Правительство республики по-прежнему делает ставку на активное привлечение внешней финансовой помощи, а не на реальное улучшение инвестиционного климата.
Жизнь взаймы
Недавно прошедшая в Бишкеке конференция с участием представителей стран-доноров Кыргызстана продемонстрировала, что в правительстве до сих пор рассчитывают на то, что ключевые вопросы экономически можно будет решать за счет привлечения внешних займов и грантов.
Стоит напомнить, что подобный форум проводился в Бишкеке 3 года назад, тогда руководство республики, возглавляемое Розой Отунбаевой, обратилось с просьбой к донорам оказать существенную финансовую поддержку в сумме, которая составляла примерно 5-6 миллиардов долларов, с учетом апрельских событий и межэтнического конфликта на юге страны. Выделенные международным сообществом средства в размере более 1 миллиарда долларов были направлены на процессы стабилизации общественно-политической и экономической ситуации в стране.
На сей раз кабинет министров предложил донорам финансово поддержать реализацию Национальной стратегии, куда включены прогнозы по развитию экономики республики до 2017 года. По расчетам чиновников, на эти цели необходимо более 16 миллиардов долларов.
В ходе форума, министр экономики Темир Сариев оптимистично заявил, что республика располагает частью реально существующих средств. Однако со стороны доноров требуется выделение еще более 8 миллиардов долларов.
Между тем, сама стратегия, состоящая из более 70 проектов, которые должны быть направлены на эффективное развитие стратегических отраслей экономики, вызывает в экспертном сообществе достаточно противоречивые оценки. К тому же, принимаемые ранее при правлении Акаева и Бакиева схожие документы лишь погружали страну в долговую зависимость.
Попытки чиновников заручиться новой кредитной поддержкой, по мнению экспертов, таят в себе опасность окончательной потери экономической самостоятельности республики. На начало текущего года внешний долг Киргизии достиг критического уровня, и составлял 3 миллиарда 31 миллион долларов. На этот аспект указал и представитель Международного валютного фонда в Центральной Азии Крис Бедис, который заявил, что республика должна, наконец, избавиться от зависимости во внешней помощи.
Поддержка инвесторов только на словах
Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев пообещал с трибуны форума, что в Национальной программе развития особое место будет уделено защите и созданию благоприятных условий для инвесторов, а также будет максимально прозрачна для общества деятельность госструктур и станет вестись борьба с коррупцией. Однако подобных оптимистичных обещаний и заверений на протяжении последних двух десятков лет со стороны высокопоставленных чиновников звучала масса, но инвестклимат по-прежнему оставляет желать лучшего, а уровень коррупции неуклонно растет.
Парламентская модель пока не дает возможность Кыргызстану выстроить эффективную систему госуправления, при которой инвесторы бы могли спокойно и стабильно работать. Не случайно большинство представителей стран-доноров в своих рекомендациях указывали на то, что власти Кыргызстана должны нормализовать инвестиционный климат и, наконец, должно появиться стабильно работающее правительство, которое находится в постоянном плену политических интриг.
- Я понимаю, что доноры не должны вовлекаться в политические вопросы, однако в Кыргызстане нужно серьезно задуматься над тем, как избежать частой смены правительства. Может найти консенсус между депутатами Жогорку Кенеша и правительством, чтобы как можно реже менять состав кабинета министров для более успешной реализации реформ, - отметил управляющий директор Европейского банка реконструкции и развития по Центральной Азии Оливье Декамп.
Таким образом, доноры дали понять, что они готовы вкладывать финансы в предсказуемый Кыргызстан, где существуют гарантии для вложенных инвесторами средств и четкие государственные подходы к вопросам развития экономики.
- Если бы в Кыргызстане существовал рациональный подход к привлечению инвестиций в стратегические отрасли, такие как энергетика, горная добыча, туризм и сельское хозяйство, то страна бы нуждалась в минимальных объемах внешний помощи. А так вложенные заемные средства опять пойдут на постоянное латание бюджетных дыр. Но рассчитываться за них ведь будут не чиновники, а рядовые налогоплательщики, - полагает экономист Самат Алиев.
По его мнению, многое будет зависеть от того, как правительству и Жогорку Кенешу удастся разрешить спорную ситуацию вокруг «Кумтора», во многом зависит судьба будущих инвестиций в стратегические отрасли.
- Речь, прежде всего, идет о международных обязательствах, которые взяли на себя власти страны перед инвесторами. Пока нынешнее правительство особенно в конфликтных вопросах в горнодобывающей сфере не имеет четкого и конкретного подхода в решении возникших острейших проблем. Все ограничивается обещаниями или озвучиванием новых проектов. Но реальных шагов и мер, где бы доминировала правовая защита и объективная оценка деятельности инвесторов в экологическом или социальном плане пока не видно. Наоборот, из инвесторов чиновники пытаются сделать крайних за бедственное положение в регионах, - констатирует эксперт.
В контексте «Кумтора»
По главному инвестиционному проекту страны ситуация пока остается абсолютно не ясной.
Один из основных вопросов, который предстоит решить правительственной комиссии, касается денонсации Генерального соглашения. В том числе, и на этот аспект представители стран-доноров обращали внимание в кулуарах форума. Многим понятно, что вопросы денонсации во многом продиктованы политическими реалиями нынешней ситуации в Кыргызстане.
- В конечном счете, денонсация не принесет пользы ни Кыргызстану, ни «Центерре», сейчас на работах на руднике задействовано 2800 человек, еще более 1000 работников работают по контракту. И в этом смысле моя точка зрения совпадает с мнением руководства страны и «Центерры». Какими бы ни были варианты, которые представит руководство Кыргызстана в сентябре, я думаю, они будут направлены на то, чтобы работа на руднике продолжилась, - отмечает президент компании «Кумтор Оперейтинг Компани» Майкл Фишер.
В то же время, Госэкотехинспекция республики продолжает добиваться в судебном порядке от компании выплаты многомиллиардных исков за, якобы, нанесение экологического ущерба.
- На любом предприятии, не только на «Кумторе», можно найти экологические проблемы. Вопрос заключается в том, реальную ли угрозу представляют выявленные чиновниками ведомства нарушения? Учитывая, что у соответствующих ведомств отсутствует элементарная методика и система расчетов по масштабности нарушений, любой международный суд даже не станет их рассматривать. К тому же, в республике действуют законодательные положения о защите инвесторов. На основании этих законов инвестор, в данном случае разработчики «Кумтора», наверняка, смогут легко доказать, что подобные обвинения не имеют реальных и подкрепленных научными методиками расчетов, - констатирует руководитель общественного объединения «Независимая экологическая экспертиза» Олег Печенюк.
Однако более сложным является вопрос, который увязывает деятельность инвесторов и борьбу оппонентов с действующей властью. Не случайно майские беспорядки в Кыргызстане проходили под лозунгами национализации «Кумтора».
- Радикальную оппозицию устроит только этот вариант, поскольку для них по большому счету не важна и денонсация Генсоглашения. Как только появится новый вариант Генсоглашения, оппозиция тут же заявит, что он не отвечает национальным интересам. Поэтому в этом вопросе ключевым является объективный и правой подход со стороны властей. Только тогда Кыргызстан сможет рассчитывать на инвестиции и весомую донорскую помощь, - считает политический обозреватель «Регион.kg» Кубатбек Асанов.
Андрей Барышев
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320