Ой Ордо
28.03.2025

Марат Иманкулов: Дефицит водных ресурсов и связанные с ним риски  являются одной из наиболее актуальных проблем ЦА

Мировая практика водопользования показывает, что идеального варианта разрешения споров, который бы учитывал интересы всех стран, не существует, но постоянный поиск компромиссов необходим и отвечает  интересам сохранения стабильности и укрепления безопасности в регионе. Об этом в рамках круглого стола: «Водная дипломатия в Центральной Азии в условиях водно-энергетического кризиса: проблемы и решения», организованного ЦЭИ «Ой Ордо» рассказал секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов.

По его словам, возможные риски глобальной деградации водных ресурсов известны давно.

- Если вы помните, то еще с 20-хгодов двадцатого века  в Советском Союзе на разных уровнях обсуждался проект, названный «Поворотом сибирских рек». Основная его идея заключалась в перераспределении стоков Иртыша, Оби, Тобола и других рек в союзные республики, остро нуждавшиеся в пресной воде, — Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Этими мерами также планировалось предотвратить экологическую катастрофу, связанную с высыханием Аральского моря.

Кроме того, ожидалось, что проект улучшит условия для сельского хозяйства, создаст новые возможности для судоходства и рыболовства, положительно повлияет на экономику всей страны. Однако он так и не был реализован из-за дороговизны, сложности воплощения в жизнь и критики  специалистов и общественности.

Несмотря на это, проект показал новые направления для дальнейших исследований и обсуждений по вопросам  экологии и управления водными ресурсами.

В нынешних условиях обострения водного дефицита, возможно, было бы целесообразным пересмотреть актуальность данной идеи. Конечно, требуется провести новые исследования с учетом изменившихся экологических факторов, экономической и энергетической ситуации. Не исключено, что переброс излишков воды из одного региона в другой мог бы проходить через современные трубопроводные системы, что снизило бы экологические последствия и при этом создало бы новые рабочие места.

Можно вспомнить процесс создания «Великой  рукотворной реки» под руководством ливийского лидера Каддафи. Он планировал обеспечить пресной водой не только свою страну, но и другие пустынные регионы Африки, используя подземные воды Нубийского водоносного слоя  площадью более 2 млн кв. км – крупнейшего на планете подземного источника пресной воды.

Была создана мощная и уникальная ирригационная система, включающая комплекс многокилометровых труб, акведуков и более тысячи трехсот скважин. Вода пришла во все регионы Ливии. Помимо этого, воду можно было дать засушливому Египту, Судану, всем странам Африки. В рамках этого масштабного интеграционного проекта Каддафи сразу же решал  проблему и с питанием, и с земледелием, - рассказал секретарь Совета безопасности.

Вместе в тем он напомнил, что в июле 2011 года авиация НАТО нанесла удар по инфраструктуре «Великой рукотворной реки». Разбомбили завод по производству труб. Сегодня эта глобальная ирригационная система находится в плачевном состоянии, как и вся Ливия.

- На основе ливийского примера можно рассмотреть перспективу разработки и использования немалых запасов подземных вод в Центральной Азии. Подземные  источники всегда считались стратегическим ресурсом, однако, здесь также надо искать современные решения, которые позволят не истощать эти запасы.

Наряду с этим, в Европе периодическая засуха и неправильная политика в отношении инфраструктуры водоснабжения уже не первый год приводят к острой  нехватке воды. Решение этой проблемы еще не найдено, и ситуация там усложняется.

По некоторым экспертным оценкам, спрос на пресную воду в Европе к 2030 году превысит имеющиеся запасы на  56%. Согласно другим данным, в среднем страны ЕС теряют около 25% питьевой воды из-за плохих  трубопроводов. Только в Риме этот показатель достигает 42%, поскольку система водоснабжения в некоторых кварталах города сохранилась еще со времен Римской империи. При этом оптимальный уровень утечек, по  мнению экологов, составляет около 10%.

Кроме того, в современной истории урегулирования водных кризисов есть пример индо-пакистанского договора о воде. С момента обретения независимости проблема распределения ресурсов реки Инд долгое время  была важной составляющей противоречий между Нью-Дели и Исламабадом.

В 1960 году страны подписали Договор о водах Инда при посредничестве Всемирного банка. Договор предоставил Индии право пользования водами всех восточных рек и их притоков до мест, в которых они переходят на территорию Пакистана. Пакистан, в свою  очередь, получил право пользования водами западных рек, которые также могут использоваться для орошения прилегающих к территории Индии полей и на нужды жителей прилегающих районов.

Договор предлагает сторонам два способа  разрешения споров, которые могут возникнуть по поводу  распределения воды из любой из рек.

Первый из них заключается в обращении к арбитражу, который рассматривает юридические, технические и системные вопросы. Другой вариант — разрешение спора  нейтральным экспертом, который занимается только техническими вопросами.

Главной особенностью Договора о водах Инда является тот факт, что он был заключен между двумя государствами, которые открыто называли друг друга  стратегическими противниками. Более того, на момент заключения договора между странами шла открытая подготовка к возможному военному конфликту, предпосылками для которого являлись не только  территориальные споры, но и культурно-идеологические противоречия.

Тем не менее, стороны смогли прийти к пониманию, что для поддержания народного хозяйства, энергетической отрасли и мелиорации им необходимо  договориться о пользовании водами реки Инд и ее притоков.

Несмотря на то, что после заключения соглашения было минимум три войны и несколько военных кризисов, договор продолжает действовать, а сложившийся механизм работает, что говорит о высокой эффективности  документа, - поделился информацией М. Иманкулов.

При этом он подчеркнул, что в отношениях между странами Центральной Азии нет такого уровня политической конфронтации, как между Индией и Пакистаном.

- Полагаю, что грамотное и своевременное решение задач по обеспечению водой определит дальнейшее развитие нашего региона. Ведь вследствие водного дефицита непременно будет усложняться ситуация в энергетике, а также в обеспечении продовольственной и санитарно-эпидемиологической безопасности.

Вопросы водоснабжения населения и отраслей экономики, а также качества пресной и оперативность подачи нужных объемов поливной воды в настоящее время играют настолько важную роль, что пренебрежение ими может привести к большим издержкам, как в экономике, так и в решении социальных вопросов. Очевидно, что в сфере сельскохозяйственного  производства также скрыты проблемы экономического и социального характера.

Трудно предсказуемые политические факторы вместе с экономическими трудностями создают дефицит ресурсов, обостряют конкуренцию и размывают перспективы развития продовольственного рынка.  В свою очередь, негативные тенденции в экономике, энергетике, социальной жизни создают условия для новых волн неуправляемой миграции, что в комплексе  провоцирует кризисные ситуации в сфере безопасности.

Проблема истощения водных ресурсов, особенно  пресной воды, становится одной из важнейших в национальном, региональном и глобальном масштабе.  Тематика сохранения водных ресурсов за последние два-три года заняла верхние строчки в перечне наиболее обсуждаемых в среде специалистов.

Практически все эксперты и международные организации в своих прогнозах приходят к неутешительному выводу о том, что в ближайшие 25-30 лет человечество столкнется с глобальной проблемой  нехватки питьевой воды.

Организация объединенных наций в своих докладах отмечает, что если не принять меры по сохранению водных ресурсов уже сейчас, то к 2050 году более 5 млрд  человек будут испытывать проблемы с доступом к воде.  Относительно стран Центральной Азии аналитики Всемирного банка прогнозируют, что к 2050 году на фоне роста населения в регионе до 90 млн человек, ожидается дефицит воды до 25-30%

При этом потребность в водных ресурсах, используемых для земледелия, может возрасти на  30% уже к 2030 году. Это также негативно отразится на  экономических показателях и уровне доходов граждан. Уже сейчас, по данным ООН, страны ЦА ежегодно теряют до $2 млрд из-за дефицита и неэффективного использования водных ресурсов. За последние годы в Центральноазиатском регионе наблюдается аномально жаркая погода, которая приводит к засухе и «выгоранию» урожая.

Малое количество выпадения снега в зимний период существенно влияет на запасы водных ресурсов и ледников, а сильные морозы приводят к дополнительной нагрузке на энергетический комплекс и незапланированной сработке водных запасов. Безусловно, это влияет на всю Центральную Азию.

Климатические изменения, как и трагедия высыхания Арала привели к таянию ледников. По имеющимся  данным, по состоянию на 2013-2016 годы на территории Кыргызской Республики насчитывалось всего 9 957  ледников, с общей площадью 6 683,1 кв. км. В то же время, по каталогу ледников СССР (1940-  1970) на территории Кыргызстана располагалось 8 166  ледников, суммарной площадью 7 945 кв.км.

Наглядно видно, что за последние 50-70 лет площадь оледенения в стране сократилась на 1 262,3 кв. км или на 16%.

Это информация по площади ледников за 2016 год. Сейчас проводится работа по обновлению исходных данных.

Уже известно, что если в 40х-70х годах 20 века площадь ледников в бассейнах рек Талас и Асса составляла 160,1 кв. км, то по итогам 2023 года этот показатель составил всего 61,4 кв. км, т.е. их площадь сократилась почти в 2,5 раза. Судя по выявленной тенденции сокращения ледниковой площади, оледенение в бассейнах этих рек может исчезнуть к 2050-2060 годам.

Не лучше ситуация и по ледникам, расположенным на хребте Тескей Ала-Тоо в бассейне реки Турген-Аксу, хребте Кыргыз Ала-Тоо в бассейне реки Ала-Арча, хребте Памир-Алая (Кыргызстан) в бассейне реки Кек-Суу и  хребте Ак-Шыйрак в бассейне реки Малый Нарын. На данных ледниках за последние 5 лет в основном идет отрицательный баланс массы.

В целом за 5 лет среднегодовой баланс массы данных ледников составил минус 0,59 массы в водном эквиваленте. Как видно, ситуация с ледниками вызывает уже не озабоченность, а сильную тревогу и требует принятия  экстренных мер уже сегодня,  В среднем ежегодный ущерб от климатических  изменений в Кыргызстане оценивается в $30-50 млн. В будущем при сохранении нынешних тенденций эта цифра может дойти до $1 млрд.

Вследствие климатических причин Кыргызстан, несмотря на то, что страна находится у истоков формирования водных ресурсов, сам стал испытывать трудности. Тем не менее, невзирая на определенный ущерб для себя, Кыргызстан безоговорочно на сто процентов исполняет все международные договоренности по обеспечению соседей водой.

В одном из интервью президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров отметил: «Мы думаем не только о себе, но и о своих соседях. Так как мы вечные соседи, мы должны думать о самых важных вопросах. Абсурдно рассуждать, что мы во главе воды и воды не дадим. Мы все братские народы и во многом зависим друг от друга».

Уверен, что Кыргызстан и впредь будет придерживаться только такой позиции. Профильные министерства и ведомства стран  региона имеют многолетние отлаженные контакты со своими визави и ведут конструктивный диалог для того, чтобы решать проблемы водообеспечения.   Вместе с тем, возможно, некоторые действующие механизмы управления водными ресурсами уже не отвечают реалиям настоящего времени, не  удовлетворяют потребности стран Центральной Азии. В частности, Кыргызстан пока не получает адекватного возмещения от накопления и сохранения водных ресурсов. Этот тезис также был озвучен нашим  президентом ещё в 2022 году.

Тогда же и было предложено совместно разработать взаимовыгодные алгоритмы водопользования, чтобы у стран верховья были возможность и заинтересованность из расчета на несколько лет вперед накапливать водные  ресурсы для потребностей орошения в вегетационный период, независимо от водности, в том числе в период  маловодья.

Как видно, по вопросам воды уже назрела острая  необходимость в активном региональном сотрудничестве между государствами, ведении открытого диалога и поиске  взаимовыгодных решений. Центральноазиатский регион  является чувствительным с точки зрения сохранения стабильности, и на каких-то локальных участках может дать непредсказуемую реакцию на негативные изменения обстановки. В последнее время определенные силы стали активно использовать водные и энергетические вопросы  как рычаги давления на правительства центральноазиатских государств, чтобы решать свои геополитические задачи.

Очевидно, что в ближайшем будущем в нашем  регионе будет иметь влияние тот, кто будет контролировать его водный и энергетический потенциал. В свою очередь, согласованная и скоординированная деятельность стран Центральной Азии, как в рамках региона, так и на международной арене не только значительно укрепит международную субъектность всего региона, но и позволит эффективно продвигать и отстаивать национальные интересы стран, как совместно, так и  самостоятельно.

Со своей стороны, Кыргызская Республика, опираясь на своих соседей и союзников, намерена всегда  действовать последовательно, а также активно участвовать в реализации политики интеграции и снижения угроз региональной безопасности, - добавил М. Иманкулов.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320