаточный уровень грамотности населения, в том числе в религиозных вопросах, незавершенный процесс оформления государственных границ и зависимость от иностранных технологий. В условиях глобальной нестабильности становится очевидной необходимость укрепления существующих альянсов и наращивания конструктивного сотрудничества для обеспечения национальной и региональной безопасности.
Масштаб проблем на локальном и глобальном уровне превышает возможности отдельных государств справляться с ними самостоятельно. Поддержание стабильности и развитие возможны только при коллективных усилиях. Кыргызстан, в рамках различных международных форматов, активно участвует в реализации политики по снижению угроз, - сообщил спикер.
При этом он выразил уверенность, что Организацию Тюркских государств не следует рассматривать, как отдельный блок, созданный в противовес другим объединениям. Основной приоритет — не допустить противопоставления тюркского мира другим союзам. Тюркский мир, основанный на культурной, языковой и этнической близости, формирует устойчивые связи между странами региона. Географическое положение и стратегические коридоры создают важные транспортные и торговые связи, усиливая значение экономического взаимодействия.
- Организация Тюркских государств, на наш взгляд, может стать эффективным двигателем экономического и социального развития Центральной Азии. Объединение усилий в таких сферах, как торговля, транспорт, энергетика и цифровая экономика, позволит странам региона выйти на новый уровень конкурентоспособности. Сотрудничество в сфере безопасности и обмен опытом также повышают устойчивость.
Концепция ОТГ отвечает национальным приоритетам стран-участниц, включая Кыргызстан, и предоставляет платформу для укрепления экономических, культурных и политических связей. Важно, что сотрудничество в рамках ОТГ не ограничивает суверенитет и позволяет каждой стране использовать собственный подход к решению внутренних проблем. Тюркский мир строится на сочетании глубинных идеологических основ, таких как культурное и историческое наследие, и прагматичных подходов в экономике и политике. Большая политика также играет важную роль, поскольку сложившаяся ситуация в мире требует гибкого подхода и стратегического взаимодействия на международной арене.
Важнейшими приоритетами Кыргызстана в рамках председательства станут укрепление экономической кооперации, развитие инфраструктуры и торговли, углубление сотрудничества в сфере безопасности и противодействия угрозам, а также культурное и образовательное взаимодействие. Наша задача — обеспечить более сильное, сплоченное и эффективное партнерство в общих интересах, несмотря на наличие различных взглядов по отдельным вопросам. Страны, входящие в организацию, неоднократно озвучивали в рамках ОТГ и других интеграционных объединений, что поддерживают мир, спокойствие, стабильность и безопасность, а также экономическое развитие в региональном контексте. Государства-члены ОТГ наряду с нашими стратегическими партнерами, Россией и Китаем, принимают активные меры для обеспечения национальной и региональной безопасности. Ключевую роль здесь играет, на мой взгляд, Организация Договора о коллективной безопасности как основная структура, поддерживающая стабильность в регионе.
Честно говоря, ОДКБ является гарантом нашей национальной безопасности от внешних угроз, потому что она включает все обязывающие и отработанные механизмы. Вместе с тем Организация тюркских государств не является альтернативой или противовесом другим объединениям, включая наше стратегическое партнерство с Россией. Одновременно с этим мы рассматриваем ОТГ как дополнение к существующим форматам сотрудничества, что только укрепляет наше взаимодействие и усиливает вклад в общую стабильность.
Кыргызстан всегда придерживался и будет придерживаться принципов миролюбия, конструктивного диалога, взаимного уважения и доверия в межгосударственных отношениях. Подводя итог своего выступления, подчеркну, что ОТГ наряду с другими союзами открывает перед нашей страной и всем регионом дополнительные возможности, которые следует использовать для обеспечения устойчивого развития и безопасности.
На следующий день после завершения саммита ОТГ я также присутствовал на встрече секретарей Совета Безопасности стран СНГ в Москве. Я вернулся оттуда в конце недели, и мы там обсуждали те же угрозы и вызовы для стран СНГ, в том числе для центральноазиатского региона. Мы обменялись мнениями и предложениями по совместному обеспечению безопасности наших стран. Таким образом, ОТГ, СНГ, ОДКБ и ШОС — эти организации не противоречат друг другу, а, наоборот, взаимодополняют друг друга в области обеспечения безопасности и стабильности в регионе, - резюмировал М. Иманкулов.
Отвечая на вопрос о том, как сопрягаются вопросы безопасности в рамках ОДКБ, где локомотивом является Россия и в рамках ОТГ, учитывая, что Турция является членом НАТО, М. Иманкулов, напомнил, что Кыргызстан проводит многовекторную внешнюю политику.
- Мы выстраиваем хорошие отношения со всеми странами, и прежде всего, с нашими стратегическими партнерами и соседями. При этом в борьбе с терроризмом, экстремизмом мы сотрудничали и с главной страной альянса – США, и теперь иногда наши спецслужбы и вооруженные силы сотрудничают в этих вопросах. Анкара не продвигает интересы НАТО в нашем регионе. Мы не видим таких попыток. А вот военное сотрудничество между нашими странами, в том числе покупка беспилотников у Турции, имеет место. Однако, мы закупаем и продолжим закупать вооружение не только у турецкой стороны, но и у других стран, включая Россию и Китай, в зависимости от наших экономических возможностей.
Сотрудничество в рамках ОДКБ остается приоритетным для обеспечения внешней безопасности страны. При этом другие международные организации дополняют друг друга в вопросах борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Эти усилия необходимы для обеспечения глобальной безопасности. В противном случае ни одна страна не сможет справиться с современными угрозами в одиночку, - добавил секретарь СБ КР.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320