Мировая практика водопользования показывает, что идеального варианта разрешения споров, который бы учитывал интересы всех стран, не существует, но постоянный поиск компромиссов необходим и отвечает интересам сохранения стабильности и укрепления безопасности в регионе. Об этом в рамках круглого стола: «Водная дипломатия в Центральной Азии в условиях водно-энергетического кризиса: проблемы и решения», организованного ЦЭИ «Ой Ордо» рассказал секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов.
По его словам, возможные риски глобальной деградации водных ресурсов известны давно.
- Если вы помните, то еще с 20-хгодов двадцатого века в Советском Союзе на разных уровнях обсуждался проект, названный «Поворотом сибирских рек». Основная его идея заключалась в перераспределении стоков Иртыша, Оби, Тобола и других рек в союзные республики, остро нуждавшиеся в пресной воде, — Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Этими мерами также планировалось предотвратить экологическую катастрофу, связанную с высыханием Аральского моря.
Кроме того, ожидалось, что проект улучшит условия для сельского хозяйства, создаст новые возможности для судоходства и рыболовства, положительно повлияет на экономику всей страны. Однако он так и не был реализован из-за дороговизны, сложности воплощения в жизнь и критики специалистов и общественности.
Несмотря на это, проект показал новые направления для дальнейших исследований и обсуждений по вопросам экологии и управления водными ресурсами.
В нынешних условиях обострения водного дефицита, возможно, было бы целесообразным пересмотреть актуальность данной идеи. Конечно, требуется провести новые исследования с учетом изменившихся экологических факторов, экономической и энергетической ситуации. Не исключено, что переброс излишков воды из одного региона в другой мог бы проходить через современные трубопроводные системы, что снизило бы экологические последствия и при этом создало бы новые рабочие места.
Можно вспомнить процесс создания «Великой рукотворной реки» под руководством ливийского лидера Каддафи. Он планировал обеспечить пресной водой не только свою страну, но и другие пустынные регионы Африки, используя подземные воды Нубийского водоносного слоя площадью более 2 млн кв. км – крупнейшего на планете подземного источника пресной воды.
Была создана мощная и уникальная ирригационная система, включающая комплекс многокилометровых труб, акведуков и более тысячи трехсот скважин. Вода пришла во все регионы Ливии. Помимо этого, воду можно было дать засушливому Египту, Судану, всем странам Африки. В рамках этого масштабного интеграционного проекта Каддафи сразу же решал проблему и с питанием, и с земледелием, - рассказал секретарь Совета безопасности.
Вместе в тем он напомнил, что в июле 2011 года авиация НАТО нанесла удар по инфраструктуре «Великой рукотворной реки». Разбомбили завод по производству труб. Сегодня эта глобальная ирригационная система находится в плачевном состоянии, как и вся Ливия.
- На основе ливийского примера можно рассмотреть перспективу разработки и использования немалых запасов подземных вод в Центральной Азии. Подземные источники всегда считались стратегическим ресурсом, однако, здесь также надо искать современные решения, которые позволят не истощать эти запасы.
Наряду с этим, в Европе периодическая засуха и неправильная политика в отношении инфраструктуры водоснабжения уже не первый год приводят к острой нехватке воды. Решение этой проблемы еще не найдено, и ситуация там усложняется.
По некоторым экспертным оценкам, спрос на пресную воду в Европе к 2030 году превысит имеющиеся запасы на 56%. Согласно другим данным, в среднем страны ЕС теряют около 25% питьевой воды из-за плохих трубопроводов. Только в Риме этот показатель достигает 42%, поскольку система водоснабжения в некоторых кварталах города сохранилась еще со времен Римской империи. При этом оптимальный уровень утечек, по мнению экологов, составляет около 10%.
Кроме того, в современной истории урегулирования водных кризисов есть пример индо-пакистанского договора о воде. С момента обретения независимости проблема распределения ресурсов реки Инд долгое время была важной составляющей противоречий между Нью-Дели и Исламабадом.
В 1960 году страны подписали Договор о водах Инда при посредничестве Всемирного банка. Договор предоставил Индии право пользования водами всех восточных рек и их притоков до мест, в которых они переходят на территорию Пакистана. Пакистан, в свою очередь, получил право пользования водами западных рек, которые также могут использоваться для орошения прилегающих к территории Индии полей и на нужды жителей прилегающих районов.
Договор предлагает сторонам два способа разрешения споров, которые могут возникнуть по поводу распределения воды из любой из рек.
Первый из них заключается в обращении к арбитражу, который рассматривает юридические, технические и системные вопросы. Другой вариант — разрешение спора нейтральным экспертом, который занимается только техническими вопросами.
Главной особенностью Договора о водах Инда является тот факт, что он был заключен между двумя государствами, которые открыто называли друг друга стратегическими противниками. Более того, на момент заключения договора между странами шла открытая подготовка к возможному военному конфликту, предпосылками для которого являлись не только территориальные споры, но и культурно-идеологические противоречия.
Тем не менее, стороны смогли прийти к пониманию, что для поддержания народного хозяйства, энергетической отрасли и мелиорации им необходимо договориться о пользовании водами реки Инд и ее притоков.
Несмотря на то, что после заключения соглашения было минимум три войны и несколько военных кризисов, договор продолжает действовать, а сложившийся механизм работает, что говорит о высокой эффективности документа, - поделился информацией М. Иманкулов.
При этом он подчеркнул, что в отношениях между странами Центральной Азии нет такого уровня политической конфронтации, как между Индией и Пакистаном.
- Полагаю, что грамотное и своевременное решение задач по обеспечению водой определит дальнейшее развитие нашего региона. Ведь вследствие водного дефицита непременно будет усложняться ситуация в энергетике, а также в обеспечении продовольственной и санитарно-эпидемиологической безопасности.
Вопросы водоснабжения населения и отраслей экономики, а также качества пресной и оперативность подачи нужных объемов поливной воды в настоящее время играют настолько важную роль, что пренебрежение ими может привести к большим издержкам, как в экономике, так и в решении социальных вопросов. Очевидно, что в сфере сельскохозяйственного производства также скрыты проблемы экономического и социального характера.
Трудно предсказуемые политические факторы вместе с экономическими трудностями создают дефицит ресурсов, обостряют конкуренцию и размывают перспективы развития продовольственного рынка. В свою очередь, негативные тенденции в экономике, энергетике, социальной жизни создают условия для новых волн неуправляемой миграции, что в комплексе провоцирует кризисные ситуации в сфере безопасности.
Проблема истощения водных ресурсов, особенно пресной воды, становится одной из важнейших в национальном, региональном и глобальном масштабе. Тематика сохранения водных ресурсов за последние два-три года заняла верхние строчки в перечне наиболее обсуждаемых в среде специалистов.
Практически все эксперты и международные организации в своих прогнозах приходят к неутешительному выводу о том, что в ближайшие 25-30 лет человечество столкнется с глобальной проблемой нехватки питьевой воды.
Организация объединенных наций в своих докладах отмечает, что если не принять меры по сохранению водных ресурсов уже сейчас, то к 2050 году более 5 млрд человек будут испытывать проблемы с доступом к воде. Относительно стран Центральной Азии аналитики Всемирного банка прогнозируют, что к 2050 году на фоне роста населения в регионе до 90 млн человек, ожидается дефицит воды до 25-30%
При этом потребность в водных ресурсах, используемых для земледелия, может возрасти на 30% уже к 2030 году. Это также негативно отразится на экономических показателях и уровне доходов граждан. Уже сейчас, по данным ООН, страны ЦА ежегодно теряют до $2 млрд из-за дефицита и неэффективного использования водных ресурсов. За последние годы в Центральноазиатском регионе наблюдается аномально жаркая погода, которая приводит к засухе и «выгоранию» урожая.
Малое количество выпадения снега в зимний период существенно влияет на запасы водных ресурсов и ледников, а сильные морозы приводят к дополнительной нагрузке на энергетический комплекс и незапланированной сработке водных запасов. Безусловно, это влияет на всю Центральную Азию.
Климатические изменения, как и трагедия высыхания Арала привели к таянию ледников. По имеющимся данным, по состоянию на 2013-2016 годы на территории Кыргызской Республики насчитывалось всего 9 957 ледников, с общей площадью 6 683,1 кв. км. В то же время, по каталогу ледников СССР (1940- 1970) на территории Кыргызстана располагалось 8 166 ледников, суммарной площадью 7 945 кв.км.
Наглядно видно, что за последние 50-70 лет площадь оледенения в стране сократилась на 1 262,3 кв. км или на 16%.
Это информация по площади ледников за 2016 год. Сейчас проводится работа по обновлению исходных данных.
Уже известно, что если в 40х-70х годах 20 века площадь ледников в бассейнах рек Талас и Асса составляла 160,1 кв. км, то по итогам 2023 года этот показатель составил всего 61,4 кв. км, т.е. их площадь сократилась почти в 2,5 раза. Судя по выявленной тенденции сокращения ледниковой площади, оледенение в бассейнах этих рек может исчезнуть к 2050-2060 годам.
Не лучше ситуация и по ледникам, расположенным на хребте Тескей Ала-Тоо в бассейне реки Турген-Аксу, хребте Кыргыз Ала-Тоо в бассейне реки Ала-Арча, хребте Памир-Алая (Кыргызстан) в бассейне реки Кек-Суу и хребте Ак-Шыйрак в бассейне реки Малый Нарын. На данных ледниках за последние 5 лет в основном идет отрицательный баланс массы.
В целом за 5 лет среднегодовой баланс массы данных ледников составил минус 0,59 массы в водном эквиваленте. Как видно, ситуация с ледниками вызывает уже не озабоченность, а сильную тревогу и требует принятия экстренных мер уже сегодня, В среднем ежегодный ущерб от климатических изменений в Кыргызстане оценивается в $30-50 млн. В будущем при сохранении нынешних тенденций эта цифра может дойти до $1 млрд.
Вследствие климатических причин Кыргызстан, несмотря на то, что страна находится у истоков формирования водных ресурсов, сам стал испытывать трудности. Тем не менее, невзирая на определенный ущерб для себя, Кыргызстан безоговорочно на сто процентов исполняет все международные договоренности по обеспечению соседей водой.
В одном из интервью президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров отметил: «Мы думаем не только о себе, но и о своих соседях. Так как мы вечные соседи, мы должны думать о самых важных вопросах. Абсурдно рассуждать, что мы во главе воды и воды не дадим. Мы все братские народы и во многом зависим друг от друга».
Уверен, что Кыргызстан и впредь будет придерживаться только такой позиции. Профильные министерства и ведомства стран региона имеют многолетние отлаженные контакты со своими визави и ведут конструктивный диалог для того, чтобы решать проблемы водообеспечения. Вместе с тем, возможно, некоторые действующие механизмы управления водными ресурсами уже не отвечают реалиям настоящего времени, не удовлетворяют потребности стран Центральной Азии. В частности, Кыргызстан пока не получает адекватного возмещения от накопления и сохранения водных ресурсов. Этот тезис также был озвучен нашим президентом ещё в 2022 году.
Тогда же и было предложено совместно разработать взаимовыгодные алгоритмы водопользования, чтобы у стран верховья были возможность и заинтересованность из расчета на несколько лет вперед накапливать водные ресурсы для потребностей орошения в вегетационный период, независимо от водности, в том числе в период маловодья.
Как видно, по вопросам воды уже назрела острая необходимость в активном региональном сотрудничестве между государствами, ведении открытого диалога и поиске взаимовыгодных решений. Центральноазиатский регион является чувствительным с точки зрения сохранения стабильности, и на каких-то локальных участках может дать непредсказуемую реакцию на негативные изменения обстановки. В последнее время определенные силы стали активно использовать водные и энергетические вопросы как рычаги давления на правительства центральноазиатских государств, чтобы решать свои геополитические задачи.
Очевидно, что в ближайшем будущем в нашем регионе будет иметь влияние тот, кто будет контролировать его водный и энергетический потенциал. В свою очередь, согласованная и скоординированная деятельность стран Центральной Азии, как в рамках региона, так и на международной арене не только значительно укрепит международную субъектность всего региона, но и позволит эффективно продвигать и отстаивать национальные интересы стран, как совместно, так и самостоятельно.
Со своей стороны, Кыргызская Республика, опираясь на своих соседей и союзников, намерена всегда действовать последовательно, а также активно участвовать в реализации политики интеграции и снижения угроз региональной безопасности, - добавил М. Иманкулов.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320