На фоне происходивших в Кыргызстане революционных событий, которые сопровождались различного рода волнениями, локальными вспышками насилия, а также несколько десятилетий пылающего Афганистана, в Центральной Азии стабильным островком безопасности оставался Казахстан. Однако события в городах Тараз, Алматы и в Жанаозен поставили перед казахстанскими властями ряд вопросов связанных с террористическими вызовами.
Эксперты и обыватели в РК взирали на бурные события в мире спокойно, но уже с 2010 года стали звучать тревожные звонки. Уже тогда вражеские силы начали массированно и незаметно проникать в соседние с РК страны. Именно в это время многие политики и эксперты забили тревогу. Возник резонный вопрос – сумеет ли Казахстан на столь сложном фоне по-прежнему невозмутимо оставаться оазисом мира и стабильности.После событий в Актобе, Атырау и Таразе стали ясны масштабы и серьезность террористической угрозы, обнажившей нехарактерные для страны явления. В обществе в один голос заговорили, что в Казахстане все-таки присутствует угроза терроризма. Но это не может быть удивительным, так как в условиях глобализации каждая страна является неотъемлемой составной частью мирового сообщества. Потому нет ничего противоестественного и удивительного, что вызывающие общественные волнения угрозы и силы, сумели проникнуть и на территорию Казахстана.
Отдельный вопрос состоит в том, что идейные последователи экстремизма оказались среди граждан благополучной страны. Сегодня эксперты полагают, что какие-то пробелы в политике были все же допущены и обществу подан серьезный сигнал, особенно после событий в г. Жанаозен и на станции Шетпе Мангыстауской области.
Можно предположить, что этим молодым авантюристам типа боевиков или погромщикам в г.Жанозен чего-то явно не хватало, либо были окончательно зомбированы внешними силами и загорелись неестественным фанатизмом ради дешевых популистских идей сепаратистского характера. С другой стороны возникает и смежный вопрос. Насколько граждане спокойной и стабильной миролюбивой страны оказались готовы встретить новую угрозу? Ведь ситуация складывается так, что в любой момент рядовой казахстанский гражданин может оказаться в ненужном месте в ненужное время и стать либо жертвой террористического акта либо заложником террористов. Реалии современной политической обстановки таковы, что Казахстан расположен в окружении стран, где уже активно ведут свою деятельность террористические организации. Так или иначе, казахстанцы оказались втянутыми в новую скрытую войну с таким опасным явлением как терроризм. Войну, в которой нельзя допустить поражения. Казахстанцам крайне важно как никогда сплотиться ради общего мирного будущего и во благо подрастающих поколений.
Терроризм - это метод политической борьбы, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей, систематически применяя насилие. Главная задача террористов – добиться публичности своих акций и вселить в души простых мирных жителей постоянное чувство страха. Породить страх вместе с осознанием того, что государство бессильно что-либо противопоставить или пресечь такие акции. В то же время, именно для государственных органов создаются возможности продемонстрировать свою силу и твердость, чтобы граждане могли жить и работать спокойно, будучи твердо уверенными в том, что в стране все находится под неусыпным контролем властей. В новой необъявленной войне нужны жесткие, но не жестокие меры по пресечению таких попыток проявить насилие против простых обывателей. Для нагнетания страха террористы могут применять различные методы, вплоть до поджогов или взрывов магазинов, вокзалов, штаб-квартир политических партий и так далее. Террористические акции всегда носят публичный характер и преследуют цель - оказать нужное воздействие на общество или на власть. Задача правительства в свою очередь заключается в том, чтобы угроза и осознание терроризма не засели накрепко в душах людей и не стали привычным явлением.
В эпоху Интернета и широкой компьютеризации террористы уделяют особое значение таким факторам как общественное мнение и СМИ. Сегодня имеется множество СМИ, падких на "террористические сенсации" и способные мгновенно формировать массовое общественное мнение. Поэтому не случайно, что наиболее используемые и эффективные методы террора включают в себя насилие не в отношении представителей власти и, в частности правоохранительных органов, а против мирных, беззащитных граждан. Насилие против группы не имеющих никакого отношения к главному "адресату" террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов теракта посредством масс-медиа.
Наряду с этим, второй посыл – это предъявление через СМИ общественности и политикам мотивов террора и условий его прекращения. Одна из главных попутных целей – вызов бурной цепной реакции в СМИ.
Поэтому сегодня становится весьма актуальной роль СМИ и их умение правильно и компетентно довести до аудитории ту или иную информацию о событии и действиях террористов. Во многом от этого зависит спокойствие и стабильность в обществе.
В настоящее время специалисты, занимающиеся исследованием проблем терроризма, выделяют два подхода или стратегии в борьбе с терроризмом — «прогрессивную» и «консервативную». «Прогрессивная» стратегия подразумевает возможность частичных уступок со стороны властей требованиям террористов. В то же время «консервативная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников.
Недавно проявившая себя исламистская группировка "Джунд аль-Халифат" ("Солдаты Халифата") совершила ряд террористических актов в Казахстане. В своих заявлениях эта группировка выступает против закона о религии, недавно принятого в казахстанскими парламентариями. Сегодня в Казахстане группировка "Солдаты Халифата" официально признана террористической организацией и ее деятельность полностью запрещена. Как установили казахстанские спецслужбы, организатором и лидером группировки является гражданин Казахстана, а активизация ее деятельности отмечена во всей Центральной Азии.
Группировка "Солдаты Халифата" ставит задачу по дестабилизации обстановки в регионе. В то же время, выясняется, что данная группировка потерпела ряд военных поражений от пакистанских талибов, в частности, от полевого командира Маулан Файзулла, который обвинил ее в связях с ЦРУ. Членами группировки "Солдаты Халифата" являются боевики разных национальностей из Афганистана, Казахстана и других стран, которые ставят конечной целью создание Исламского Халифата в Центральной Азии.
Примечательно, что после серии взрывов в Казахстане, социологи провели опросы общественного мнения, результаты которых показали, что 23,9 процента опрошенных казахстанцев в произошедших в стране терактах винят "Солдат Халифата", "Талибан" и другие зарубежные экстремистские группировки. Почти столько же респондентов (23,1 процента) считают, что за взрывами стоят казахстанские экстремисты.
Буквально недавно в качестве возможных источников терактов казахстанцы называли в основном внешние силы и факторы, а также зарубежные страны. Однако последние социсследования демонстрируют наличие внутренних, в чем-то скрытых, а в чем-то явных, но все-таки тревожных факторов.
Например, кроме казахстанских экстремистских группировок часть респондентов видит угрозу в оппозиционных политических силах Казахстана (3,2 процента) и разборках конкурирующих внутриэлитных групп страны (4,6 процента). 10,3 процента опрошенных граждан склоняются к тому, что в обострении религиозной ситуации в Казахстане виноваты заинтересованные иностранные государства. 9,1 процента опрошенных указали на причастность к акциям организованных преступных группировок, 5,4 процента обвиняют глобальную экстремистскую сеть "Аль-Каида". За политическую миграцию высказались 0,9 процента респондентов.
Если рассматривать трагедию в Жанаозене, то просматривается два главных подхода. Отдельные ангажированные СМИ пытаются связать в одно целое проблемы нефтяников, а также погромы и мародерство, происходившие 16 декабря. Другое дело, что руководство Казахстана сразу же заявило, что нельзя смешивать профессиональные споры с экстремистскими действиями погромщиков.
По оценке директора Информационно-аналитического центра МГУ имени М.Ломоносова Алексея Власова, конфликт в Мангистауской области тлел давно и не было предпосылок его перехода к резким формам протеста, особенно к столкновениям с гибелью людей. «Очевидно, что ситуацию использовали оппоненты власти, пытающиеся манипулировать протестными настроениями из Лондона. Уже накануне в социальных сетях появились призывы к срыву празднования Дня Независимости страны, который отмечается 16 декабря. За этим стоят попытки дискредитировать власть, возможно, намеренно пролить кровь», – указывает эксперт.
Схожей точкой зрения придерживается и директор международных проектов Института национальной стратегии России Юрий Солозобов. «Я считаю, что волнения спровоцированы извне радикальными оппонентами Президента Нурсултана Назарбаева, – полагает он. – Тот факт, что это произошло в день празднования 20-летия Независимости Казахстана, весьма показателен. Цель этой очевидной провокации – если не дестабилизировать ситуацию в стране в целом, то хотя бы подвергнуть сомнению стабильность Казахстана».
Российский эксперт напоминил, что накануне государственного праздника в разных городах страны прошла серия терактов, и «они носили откровенно показной, подчеркнуто жестокий характер. Цель была одна – посеять панику перед юбилеем Независимости». Столкновения в Жанаозене показали продуманность акции. "На роликах, выложенных в Сети, видно, как организованная группа молодых людей приходит с уже заранее подготовленными дубинами, начинает громить сцену и провоцировать полицию», – отмечает Солозобов.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что «нефтяники Жанаозена оказались разменной картой в руках противников власти, скрывающихся за границей, инструментом для расшатывания стабильности». По его оценке, методы погромщиков, которых нельзя назвать иначе, как вандалы, характерны для любой тщательно продуманной провокации, ориентированной на внешнюю информационную поддержку.
И такая медиаподдержка, как и акции протестов возле посольств Казахстана в разных странах, не заставили себя ждать. Заинтересованная пресса и политиканы стали заявлять о масштабных жертвах, однако официальные органы Казахстана сообщили о 15 погибших и 97 раненых в Жанаозене и Шетпе. Недавно генпрокурор Казахстана Асхат Даулбаев пригласил экспертов ООН принять участие в расследовании событий в Жанаозене.
В свою очередь, руководство Казахстана не ограничилось только наведением порядка в Жанаозене и сообщениями о хронологии событий, а также планах по проведению расследования. Правительственными органами предприняты комплексные меры по оперативному решению социально-экономических, гуманитарных и иных проблем, возникших в связи с беспорядками в городе Жанаозень.
Ситуацию в Жанаозене удалось стабилизировать в первый день беспорядков. Полицией и спецслужбами не допущено перехода беспорядков в другие населенные пункты. В городе введен комендантский час, а также предприняты усилия для восстановления разрушенных объектов и нормального жизнеобеспечения жанаозеньцев. Несмотря на огромный ущерб, нанесенный погромами, акиматом Мангыстауской области обеспечено нормальное обеспечение жителей продуктами питания и эффективная работа административных служб. Со стороны государства семьям пострадавших будет оказана материальная помощь.
Одним из шагов по решению проблем бастующих нефтяников явилось решение о трудоустройстве уволенных сотрудников "Озенмунайгаза" и "Каражанбасмунай", которым будут предложены рабочие места на крупных предприятиях, преимущественно горнодобывающей и нефтегазовой областей.
Общественность Казахстана в лице известных ученых, деятелей культуры, писателей, руководители мусульманской и других религиозных конфессий, жители городов и сел из различных регионов высказали свое осуждение действиям экстремистских элементов в Жанаозене и Шетпе. Народ высказал свою поддержку руководству страны, в столь сложную минуту проявив сплоченность и единство.
Тем временем, окончательный вердикт авторитетных экспертов, в том числе и кыргызских, является простым и понятным. По мнению аналитиков, речь идет о попытке реализации в Казахстане сценария «цветной революции» или «арабской весны». Характерно, что сразу после конфликта организаторы пытаются раздуть массовую истерию в зарубежных СМИ, однако большинство населения страны никогда не поддержит деструктивные силы.
«Многие западные эксперты откровенно обсуждают сценарий развития нефтеносного Западного Казахстана. Другое дело, что в действительности сепаратизма в Казахстане нет. Опросы показывают, что 95% населения поддерживает курс Нурсултана Назарбаева на интеграцию с Россией и Беларусью. А это не может нравиться определенным силам, желающим получить выгодные контракты. Поэтому они прибегают к таким отчаянным методам», – уверен Юрий Солозобов.
В самом Казахстане большинство здравых людей осознали, что в ситуации, когда общество напрямую столкнулось с новыми вызовами, государственным органам необходимо совершенствовать формы и методы упреждения террористических и экстремистских угроз. И в этом направлении главным подходом является не усиление карательных функций государства, укрепление спецслужб и других большей частью организационных мер. В первую очередь, политика властей должна быть направлена на нейтрализацию предпосылок, причин распространения терроризма. Только комплексным подходом можно создать условия, чтобы бороться с терроризмом сообща, без промедлений и беспощадно
Алмаз Касенов,
политический обозреватель.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320